Сирийский дятел Dendrocopos syriacus гнездится в окрестностях "Леса на Ворскле"

Автор: Бардин А.В.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 291 т.14, 2005 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140150130

IDR: 140150130

Текст статьи Сирийский дятел Dendrocopos syriacus гнездится в окрестностях "Леса на Ворскле"

Летом 2005 года сирийский дятел Dendrocopos syriacus обнаружен на гнездовании в окрестностях “Леса на Ворскле”, в посёлке Борисовка (юго-запад Белгородской обл.). Весьма широкое, как оказалось, распространение этого вида по долине верхнего течения Ворсклы от Стригунов до Хотмыж-ска, а также по притокам Локне, Готне, Гостенке, Лозовой, свидетельствует о том, что он обитает здесь не первый год. Однако до сих пор он ускользал от нашего внимания, отчасти потому, что мы мало работали в густо заселённой человеком местности.

Первая встреча с сирийским дятлом произошла 11 июня 2005, на следующий день после нашего приезда на базу Санкт-Петербургского университета в “Лесу на Ворскле”. Выводок хорошо летающих молодых дятлов был встречен на северной окраине Борисовки по дороге на Крюково, в т.н. “Совхозе”, на опушке 8-го квартала заповедной дубравы, в точке с координатами 50°37.0' с.ш., 35°59.8' в.д.

Три или четыре молодых дятла сидели высоко в кронах дубов на самом краю леса, а оба родителя регулярно носили им корм, добывая его в садах и на отдельных высоких деревьях у сельских домов. Удалось видеть, как взрослые птицы собирали для слётков, кроме гусениц, мякоть плодов скороспелой вишни-шпанки (у этого сорта мякоть легко снимается с косточки). Один раз взрослая самка уселась на телеграфный столб буквально в нескольких метрах от наблюдателя, и её удалось рассмотреть во всех деталях. Помимо окраски, сирийский дятел весьма отличается от большого пёстрого D. major и пропорциями — при одинаковых размерах он кажется более “долговязым”. Но более всего D. syriacus отличаеся голосом. Видовой при- зывный крик звучит у него не как отрывистое “кик ”, а как мягкое “къёк ”, “кьюк ” или “тъюк ”. Совершенно непохож на соответствующий крик D. major и видовой призывный крик слётков.

Гнездо сирийского дятла удалось обнаружить 18 июня 2005 у моста через Ворсклу в Борисовке по ул. Дегтярёва (50°Зб.4' с.ш., 35°59.9' в.д.). Дупло располагалось на высоте примерно 7 м и было выдолблено в стволе наклонившейся к воде старой ветлы Salix alba. Леток направлен в сторону развилки ствола и скрыт нависающими ветвями. Заметить его было трудно, но подросшие птенцы, уже высовывающиеся из летка и регулярно подающие голос, выдали его местоположение. Гнездовое дерево находилось в узкой полосе приречных зарослей американского клёна Acer negundo с отдельными старыми вётлами. По левому берегу почти сразу начинались огороды, сады, а затем и дома; на правом тянулся широкий пойменный луг, используемый под пастбище, с редкими деревцами ив, американского клёна, вяза. Родители часто кормили птенцов и были очень крикливы. Однако хорошо разглядеть их удалось не сразу, поскольку обычно они садились так, что скрывались в густой кроне. Корм собирали на редких ивах в пойме или на плодовых деревьях в садах. Несколько раз удалось рассмотреть, что они приносили довольно крупных зелёных гусениц. Вылет птенцов произошёл 23 июня. Слётки по одному оставляли гнездо в течение всего дня — первого солнечного дня после двух суток почти непрерывного дождя. В последующие дни выводок несколько раз наблюдался неподалёку (~4 слётка). 13 июля пара взрослых встречена здесь уже без молодых.

Ещё один выводок D. syriacus обнаружен 22 июня примерно в километре ниже по течению (50°36.0 с.ш., 35°59.3' в.д.). Родители ещё кормили слётков. Число последних определить не удалось, т.к. они подолгу молча сидели в густых кронах высоких ив. 10 июля я встретил взрослых дятлов у села Стригуны (50°37.2' с.ш., 36°02.6' в.д.). Таким образом, на участке долины Ворсклы от Стригунов до Дубино (примерно 7 км по прямой) установлено обитание 4 пар сирийских дятлов, из которых у 3 наблюдались выводки.

С конца июня-начала июля стали встречаться широко перемещающиеся одиночные самостоятельные молодые. С этого времени D. syriacus можно было видеть каждый день в разных местах по Ворскле и её притокам, порой вместе с D. major. Наиболее удалёнными от места первой встречи точками их наблюдения были: 1) в 8.3 км к северо-западу — у речки Готня в селе Октябрьская Готня (50°39.4' с.ш., 35°53.7' в.д., 13 июля), 2) в 7.9 км к западу-юго-западу — огороды и пойменный луг с редкими ивами вдоль Ворсклы у Хотмыжска (50°35.6 с.ш., 35°53.5' в.д., 13 июля).

Все встречи сирийских дятлов происходили в довольно открытой местности. Это сады и огороды с редкими большими деревьями и примыкающие к населённым пунктам пойменные луга, используемые как сенокосы и пастбища. Птицы обычно держались вдоль речек, вдоль которых узкой полосой росли деревья и кустарники (Salix alba, S. fragilis, S. viminalis, S. pentandra, Alnus glutinosa, Acer negundo, Padus avium). Кормились в кронах деревьев, склёвывая открыто держащуюся добычу с ветвей и листьев. По сравнению с D. major, D. syriacus реже обследовали стволы и долбили. Часто садились на горизонтальные ветви, как “нормальные” птицы. Дважды приходилось видеть, как они подолгу (несколько минут) сидели на проводах. В целом они вели себя гораздо менее суетливо, чем D. major и особенно D. medius, которого очень удачно называют вертлявым. Не слишком много лазая, D. syriacus зато гораздо чаще, чем упомянутые пёстрые дятлы, перелетали на довольно значительные расстояния — до сотни метров и более. Нередко они кормились на земле, порой присоединяясь к другим птицам (Passer montanus, Р. domesticus, Sitta europaea). 14 июля среди совершенно открытого пойменного луга, где росли лишь редкие кустики, молодой сирийский дятел кормился на дороге вместе с двумя удодами Upupa epops. Дятел расковыривал подсохшие коровьи “лепёшки”, находя там какую-то пищу.

Поскольку в “Лесу на Ворскле” каждый год проводятся студенческие практики (с перерывом в конце 1990-х), во время которых зоологам нашей кафедры всё же удаётся проводить кое-какие наблюдения, присутствие сирийского дятла не могло долго оставаться незамеченным. Скорее всего, он появился в этом районе не ранее начала 2000-х, в крайнем случае — в самом конце 1990-х. В столь же заметном числе, как в 2005 г., он наблюдался впервые. Учитывая продолжающееся расселение сирийского дятла в России к востоку и северу, появление его в Белгородской области давно можно было ожидать, тем более, что он уже обнаружен в соседних областях: Сумской, Луганской и Воронежской (см. обзор: Бутьев, Фридман 2005).

Я благодарен зоологам нашей кафедры: Т.Г.Аксёновой, А.А.Леншину, П.П.Скучасу, Д.Н.Шерстакову, Е.В.Шутенко,— за дружную совместную жизнь и работу во время практики в “Лесу на Ворскле ”.

Статья