Символический капитал авангарда в дискурсе неофициального искусства 1960-1980-х гг

Автор: Любимова А.И.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 11, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается творчество независимых художников 1960-1980-х гг., переосмысляющих наследие авангарда. В дискурсе неофициального искусства идеи начала ХХ в. представляют собой символический капитал, значимый для художников при формировании новых приемов. Неофициальное искусство объединяет представителей разных направлений, которые вследствие долгой цензуры были оторваны от публичной деятельности. Творческие и концептуальные поиски художников выражали несовпадение личностного, эмоционального состояния и внутренней картины мира художественного мышления в конце 1950-х гг., уставшего от функционирования одной системы. Обращение к традиции авангарда объединяет разнообразные региональные школы нонконформизма в стремлении создать синтез современных художественных практик и искусства прошлого. Московские нонконформисты развивали концептуальное направление, представители ленинградского андеграунда экспериментировали с приемами метафизической живописи и абстрактного искусства, в творчестве саратовских нонконформистов сохранялись идеи декоративного символизма. Взаимодействуя с авангардом, нонконформисты образуют единство фигуративной и абстрактной живописи, являющейся отличительной особенностью неофициального искусства.

Еще

Неофициальное искусство 1960-1980-х гг, влияние авангарда, теория дискурса м. фуко, символический капитал п. бурдье, абстракция, концептуализм, метафизика

Короткий адрес: https://sciup.org/149144729

IDR: 149144729   |   DOI: 10.24158/fik.2023.11.41

Список литературы Символический капитал авангарда в дискурсе неофициального искусства 1960-1980-х гг

  • Аймермахер К. От единства к многообразию: разыскания в области другого искусства 1950-1980-х гг. М., 2004. 374 с.
  • Андреева Е.Ю. Угол несоответствия: школы нонконформизма, Москва - Ленинград, 1946-1991 гг. М., 2012. 457 с.
  • Барабанов Е.В. Метагеометрия художника Штейнберга. М., 2017. 149 с.
  • Бобринская Е.А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. 294 с.
  • Бурдье П. Практический смысл / отв. ред. Н.А. Шматко. СПб., 2001. 562 с.
  • Гройс Б.Е. Частные случаи. М., 2020. 217 с.
  • Ершов Г. Нонконформизм и русский авангард. Проблемы соотнесения // Мифы и теории в искусстве России 19702012-х гг. / ред. Н. Волохонская. СПб., 2013. С. 20-22.
  • Кандинский В.В. О духовном в искусстве / пер. с нем. Н.И. Дружковой. М., 2018. 381 с.
  • Колейчук В.Ф. Кинетизм. М., 1994. 154 с. Солянов В.А. Магеста. Саратов, 2003. 157 с.
  • Фуко М. Археология знания / пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. СПб., 2004. 416 с.
  • Хлобыстин А.Л. Шизореволюция: очерки петербургской культуры второй половины XX в. СПб., 2017. 503 с.
  • Bowlt J. The Soviet nonconformists and the legacy of the Russian avant-garde // Bowit J.E., Kuspit D.B. Forbidden art: The postwar Russian avant-garde. N. Y., 1998. P. 48-81.
Еще
Статья научная