Систематическая структура синантропной флоры лесостепной зоны национального парка "Шушенский бор"
Автор: Андичекова А.И., Лагунова Е.Г.
Журнал: Juvenis scientia @jscientia
Рубрика: Биологические науки
Статья в выпуске: 12, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье приводятся результаты исследования синантропной флоры Национального парка «Шушенский Бор». Проведен систематический анализ, выявлены ведущие семейства и роды, изучено участие апофитов и адвентивных видов в сложении растительного покрова изучаемой территории.
Национальный парк "шушенский бор", синантропная флора, систематическая структура, апофиты, адвентивные виды
Короткий адрес: https://sciup.org/14110461
IDR: 14110461
Текст научной статьи Систематическая структура синантропной флоры лесостепной зоны национального парка "Шушенский бор"
Национальный парк «Шушенский бор» расположен на юге Красноярского края в Шушенском районе, состоит из двух отстоящих друг от друга на 60 км участков: северного, равнинного – Перовского и южного – Горного. Общая площадь парка составляет 39,2 тыс. га. [8, c. 9-34].
Исследования проводились в Перовском лесничестве, которое находится на правом берегу Енисея в юговосточной части Минусинской котловины.
Естественный растительный покров округа определяется сочетанием степей, сосновых, березовых лесов и лугов. Весьма характерны в растительном покрове сосновые леса. Массивы сосновых лесов имеют вид широких полос, вытянутых в направлении с юго-запада на северо-восток. Сосновые зеленомошные леса встречаются на границе таежного пояса. Лесные суходольные луга развиваются на полянах среди леса или занимают значительные пространства вырубок лиственничных травянистых лесов. Настоящие суходольные луга встречаются по пологим нижним частям склонов, по опушкам и полянам [1, c. 81]. Территория исследования примыкает к административному центру района – поселку городского типа Шушенскому, поэтому здесь отмечены антропогенные воздействия на естественную растительность (имеется сеть дорог и троп, и где, хотя и в ограниченном размере осуществляется сенокошение и выпас скота).
В результате проведения флористических исследований было выявлено 157 синантропных видов принадлежащих к 34 семействам и 117 родам.
Анализ состава главнейших систематических групп флоры показал, что флора на 98,1 % состоит из покрытосеменных растений, которые насчитывают 32 семейства (94,1%) и 115 родов (98,3%). Из них на двудольные приходится 127
видов (80,9%), на однодольные – 27 видов (17,2%).
Сосудистые споровые растения представлены двумя семействами – Equisetaceae и Hypolepidaceae (5,9%), 2 родами (1,7%) и 3 видами (1,9%): Equisetum arvense, E. pratense и Pteridium aquilinum .
Систематический анализ показал, что в семейственном спектре ведущее положение занимает семейство Poaceae , в составе которого 24 вида (15,3%). Виды данного семейства встречаются на антропогенно-нарушенных местообитаниях. Наиболее часто встречаемые представители семейства Poaceae: Alopecurus pratensis, Agrostis clavata, Elytrigia repens, Bromopsis inermis и другие.
Семейство Asteraceae включает 19 видов (12,1%). Из семейства Asteraceae широко распространены виды: Artemisia annua, Aster alpinus, Taraxacum officinale и другие.
Третье место в спектре принадлежит семейству Fabaceae , которое представлено 15 видами (9,6%). Обилие видов семейства Fabaceae свойственно степным флорам Сибири [4, с. 207], а в районе исследования часто встречается по антропогенно нарушенным местам ( Lathyrus pratensis, Trifolium prаtense, T. lupinaster, Medicago sativa, M. falcatа ).
Семейство Rosaceae занимает четвертое место и содержит 11 видов (7,0%). Представители семейства Potentilla bifurca, Sanguisorba officinalis, Agrimonia pilosa и другие активно расселяются вдоль дорог, троп, на пойменных лугах в рекреационной зоне.
Пятое место занимает семейство Brassicaceae , содержащее 10 видов (6,4%). Наиболее встречаемые виды: Lepidium ruderale, Sisymbrium loeselii, Capsella bursa-pastoris . Их распространение связано с антропогенным фактором. Семейство Brassicaceae обладает ярко выраженным синантропным характером [11, с. 19-20].
Менее распространенные семейства – Caryophyllaceae, Ranunculaceae, Lamiaceae , насчитывающие по 9 видов, что составляет 5,7% от общего числа синантропной флоры.
Девятое место занимает семейство Scrophulariaceae , содержащее 6 видов (3,8%). Представителями являются: Linaria acutiloba, L.vulgaris, Odontites vulgaris, Veronica incana, V. longifolia, Euphrasia officinalis .
На последнем месте расположилось семейство Boraginaceae , состоящее из 5 видов, что составляет 3,18% от общего количества синантропных видов. Основные представители: Echium vulgare, Lappula squarrosa, Pulmonaria mollis .
Лидирование семейств Poaceae и Asteraceae характерно для бореальных флор. Однако семейство Cyperaceae , которое в бореальных флорах занимает обычно 3-е место, а во флоре национального парка располагается на 5 месте [9, с. 9-34], в синантропной флоре исследуемой территории не входит в десятку самых распространенных.
Об облике синантропной флоры национального парка «Шушенский бор» можно судить и по спектру наиболее представленных в видовом отношении родов.
В ходе флористических исследований выявлено 117 родов, из них 7 наиболее широко распространены.
В родовом спектре первое место делят два рода, которые содержат по 5 видов (3,2%). Виды родов Potentilla (P. bifurca, P.anserinа, P. longifolia, P. multifida, P. tanacetifolia), Artemisia (A. annua, A. commutatа, A. laciniata, A. sieversiana, A. vulgaris) широко распространены на тропинках, возле дорог. Они характеризуются высокой адаптацией видов к условиям произрастания в антропогенных условиях, к тому же это одни из самых крупных родов во флоре национального парка [9, с. 9-34].
Третье место делит 4 рода, содержащих по 3 вида (1,9%). Это роды: Chenopodium (C. album, C. аristatum, C. glaucum), Medicago (M. falcatа, M. lupulina, M. sativa), Trifolium (T. lupinaster, T. prаtense, T. repens), Rumex (R. acetosella, R. confertus, R. thyrsiflrus) . В роде Dianthus отмечено 2 вида (1,3%) ( D. superbus, D. versicolor ).
По нашим данным, состав ведущих родов в синантропной флоре не обнаруживает зональных особенностей, а определяется в большей степени наличием подходящих для произрастания видов местообитаний.
В составе синантропной флоры национального парка «Шушенский бор» выявлено 150 видов апофитов, доля которых составляет 95,5% от общего числа синантропных видов, и 7 адвентивных видов (4,5%).
Для анализа апофитов в синантропной флоре национального парка «Шушенский бор» нами была использована классификация В.В. Протопоповой [6, с. 202].
Преобладающей группой являются гемиапофиты, в состав которых входит 87 видов (58,0%). К ним относятся виды: Тaraxaсum officinale, Artemisia vulgaris, Aster alpinus, Рlantago media, Carum carvi и другие виды, которые активно распространились на антропогенных местообитаниях, но сохранили прочные позиции в естественных сообществах.
На втором месте эвапофиты, насчитывающие 31 вид (20,7%) Они представлены видами Convolvulus bicuspidatus, Lamium album, Arctium tomentosum и другими, почти полностью перешедшими на антропогенно-нарушенные местообитания и в естественных типах растительности не встречаются. Эти виды распространены повсеместно: вдоль дорог и тропинок, в рекреационной зоне на лугах в долине реки Шушка. Виды данной группы характеризуют себя также как рудеральные.
Неустойчивые апофиты представлены 32 видами (21,3%): Veronica incana, Prunella vulgaris, Fragaria vesca, Galeopsis bifida и другими. Они образуют во флоре национального парка случайный элемент в нарушенных местах обитания: территории, используемые для сенокосов и пастбищ, около дорог и характеризуются низкой активностью расселения.
При анализе адвентивной флоры нами была использована классификация адвентивных растений, предложенная А.И. Пяком [7, с. 422], согласно которой выделены группы растений по способу заноса и по степени натурализации.
Доля адвентивных видов флоры национального парка «Шушенский бор» составляет 4,5% (7 видов).
По способу заноса в национальном парке «Шушенский бор» нами была выделена только группа ксенофитов. Это виды, занесенные случайно в связи с расположением рядом автомобильных дорог, сенокосов и пастбищ. Эти виды характеризуются, как придорожная и рудеральная растительность ( Setaria viridis, Cannabis sativa, Polygonum aviculare, Hordeum jubatum, Chenopodium аristatum, Artemisia annua, Chamomilla recutita ).
По способу натурализации мы выявили одну группу – эпекофиты. Это виды-пришельцы, которые расселяются по нарушенным местообитаниям. ( Setaria viridis, Cannabis sativa, Polygonum aviculare, Hordeum jubatum, Chenopodium аristatum, Artemisia annua, Chamomilla recutita ). Данные виды, натурализовавшиеся и активно расселяющиеся по антропогенным местообитаниям: обочинам дорог, пустырям и другим местообитаним с их особыми экологическими условиями. Это показывает благоприятную роль условий для первичного заноса и расселения адвентивных растений в национальном парке «Шушенский бор».
Таким образом, адвентивные растения составляют неотъемлемую часть исследуемой флоры, они являются динамичным компонентом, появление которых не связано с естественным ходом флорогенеза и является результатом хозяйственной деятельности человека и находятся в стадии формирования, поскольку для адвентивных видов важен фактор времени (Туганаев, Пузырев [10, с. 128]; Бурда [3, с. 168]; Силаева [8, с. 144-147]; Борисова [2, с. 24-25] и другие).
Список литературы Систематическая структура синантропной флоры лесостепной зоны национального парка "Шушенский бор"
- Андичекова А.И. Экология южной Сибири и сопредельных территорий//Растительность лесостепной зоны национального парка «Шушенский бор» 2016. 81 с.
- Борисова М.А. Адвентивная флора транспортных путей Ярославской области//Материалы науч. конф. «Проблемы изучения адвентивной и синантропной флоры в регионах СНГ». М.: Изд. Бот.сада МГУ; Тула: Гриф и Ко. 2007. С. 24-25.
- Бурда Р.И. Антропогенная трансформация флоры. Киев. 1991. 168 с.
- Пешкова Г.А. Степная флора Байкальской Сибири. Новосибирск: Наука. 1972. 207 с.
- Попов В.И. Анализ адвентивного компонента флоры С.-Петербургского морского порта//Бот. журн. Т. 80. № 12. 1995. С. 104-107.
- Протопопова В.В. Синантропная флора Украины и пути ее развития. Киев. 1991. С. 202.
- Пяк А.И. Адвентивные растения Томской области//Бот. журн. Наука. Сиб. отделение, 1994. С. 422.
- Силаева Т.Б. Задачи ведения региональных Красных книг//Флористические исследования в Средней России: Материалы VI научного совещания по флоре Средней России (Тверь, 15-16 апреля 2006 г.). М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. С. 144-147.
- Сонникова А.Е. Сосудистые растения национального парка «Шушенский бор»//Флора и фауна заповедника. Абакан: Изд-во СО РАН, 2016. С. 9-34.
- Туганаев В.В., Пузырев А.Н. Гемерофиты Вятско-Камского междуречья. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988. 128 с.
- Шадрин В.А. Антропогенная трансформация флоры и критерии её оценки//Четвёртая Российская университетско-академическая науч.-практич. конф. Ижевск. 1999. С. 19-20.