Синдром хронической тазовой боли при хроническом сальпингоофорите – современный взглядь на патогенез
Автор: Зияева Эътиборхон Расулжоновна, Рузиева Нодира Хакимовна, Собирова Мохичехра Расулжон
Журнал: Re-health journal.
Рубрика: Акушерство и гинекология
Статья в выпуске: 2 (14), 2022 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14124655
IDR: 14124655
Текст статьи Синдром хронической тазовой боли при хроническом сальпингоофорите – современный взглядь на патогенез
-
2) с хроническим сальпингоофоритом до 10 лет давности, без нарушении биоценоза женского организма (контрольная группа 1 n=45)
-
3) с хроническим сальпингоофоритом более 15 лет давности (контрольная группа 2 n=25).
Проведенные методы исследования:
-
1. Общие клинические методы исследования.
-
2. Лабораторные методы исследования (гормональный скрининг, мазки на флору из влагалища, цервикального канала, уретры и прямой кишки).
-
3. Аппаратные методы исследования - УЗИ и Допплерография сосудов малого таза.
Для уточнения или верификации генеза хронической тазовой боли былы проведены:
-
- лабораторное исследование на герпетическую инфекцию, более других связанную с развитием тазовых ганглионевритов;
-
- УЗИ органов малого таза (скрининг для исключения органических заболеваний внутренних половых органов и мочевыделительной системы);
-
- рентгенологическое исследование пояснично-крестцового отдела позвоночника и костей таза;
-
- рентгенологическое (ирригоскопия) или эндоскопическое (ректороманоскопия, колоноско пия, цистоскопия) исследование ЖКТ и мочевого пузыря.
Рациональную терапию основного заболевания физиотерапия - улучшает кровообращение; снижение возбудимости нервной системы - воздействуют на периферические и центральные отделы нервной системы, отвечающих за восприятие боли.
Именно по поводу болевого синдрома в мире выполняют до 27% всех лапароскопий и до 15% гистеректомий (International Pelvic Pain Society).Так, например, по данным Нацио нального института здоровья, 12% гистеректомий в США выполняют в связи с болевым син дромом в области малого таза, в 25% случаев оперативное вмешательство не приводит к ликвидации болевого синдрома. До 40% лапароскопических операций на органах малого таза выполняют в связи с СХТБ, при этом лишь в 30% случаев удается выявить эндометриоз, спаечный процесс, воспалительные изменения или другие висцеральные причины боли [14,18,21].
Ретроспективные исследования архивных материалов больных женьщин фертильного возраста с ХрСО позволяет нам сделать определенные предположения по поводу патогенеза развития СХТБ при этом заболевании. Длительное, с частыми рецидивами течение ХрСО способствует нарушению микроциркуляции крови в очаге воспаления и повышению возбудимости нервной системы, развитию спаечных процессов в области малого таза. Кроме того, длительное лечение ХрСО способствует к развитию изменению состава нормальной микрофлоры влагалища, шейки матки, уретры и прямой кишки в наших исследованиях впервые проведены исследования связь развития СХТБ с нарушениями микробиоценоза гинекологических органов и прямой кишки.
СХТБ развивается также, при доброкачественных и злокачественных опухолях, кистах яичников, эндометриоза х, спаечных процессах в полости малого таза, варикозной болезни вен таза, при урологических заболеваниях (мочекаменная болезнь, цистит, пиелонефрит) , при патологиях кишечника. Пояснично-крестцовые остеохондрозы также имеют места в патогенезе развити СХТБ, но они не имеют большого веса чем хронические генитальные заболевания.
Полученные результаты и их обсуждение. Основные проявления СХТБ практически любого генеза больные предъявляли жалобы на болевые ощущения ноющего, жгучего или режущего характера в области таза, крестца, лобковой области, внизу живота, промежности; болевой синдром и дискомфорт не имел связи с менструальным циклом; боль при половом акте и после него; расстройство мочеиспускания: болезненность, задержка, учащение; бессонница, частые кошмары, депрессивное состояние («уход больного в боль»), беспричин ная тревога - невротические расстройства из за постоянного перевозбуждения ЦНС которые, в свою очередь, усугубляют патологическую болевую реакцию. Таким образом, происходило формирование своеобразного «порочного круга»: боль — социальная дезадаптация — психоэмоциональные нарушения — боль [8,9,10].
Тазовая боль в правой и левой подвздошных областях нередко бывало основным, а иногда и единственным симптомом хронического воспаления придатков матки, послеоперационного спаечного процесса, наружного генитального эндометриоза, травматического повреждения широких связок матки (синдром Аллена–Мастерса), доброкачественных и злокачественных опухолей внутренних половых органов.
При влагалищном исследовании у всех женщин пальпировались утолщенные, умеренно болезненные воспаленные придатки матки. В основной группе больных с нарушенным биоценозом у 28 больных боль преимущественно локализовалась в правом придатке матки, в 12и в левом придатке матки и в 10и случаях двусторонней локализации. Во второй группе больных без нарушения биоценоза у 22 больных боль преимущественно локализовалась в правом придатке матки, у 18и в левом придатке матки и в 5и случаях двусторонней локализации. Напряжения вагинальных дуг определялось у 14 больных основной группы, где отмечалось значительные локальные воспалительные изменения продуктивного характера.
Бактериологическое исследование выделений из влагалища, цервикального канала и уретры выявило преобладание ассоциированных патогенов, среди которых чаще других (по 56%) выявлялись Escherichia coli и Gardnerella vaginalis. Кроме того, определяются глубокие нарушения состава нормальной микрофлоры влагалища, цервикального канала и уретры,т.е. значительные нарушения биоценоза женского организма.
В качестве еще одного объективного метода диагностики воспаления придатков матки ис пользовались ультразвуковое исследование и допплерография сосудов малого таза. В наших исследованиях ведущим ультразвуковым маркером острого сальпингоофорита явилось обна ружение внутри увеличенного яичника с поликистозом, с наличием овальных структур с низким волновым сопротивлением различного диаметра, разделенных тонкими гипер эхоген ными перегородками. Косвенные эхографические признаки воспаления придатков матки как наличие "свободной" жидкости в малом тазу расположенной в Дугласовом пространстве и в углублениях малого таза. Для оценки этой особенности следует учитывать фазу менструаль ного цикла.
При допплерографии сосудов малого таза определялись - нарушения микроциркуляции в области придатков наблюдались у 47 (94%) женщин. Интерпретация результатов выявила два основных типа нарушении микроциркуляции: по гиперемическому типу у 23 (46%) больных, по смешанному ("спазм-застой") у 16 (32%); изменения ангиоспастического и застойного характера отмечены также у 4 (8%) и 4 (8%) женщин соответственно; у 32 (64%) больных дыхательный тест был положительным. О снижении кровенаполнения и сосудис того тонуса свидетельствует снижение реографического индекса до 0,64±0,03 ом, малая амплитуда пульсовых волн и увеличение времени их распространения. В контрольной групп пе также отмечаются соответствующие изменения: нарушения микроциркуляции в области придатков наблюдались у 37 (80%) женщин. Здесь также при интерпретации результатов выявила два основных типа микроциркуляции: по гиперемическому типу у 17 (37%) боль ных, по смешанному ("спазм-застой") у 12 (26%); изменения ангиоспастического и застой ного характера отмечены у 3 (6%) и 5 (11%) женщин соответственно; у 22 (47%) больных дыхательный тест был положительным. О снижении кровенаполнения и сосудистого тонуса свидетельствует снижение реографического индекса до 0,75±0,03 ом, малая амплитуда пуль совых волн и увеличение времени их распространения.
Лечение СХТБ на основе ХрСО проводилось по общепринятому методу, в виде антибактериальной, противовоспалительной, десенсибилизирующей, спазмолитической, симпто матической, рассасывающей терапии и применения Per rectum новой мази на основе противо воспалительного препарата фентриазолина с антибиотиком по 5 мл 1 раз в день.
Оценку эффективности лечения проводили на 7-й, 14- день и затем через 28 дней от начала лечебных мероприятий и отдаленные результаты определили через 6 месяцев.
Эффективность проводимой терапии оценивалось учитывая;
-
- купирование клинических симптомов заболевания (боль, лихорадка, белые пятна, дизурические расстройства);
-
- отсутствие этиологического возбудителя;
-
- отсутствие рецидивов заболевания при динамическом наблюдении.
При анализе результатов исследования учитывались:
-
- положительный клинический эффект;
-
- положительный микробиологический эффект;
-
- сочетанные положительные клинические и микробиологические эффекты.
Анализ результатов исследования показал, что к 14 суткам терапии в группе пациентов, дополнительно получившие новую мазь отмечались значительные улучшение местного статуса, выражающийся уменьшением боли, отсутствие этиологического возбудителя; при дальнейшем динамическом наблюдении отмечали уменьшение рецидивов заболевания.
Заключение : Ретроспективное изучение причин и механизмов развития СХТБ показывает, что в патогенезе этого синдрома у больных ХрСО имеют место следующие положения:
-
1. Нарушения локальной микроциркуляции - интерпретация результатов изучения нарушении микроциркуляции выявила два основных типа: по гиперемическому и по смешанному типу ("спазм-застой"), также обнаружены изменения ангиоспастического и застойного характера.
-
2. Результаты хронического продуктивного воспаления – развитие спаек, сращений между органами и тканями, вплоть до развития поликистозных, полипозных образований, препят ствующие нормальному движению органов и тканей в полости малого таза.
-
3. Развитие нарушений микробиоценоза в гинекологической сфере при лечении хронических процессов, которые также препятствует нормальному течению репаративных процессов в области поражении.
Выводы:
-
1. Изучение ретроспективных данных в патогенезе хронических тазовых болей у гинекологических больных основное место занимает нарушение микроциркуляции крови и развитие элементов хронического продуктивного воспаления органов малого таза.
-
2. Нерациональное лечение и частые рецидивы ХрСО является основой развития нарушений биоценозов генитальных органов, что поддержывает причин воспалительных процессов.
-
3. Установлено также, что применение новой противовоспалительной мази благотворно влияет на скорость выздоровления и способствует уменьшению выраженности болевого синдрома.
Список литературы Синдром хронической тазовой боли при хроническом сальпингоофорите – современный взглядь на патогенез
- Абдуллаева М.А., Зияева Э.Р.,Собирова М.Р. Изменения клеточного иммунитета у больных хроническим сальпингоофоритом под действием грунто терапии.//Медицинская наука: Новые возможности. Сборник: Материалы 13 ой научно-практич. Конференции мол.ученых ТГМУ с международным участием.- Душанбе.- 2018 г. - Том.1.- С.126-127.
- Абдуллаев Р.Н., Абдуллаева М.А.,Собирова М.Р. Интраоперационный метод лечения и профилактики спаечной болезни малого таза у пациенток с трубно – перитонеальным бесплодием.//Москва.Проблемы науки. - 2018, - №11(35),- С.56-60.
- Айриянц И.Р., Ягубов М.И. Хроническая тазовая боль в сексологической практике //Социальная и клиническая психиатрия. - 2020,- т. 30 № 3.- С. 93-98.
- Ахтамова Н.А., Закирова Н.И. Совершенствование лечебной тактики хронической тазовой боли, обусловленной сальпингоофаритом.// Проблемы биологии и медицины,- 2021,- №1.1 (126),- 83-85.
- Зияева Э.Р. Результаты комплексного лечения хронических сальпингооофоритов у женщин фертильного возраста Андижанской области.//Тиббиётда янги кун, - 3 (31),- 2020 й.- С. 302-308.
- Конопля А.А., Петров С.В., Гаврилюк В.П./Коррекция нарушений иммунного, цитокинового и антиоксидантного статусов у больных хроническим сальпингоофоритом.// Медицинская иммунология. 2006. Т.8, № 1. С. 97-100.
- Н.В. Московенко./Комплексный подход к диагностике и лечению тазовой боли у женщин: клинико-экономические аспекты.// Казанский медицинский журнал, 2012. Т. 93, №1. С. 61-67.
- Benjamin S. Psychological treatment of chronic pain: a selective review // J. Psychosom. Res. 1989. Vol.33. N 2. P.121–131.
- Bonnema R., McNamara M., Harsh J., Hopkins E. Primary care management of chronic pelvic pain in women // Cleveland Clinic J. Med. 2018. Vol. 85. N 3. P. 215–223.
- Ciccone D.C., Grzesiak R.C. Cognitive dimensions of chronic pain // Soc. Sci. Med. 1984. Vol. 19. N 12. P. 1339–1345.
- Ziyaeva E.R./Microbiocenosis Of Open Cavities Of The Body //The American Journal of Medical Sciences and Pharmaceutical Research, 3(7), 1–45.
- Dix C. Acute and chronic pelvic pain. OB/GYN Secrets / H.L.Frederickson, L.Wilkins-Haug (Eds.). Philadelphia: Hanley&Belfus, 1997. P. 67–71.
- Mc.Donald J.S. Pelvic and abdominal pain / M.A.Ashburn, L.J.Rice (Eds.). The management of pain. NY, Churchill Livingston, 1998 Vol. 24. P. 383–400.
- Melicien A., Tettambel D. Using Integrative Therapies to Treat Women With Chronic Pelvic Pain // J. Am. Osteopathic Assoc. 2007, Vol. 107, N 17, P. 17–20.
- Meltzer-Brody S., Leserman J. Psychiatric Comorbidity in Women with Chronic Pelvic Pain. [Электронный ресурс] // CNS Spectr. 2011. pii: Meltzer–Brody. [Epub ahead of print www.pubmed.com]
- Perry C.P. Clinical Anatomy of Pelvic Pain in Women: A Gynecological Perspective: Anatomy of Pelvic Pain in Women // Clin. Anatomy. 2018. Vol. 32. N 1. P. 41–52.
- Perry C.P. Current Concepts of Pelvic Congestion and Chronic Pelvic Pain Article // J. Soc. Laparoendoscopic Surgeons. 2017. Vol. 5. N 2. P. 105–110.
- Perry C.P. Peripheral neuropathies causing chronic pelvic pain // J. Minimal. Invas. Gynecol. 2000. Vol.7, N 2. P. 281–287
- Singh M.K., Rivlin M.E. Chronic Pelvic Pain in Women. [Элек- тронный ресурс] // Drugs Diseases>Obstetrics Gynecology. 2018 https://reference.medscape.com.
- Speer L.M., Mushkbar S., Erbele T. Chronic Pelvic Pain in Women // Ohio Am. Fam. Physician. 2016. Vol. 93. N 5. P. 3380–3387.
- Taylor H.C. Vascular congestion and hyperemia, their effecton structure and function in the female reproductive organs // Am. J. Obstet. Gynecol. 1949. Vol. 57. P. 637–653.
- Trutnovsky G., Plieseis C., Bjelic-Radisic V., Bertholiny Galvez M., Tamussino K., Ulrich D. Vulvodynia and chronic pelvic pain in a gynecologic outpatient clinic // J. Psychosom.c Obst. Gynecology. 2018. P. 1–5. [Электронный ресурс] // [Epub ahead of print] Vol. Pages 1–5.