Символика и культурное значение архиерейского посоха-жезла в церковной полемике XVII-XVIII века

Автор: Маслова Юлия Валерьевна

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Духовное наследие и культура

Статья в выпуске: 4, 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению роли архиерейского посоха-жезла в полемике старообрядцев с господствующей церковью. Раскрыта символика посоха-жезла в контексте христианской культуры и искусства. На основании полемических сочинений старообрядцев выявлена роль посохов митрополита Петра Московского и епископа Никиты Новгородского как главных аргументов в пользу старой формы посоха.

Христианство, символика, церковная реформа, церковь, раскол, полемика, старообрядцы, посох, жезл

Короткий адрес: https://sciup.org/170174122

IDR: 170174122

Список литературы Символика и культурное значение архиерейского посоха-жезла в церковной полемике XVII-XVIII века

  • Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума//Памятники старообрядческой письменности. СПб., 2000. - С. 330-331.
  • Аввакум. Из статьи «Списание и собрание о божестве и о твари и како созда бог человека»//Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. - М.: Гослитиздат, 1960. - С. 182.
  • Гудзий Н. К. Протопоп Аввакум как писатель и как культурно-историческое явление//Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. - [М.]: Academia, 1934. - С. 42.
  • Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. М., 1999. С. 101.
  • Богородица//Православная энциклопедия. Том V: Бессонов-Бонвеч. М, 2002. С.486-504.
  • Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1998. - С. 216.
  • Скрижаль. Акты соборов 1654,1655,1656 годов. СПб., 2013. - С. 290-291.
  • Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. [М.]: Academia, 1934. - С. 85
  • Гудзий Н. К. Комментарий // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. [М.]: Academia, 1934. - С. 396-397.
  • Аввакум. Из беседы восьмой. [Об Аврааме] // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М.: Гослитиздат, 1960. - С. 143.
  • Для удобства номера глав и страницы, обозначенные в книге церковнославянскими буквами, даются арабскими цифрами.
  • Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства. Отделение I. Св. иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. М., 1849. - С. 158.
  • Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства. Отделение I. Св. иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. М., 1849. - С. 159.
  • Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. СПб.: Об-во для науч. евр. изд. Брокгауз-Ефрон. [1910]. Т. VII. Данциг-Ибн-Эзра, Иуда. - С.320.
  • Православная богословская энциклопедия. Под ред. А.П. Лопухина. Пг., 1904. - XV. Донская епархия-Ифи-ка. - С. 548.
  • Щедрина К.А. Две змеи на архиерейском посохе XVII века: заметки о происхождении и символике //Ставро-графический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. Сб.статей. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2005. С. 315-326.
  • Там же. С. 315.
  • Щедрина К.А. Две змеи на архиерейском посохе XVII века. С. 324-325.
  • Цит. по: Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003. С. 219.
  • Симеон Полоцкий. Жезл правления. М., 1753.
Еще
Статья научная