Символика драгоценных камней: христианская традиция и новая интерпретация в проповедях XVII века

Бесплатный доступ

Цель работы - рассмотреть новые тенденции в интерпретации символа в сравнении с традицией христианской экзегетики на примере тематической группы «драгоценные камни». Источником нашего исследования послужили проповеди из «Ключа разумения» Иоанникия Галятовского (Киев, 1659-1660) и «Огородка Марии Богородицы» Антония Радзивиловского (Киев, 1676). Оба автора - выпускники Киево-Могилянской духовной академии, современники, проповеди их схоластические по характеру с ярко выраженными барочными чертами. Новый творческий метод работы с текстом - аллегорическая амплификация - определяет новое отношение автора к тексту как к объекту дискурсивного анализа. В рамках этого метода проповедник видит свою задачу в истолковании Священного Писания, в расшифровке символов, в поиске соответствий между символами и явлениями окружающей жизни. Возникают вопросы: какими приемами и нарративными источниками пользуется писатель барокко, почему традиционные символы «тонут» в смысловых импровизациях автора. И. Галятовский и А. Радзивиловский отклоняются от традиционной христианской экзегетики: акцентируя внимание на вторичных признаках (сверхъестественных, часто вымышленных, свойствах камней), они интерпретируют символику с точки зрения утилитарной ценности обозначаемых данными лексемами предметов. В результате символ, утрачивая анагогический (возвышенный) характер и лаконичность изображения, превращается в художественный (метафорический) образ.

Еще

Символ, образ, драгоценные камни, проповедь, традиция

Короткий адрес: https://sciup.org/147219666

IDR: 147219666

Список литературы Символика драгоценных камней: христианская традиция и новая интерпретация в проповедях XVII века

  • Аксентон Ю. Д. Сведения о драгоценных камнях в Изборнике Святослава 1073 г. и некоторых других памятниках // Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. / Под ред. Б. А. Рыбакова. М.: Наука, 1977. С. 280-292.
  • Беседа Белоцерковская ректора Киево-Могилянской Коллегии Иоанникия Галятовского, бывшая 8 ноября 1663 г. Киев, 1857.
  • Борисова Т. С. К теории символа в церковнославянском языке // История языка: Межвуз. сб. научн. тр.Новосибирск, 1999. С. 20-27.
  • Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры. Subspecieaesthetica: В 2 т. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. Т. 1. Раннее христианство. Византия. 575 с.; Т. 2: Славянский мир. Древняя Русь. Россия. 527 с.
  • Ковтун Л. С. Азбуковники XVI-XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. Л.: Наука, 1989. 294 с.
  • Левшун Л. В. О слове преображенном и слове преображающем: теоретико-аналитический очерк истории восточнославянского книжного слова XI-XVII вв.: Моногр. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. 896 с.
  • Марковский М. Антоний Радзивиловский, южно-русский проповедник XVII в. Киев, 1894.
  • Пыляев М. И. Драгоценные камни. Репринтное издание 1888 г. М.: Х.Г.С., 1990. 404 с.
  • Сумцов Н. Ф. К истории южнорусской литературы XVII столетия. Киев, 1884. Вып. 2: Иоанникий Галятовский. 83 с.
Еще
Статья научная