Символика сада в романе Г. К. Честертона «Человек, который был четвергом»

Автор: Васильева Екатерина Владимировна

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Статья в выпуске: 1 (33), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу символической образности сада и парка в романе Г.К. Честертона «Человек, который был Четвергом» (1908). Показано, как в художественном пространстве романа сад, изображаемый как конкретное пространство, где происходит действие, приобретает условно-символический характер. Конкретно-образный план повествования - фантасмагорические приключения героев - необходим Честертону, чтобы изобразить мир «диких сомнений» и отчаяния, растерянности, которые испытывал человек начала ХХ в. перед кажущейся бессмысленностью жизни. В романе противопоставляются два топоса: «лес» - символическое воплощение сомнений и ложных иллюзий, характерных для общественного сознания начала ХХ в., и «сад», который символизирует идеи родного дома, райского сада, жизненного многообразия. В статье делается вывод о том, что символика образа «сад» строится на личных жизненных впечатлениях, а также автором используется семантика сада как художественной и культурной универсалии.

Еще

Г. к. честертон, "человек, который был четвергом", "философия радости", сад, парк, художественное пространство, символика, топос

Короткий адрес: https://sciup.org/14729420

IDR: 14729420

Список литературы Символика сада в романе Г. К. Честертона «Человек, который был четвергом»

  • Аверинцев С. С. Гилберт Кит Честертон, или неожиданность здравомыслия//Честертон Г. К. Писатель в газете: Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1984. С. 329-342
  • Васильева Е. В. Духовный кризис рубежа XIX -XX веков в осмыслении Г. К. Честертона//Известия ВГПУ. 2015. № 3 (286). С. 130-134
  • Васильева Е. В. Романы Г. К. Честертона: мир условности. Воронеж: ВГПУ, 2007. 168 с
  • Кашкин И. Г. К. Честертон//Кашкин И. Для читателя-современника: Статьи и исследования. М.: Сов. писатель, 1968. С. 327-374
  • Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие. ОАО Типография «Новости», 1998. 356 с
  • Плахтиенко О. П. Художественная проза Гилберта Кийта Честертона: дисс.... канд. фи-лол. наук. Л., 1986. 272 с
  • Трауберг Н. Л. Проповеди и притчи Гилберта Кийта Честертона//Честертон Г.К. Избранные произведения: в 3 т. Т.1. Наполеон Ноттингхил-льский: роман. Человек, который был Четвергом: роман. Рассказы. М.: Худож. лит., 1992. С. 5-20
  • Честертон Г. -К. Избранные произведения: в 3 т. Т. 1. Наполеон Ноттингхилльский: роман. Человек, который был Четвергом: роман. Рассказы. М.: Худож. лит., 1992. 446 с
  • Честертон Г. К. Истинная романтика; «Дон Кихот». Божественная пародия; Что значит писать плохо; О классике (Эссе)//Детская лит. 1989. №3. С. 33-37
  • Честертон Г. К. Человек с золотым ключом. М.: ЗАО Издательство «Кукушка», 2003. 336 с
  • Barker D. G. K. Chesterton: A Biography. London: Constable, 1973. 304 p
  • Chesterton G. K.The Man Who Was Thursday. London: Wordsworth EL, 1995. 150 p
  • Coats J. D. Chesterton and the Edwardian Cultural Crisis. Hull: Hull univ. Press, 1984. 266 p
  • Wills G. The Man Who Was Thursday//G. K. Chesterton: A Half Century of Views. New York: OUP, 1987. P. 335-342
  • Борхес Х. Л. О Честертоне//Борхес Х. Л. Проза разных лет: сб. М.: Радуга, 1989. С. 213-215
Еще
Статья научная