Символика природных мотивов в дзэнской живописи тушью

Бесплатный доступ

Поднятая в статье проблема символико-философского значения дзэнской живописи является частью большой темы о роли искусства в передаче важнейших духовных истин. Искусство дзэн существовало не столько «ради искусства» и удовлетворения эстетических потребностей, сколько было направлено на задачу нравственного совершенствования личности. Художественное творчество расценивается в дзэнском контексте в первую очередь как духовная дисциплина, как способ освобождения от «эго» в процессе концентрации на избранном предмете изображения. Живописный образ, наполняясь нравственно-этическим, символическим содержанием, становится одним из инструментов трансформации сознания, средством медитативной практики. Из всего многообразия и богатства символически-осознанных образов дзэнского искусства, включающих в себя изображения людей, разного рода птиц, животных, растений, акцент сделан на раскрытии внутреннего смысла отдельных наиболее значимых и репрезентативных природных мотивов и сюжетов, их религиозно-философского подтекста.

Еще

Дзэн-буддизм, искусство буддизма дзэн, символ, эстетические принципы, живописный образ, изобразительный мотив, композиционный прием, религиозно-философский смысл, медитация

Короткий адрес: https://sciup.org/147218823

IDR: 147218823

Список литературы Символика природных мотивов в дзэнской живописи тушью

  • Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994. 335 c.
  • Осемчук В. В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII вв.) в Китае. М.: Смысл, 2001. 380 с.
  • Covell J. C., Yamada Sobin. Zen at Daitoku-ji. Tokyo; N. Y.; San Francisco: Kodansha International, 1974. P. 143.
  • Brinker H., Hiroshi Кanazawa. Zen: Masters of Meditation in Images and Writings. Artibus Asian Publishers, 1996. P. 340.
  • Kukai: Major Works. Translated with an Account of His Life and a Study of His Thought. N. Y.: Columbia Univ. Press, 1972. P. 145-146.
  • Эбинэ Тосио. Суйбоку-га: Мокуан кара Минте э // Нихон но бидзюцу [海老根 聴郎.水墨画:黙庵から明兆へ//日本の美術. 東京]. Живопись тушью: от Мокуана до Минтё // Искусство Японии. Токио, 1994. № 2. С. 98.
  • Симао Арата. Суйбоку-га: Ноами кара Кано-ха э // Нихон но бидзюцу [島尾 新.水墨画:能阿弥から狩野派へ//日本の美術東京] Живопись тушью: от Ноами до школы Кано // Искусство Японии. Токио, 1994. № 7. С. 44-57.
  • Накамура Танио. Сэссон то канто суйбоку-га // Нихон но бидзюцу [中村 渓男. 雪村と関東水墨画 //日本の美術.東京]. Сэссон и дальневосточная живопись тушью. Токио, 1972. № 8. С. 110.
Статья научная