Система дистанционного обучения в зарубежных странах: экономический аспект

Автор: Коновалова И.А., Романенко А.С.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 4-1 (9), 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140106018

IDR: 140106018

Текст статьи Система дистанционного обучения в зарубежных странах: экономический аспект

В современном мире процесс информатизации разворачивается во всех сферах человеческой деятельности, захватывая и образование. Возможность учиться в любом удобном месте и по индивидуальному графику позволяет учиться с использованием дистанционных образовательных технологий. Современность ставит перед зарубежной системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социальноэкономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых особо выделяют необходимость повышения доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научнообразовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.

Дистанционное образование возникло 350 лет назад, его основателем принято считать Яна Коменского, который начал применять иллюстрированные учебники, а также написал «Великую дидактику» как основу для системного подхода в процессе образования. Последующей причиной освоения дистанционного обучения стала необходимость повышения образовательного уровня рабочей силы, которая и послужила толчком для развития такого рода обучения в 1840 году в Англии. Постепенно потребности общества в более образованной и специализированной рабочей силе росли, что стало стимулом в 60-х и начале 70-х годов для создания учебных заведений, строящих свою деятельность на переписке с использованием новых технологий.

В настоящее время за рубежом все чаще применяют формы виртуальных университетов. Существует две модели дистанционного обучения. Первая-это открытый университет - где преподавание ведется исключительно дистанционными методами обучения, например, Корейский национальный открытый университет, Национальный открытый университет

Индиры Ганди в Индии. Вторая группа – это «МЕГА-университеты», например Открытый университет Великобритании.

Для проникновения на рынок электронного обучения университеты развивают партнерские отношения с другими университетами (вплоть до создания межуниверситетских союзов) и с частными компаниями (так, вузы создают курсы для конкретных корпоративных партнеров, заключают соглашения, предполагающие использование технических возможностей компаний для поставки онлайновых вузовских программ), а также создают венчурные компании по организации виртуального обучения.

В США все больше университетов и колледжей рассматривают возможность того, чтобы ускорить переход к организации онлайнового обучения (первоначальные затраты на организацию которого весьма велики), расширять масштабы такого рода деятельности и повышать его эффективность. Количество соглашений между высшими учебными заведениями о сотрудничестве в области организации онлайнового обучения растет беспрецедентными темпами. При их реализации университеты и колледжи сталкиваются со многими трудностями, в частности, в связи с получением аккредитации, обеспечением адекватного обслуживания студентов, установлением платы за обучение, управлением финансами и трансфертом зачетов учебных курсов различными вузами. В определенной мере эти трудности связаны с тем, что виртуальное обучение является для большинства участвующих в партнерстве вузов новым делом. Решив приступить к организации курсов онлайнового обучения, университеты и колледжи прежде всего сопоставляют необходимые для этого затраты с издержками на традиционные регулярные учебные курсы. Как известно, первоначальные затраты по разработке и организации курсов виртуального обучения весьма велики. Многие эксперты полагают, что в перспективе за счет развития онлайнового обучения можно будет добиться снижения издержек на обучение. Например, по расчетам американских специалистов, при эффективном использовании учебных помещений организация дистанционного обучения с использованием Интернета позволит принять на учебу на треть больше студентов – за счет проведения четверти учебных занятий в рамках каждого курса не в обычном классе, а в онлайновом режиме. Это должно обеспечить экономию удельных издержек на обучение. По некоторым оценкам, в конечном счете расходы на создание и преподавание вузовского онлайнового курса будут на 20% меньше, чем соответствующие затраты на традиционный курс. Это связано прежде всего с тем, что для традиционного обучения “лицом к лицу” (в отличие от онлайнового) требуются затраты на поддержание физической инфраструктуры, которые с течением времени не уменьшаются (в отличие от затрат на новую технологию).

По оценкам экспертов по онлайновому образованию, в среднем компании, переходя к обучению своего персонала в электронном формате, могут, по крайней мере, наполовину сократить свои расходы на их подготовку. Хотя первоначальные затраты могут быть весьма высоки, в последствии расходы на обучение одного работника в режиме онлайн могут составлять всего 100 долларов, что значительно дешевле, чем отправка работника на обучение, например, в загородный учебный центр компании.

Онлайновое обучение далеко не сразу и не всегда оказывается эффективным с экономической точки зрения. Многие администраторы колледжей значительно недооценили размеры затрат на разработку и проведение курсов онлайнового обучения. Университетам надо привлекать большое число студентов для обучения в режиме онлайн, чтобы окупить затраты на разработку курсов, оплату преподавателей и оказание услуг студентам.

Практика показала, что вузовские программы онлайнового обучения далеко не всегда приносят финансовые выгоды. Осознав, насколько дорогостоящим для вузов является онлайновое обучение, некоторые учебные заведения в США отказываются от соответствующих планов или переносят их на будущее, а другие начинают уделять особое внимание предварительной оценке затрат на организацию такого обучения.

Некоторые коммерческие венчурные компании по организации онлайнового обучения, созданные при вузах, пересматривают свои бизнес-планы из-за финансовой нестабильности или финансовых потерь. Переход университетов и колледжей к онлайновому обучению может оказаться весьма дорогостоящим мероприятием со многими скрытыми издержками, Обследование шести американских университетов, проведенное в конце 90-х годов, показало, что эти учебные заведения не несли больших финансовых потерь в связи с организацией и проведением программ онлайнового обучения, но и не получали от них больших доходов. По мнению некоторых экспертов, не следует рассчитывать, что онлайновое обучение может обеспечить университетам получение значительных доходов. Такое обучение надо просто рассматривать как один из путей обеспечения качественного образования для тех людей, которые в противном случае вообще его не смогут получить.

Кроме очевидных прямых затрат на дистанционное обучение, есть и дополнительные издержки, которые не всегда учитываются при составлении вузами бюджетов программ онлайнового обучения. Например, система регистрации, существующая в колледжах, должна быть модифицирована для учета студентов онлайнового обучения. При организации онлайновых программ прибегают к услугам библиотечных подразделений, но часто оплата услуг библиотекарей не включается в бюджет онлайновых программ. Некоторые исследователи полагают, что заранее составить список потенциальных издержек, связанных с виртуальным обучением, бывает практически невозможно. Переход к онлайновому обучению может негативно повлиять на экономику университетских городов, поскольку меньше студентов будет приезжать в кампусы для регулярной учебы.

Основная экономическая выгода, на которую рассчитывают организаторы онлайнового обучения — снижение затрат на обучение, по крайней мере в долгосрочной перспективе. У виртуального обучения могут быть и скрытые выгоды. Например, изучение затрат на организацию дистанционного обучения подтолкнуло некоторых администраторов к оценке тех направлений университетской политики и процедур, которые ранее не привлекали их внимания. Например, анализ соответствующих затрат в Университетском колледже (Университет Мэриленда) привел к постановке и изучению вопроса о правах интеллектуальной собственности на содержание учебных курсов.

Представление о том, что не следует рассчитывать на скорое получение доходов от онлайнового обучения, все шире распространяется в академических кругах.

Ныне руководители университетов все чаще задаются вопросами, правильно ли была произведена оценка затрат на организацию онлайнового обучения и хватит ли у университета средств на нее, принесет ли такое обучение прибыль.

Сейчас никто не рассчитывает, что онлайновое обучение станет наиболее значительным источником доходов традиционных университетов и колледжей, но многие полагают, что в будущем онлайновое обучение все же будет приносить доходы этим учебным заведениям.

Статья