Синкретизм тэнгрианства и буддизма в кочевнической цивилизации Внутренней Азии

Автор: Абаев Николай Вячеславович

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета @vestnik-bsu

Статья в выпуске: 3, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются общие исторические, этногенетические, культурологические и религиозно-философские факторы, которые обусловили общность и внутреннее родство тэнгрианства и Северного буддизма Махаяны, что сыграло решающую роль в синтезе тэнгризма и буддизма в Средневековье. Автор считает, что тэнгрианство и буддизм фактически возникли в этногенетическом и цивилизационно-культурном отношении как близкородственные религиозные традиции, корни которых уходят в первоначальную арийско-туранскую религию прамонголов и прототюрков, зародившуюся в Саяно-Алтайской этнокультурной зоне Южной Сибири, которая является Прародиной тюрко-монгольского тэнгрианства и так называемой религии ариев, от которой уже в Индии ответвился буддизм, а также колыбелью всей евразийской кочевнической (пастушеской) цивилизации. В статье также анализируются общие истоки туранско-арийской цивилизации, к которой принадлежат такие развитые религиозно-философские учения, как зороастризм, его особая ветвь - митраизм, тибетская религия Бон, китайский даосизм, алтайский Ак-Дян (Ак-Jang, хакас. Ак-Чаян) и бурят-монгольский вариант тюркомонгольского тэнгрианства как синкретическая религия, сформировавшаяся в результате синтеза митраистско-зороастрийских традиций с сугубо кочевническими этнокультурными традициями.

Еще

Евразийская мегацивилизация, единство и целостность тэнгрианско

Короткий адрес: https://sciup.org/148183365

IDR: 148183365   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2016-3-105-118

Список литературы Синкретизм тэнгрианства и буддизма в кочевнической цивилизации Внутренней Азии

  • Абаев Н. В. Отражение религиозно-мифологических представлений народов Саяно-Алтая в скифо-сакской мифологии//Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Политология, культурология. 2004.
  • Абаев Н. В. Небесный Змей-Дракон в воинских культах тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая и Центральной Азии//Г. Н. Потанин и народы Алтае-Саянского Горного региона: через поколение в будущее. Горно-Алтайск, 2005.
  • Абаев Н. В. Карма-йога в искусстве стрельбы из лука: некоторые метафизические и этико-психологические аспекты//Проблемы, перспективы подготовки высококвалифицированных спортсменов по стрельбе из лука: материалы междунар. науч.-практ. конф. Якутск: Изд-во СВФУим. М. К. Аммосова, 2014.
  • Абаев Н. В. О культе Небесного Змея-Дракона в искусстве боевого и спортивного единоборства бурят-монголов//Боевые искусства и спортивные единоборства Востока и Запада: история, современность и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 5 июня 2014 г.). Улан-Удэ, 2014.
  • Абаев Н. В. О чем поведал Мадарский всадник участникам V Междунар. конф. по тэнгрианству в Болгарии (г. Варна) //Международный фонд исследования Тенгри. URL: http://tengrifund.ru/madarskij-vsadnik.html
  • Абаев Н. В. Культ священных гор и тэнгрианский эпос бурят-монголов. 2-е изд., испр. и доп. Иркутск, 2015.
  • Абаев Н. В. Культ священных гор и Ехор в контексте идеи метафизического «круга»//Круговые танцы: Природа -Человек -Космос. Якутск, 2014.
  • Абаев Н. В., Дашням Л. Изучение духовно-культурных основ тэнгрианско-буддийской цивилизации Центральной и Внутренней Азии в работах У. П. Бичелдей//По мосту времени -из прошлого в будущее. Кызыл, 2014.
  • Абаев Н. В., Хобраков Ц. С. Бурят-монгольская школа единоборства «Шонын-баша» -«Стиль Небесного Волка»/отв. ред. Н. В. Абаев. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015.
  • Абаева Л. Л. Этническая культура монгольских народов в контексте буддийских традиций и современной науки//Вестник Бурятского государственного университета. 2011. Вып. 6
  • Абаева Л. Л. Религиозная культура монгольских народов в пространстве и времени//Олон улсын монголч эрдэмтдийн Х Их Хурлынилтгэлууд. -Iботь. Улаанбаатар хот, 2012 он.
  • Аbaeva L. Religious indentity of indigenous peoples in Central Asia and Siberia in the modern time//(Karadeniz) Black Sea. 2013. Vol. 19.
  • Аверьянов Б. В., Абаев Н. В. Митраизм в символике Мадарского всадника (по материалам V Международной конференции по тэнгрианству в Болгарии)//Межкультурная коммуникация: основы дидактики. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2015.
  • Аверьянов Б. В., Абаев Н. В. Хас-тамга в бурят-монгольском тэнгрианстве в период квантового перехода //Asia Russia Daily. URL: http://asiarussia.ru/articles/9161/(дата обращения: 19.09.2015).
  • ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2016. Вып. 3
  • Байжумин Ж. История рождения, жизни и смерти пастуха Авеля. Арийский лексикон. Алматы, 2009. Кн. 1-2.
  • Байжумин Ж. Туран. Взгляд на историю человеческого общества. Алматы, 2012. Тетр. 1-4.
  • Балданжапов П. Б. Заметки о топонимике Забайкалья//Этнографический сборник. 1960. Вып. 1.
  • Балданжапов П. Б. Алтан Тобчи. Улан-Удэ, 1970.
  • Илиев А. Л. Тангра и болгары//Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Батор, 9-10 октября 2013 г.). Улан-Батор, 2013.
  • Коваль А. С. Симаргл или Василевс (Посланник между небом и землей)//Международный фонд исследования Тенгри. URL: http://tengrifund.ru/simargl-ili-vasilevs.html
  • Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье). Улан-Удэ, 1999.
  • Котожеков А. И. «Алтын Арчол» как понятие высшего пути в тенгрианстве//Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Батор, 9-10 октября 2013 г.). Улан-Батор, 2013.
  • Абаев Н. В., Аверьянов Б. В. Принципы единства и целостности тэнгрианско -буддийской цивилизации//Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2003. № 3. С. 12-13.
  • Котожеков А. И. Астория (Ас Тёёри) . Абакан: Дом литераторов Хакасии, 2015.
  • Малявкин А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Новосибирск, 1989.
  • Миронова В. Ю. Мир после квантового перехода // [Электронный ресурс] // Школа звездных врат. URL: http://www.vrata11.ru/index.php?Itemid= 33&catid=13:2011-03-15-23-51-0&id=882:2014-&option=com_content&view=article (дата обращения: 23.11.2014).
  • Нейкова Р. Не унижайте наших богов..//Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: материалы IV Междунар. науч. -практ. конф. (г. Улан-Батор, 9-10 октября 2013 г.). Улан-Батор, 2013.
  • Федорова Л. В. Идеи тенгрианства и сакральность института власти//Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Батор, 9-10 октября 2013 г.). Улан-Батор, 2013.
  • Федорова Л. В., Сакральное в идеологии евразийства: автореф. дис.. канд. полит. наук. М., 2013.
  • Федорова Л. В., Абаев Н. В. Тэнгрианство и «шаманизм»: принципиальные различия стадиально-типологических форм религии//Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. науч. трудов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. Вып. 13.
  • Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972.
  • Чагдуров С. Ш. Поэтика Гэсэриады. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1993.
  • Чагдуров С. Ш. Происхождение Гэсэриады. Новосибирск, 1980.
  • Чагдуров С. Ш. Эргунэ-хун -прародина монголоязычных родов и племен//Международный конгресс монголоведов (г. Улан-Батор, август 1997 г.). М., 1997.
  • Чагдуров С. Ш. Горная Бурятия -прародина всех монголов//Филологический сборник. -Улан-Удэ, 1999.
  • Mavrov S. Kholobar. The secrets of Tangraism. Varna: Dangrafik, 2007.
Еще
Статья научная