Системы обеспечения качества совместных программ в российских и европейских университетах

Автор: Маколов В.И.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 5-2 (75), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены вопросы развития систем обеспечения качества совместных образовательных программ на примере десяти ведущих университетов России (имеющих статус федерального университета) и аналогичного количества европейских вузов. Проведенный контент-анализ показал степень использования в вузах Европейских стандартов и рекомендаций, а также практическое применение отдельных инструментов обеспечения качества.

Совместные образовательные программы, система обеспечения качества, стандарты и рекомендации esg enqa

Короткий адрес: https://sciup.org/170190164

IDR: 170190164   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2021-5-2-157-161

Текст научной статьи Системы обеспечения качества совместных программ в российских и европейских университетах

Совместные образовательные программы как часть транснационального высшего образования стали стремительно развиваться с 80-х гг. ХХ века на основе возросшей мобильности студентов и преподавателей, роста числа высших учебных заведений и образовательных программ разных уровней, развития новых форм и технологий реализации образовательных услуг (открытие зарубежных кампусов, внедрение дистанционного и электронного обучения и т.д.) [1]. Отметим, что главным драйвером развития транснационального высшего образования в целом, и совместных программ в частности, является мас-совизация высшего образования и развитие дистанционного формата получения образовательных услуг. Так, прием обучающихся в высшие учебные заведения на глобальном уровне в 2000 г. составлял 97 млн. чел., а в 2025 г. по прогнозам достигнет 263 млн. чел. [2].

С середины 90-х годов ХХ в. высшее образование включено в рамки Всемирной торговой организации (ВТО) и Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) [3]. В этом контексте транснациональное образование стало коммерческой продукцией, увеличивающей международную торговлю образовательными услугами [4].

Наряду с этим, трансграничное образование стало рассматриваться в качестве инструмента поиска талантов по всему миру. В научных работах европейских ученых [5] отмечается, что повышение мобильности студентов и выпускников университетов в Европейском Союзе рассматривается в качестве важного фактора укрепления высокоинтеллектуального рынка труда в контексте развития экономики, основанной на знаниях. В научной литературе обосновывается тезис, что глобальная конкуренция за таланты становится важнейшим условием развития человеческого потенциала в стране [6]. И студенческая мобильность является одной из эффективных опций привлечения талантов. На институциональном уровне привлечение зарубежных студентов способствует повышению качества высшего образования в университетах и уровня исследований на PhD-программах [7].

Современная классификация совместных образовательных программ представлена в работе [8]. А в работе [9] приведена интегральная классификация совместных образовательных программ, применяемых в международной практике:

  • 1.    Программа двух (и более) дипломов – совместная образовательная программа, по результатам освоения которой каждый вуз-партнер выдает диплом об образовании.

  • 2.    Программа двойных (совместных) дипломов, по результатам освоения которой выдается единый диплом об образовании от имени всех вузов-партнеров

  • 3.    Программа одного диплома – совместная образовательная программа, по результатам освоения которой диплом выдает только базовый вуз. Может сопровождаться сертификатом от вузов-партнеров или от имени консорциума вузов.

Основными характеристиками совместных программ выступают следующие семь блоков [10]:

  • 1)    институциональная структура партнерства – от слабого взаимодействия к стратегическому партнерству;

  • 2)    проектирование и реализация программ – от фрагментированного подхода до реальной целостности;

  • 3)    мобильность студентов – от разовых визитов до структурированных траекторий;

  • 4)    признание обучения, полученного за рубежом – от не признания или частичного до полного признания;

  • 5)    типы квалификаций и степеней – совместный или двойной диплом, сертификат;

  • 6)    менеджмент программы – от индивидуального (обособленного) управления отдельной программой до полной интеграции в институциональные мероприятия;

  • 7)    обеспечение качества – внутренняя и внешняя подсистемы.

Непрерывный рост числа университетов и иных провайдеров национального и трансграничного высшего образования значительно актуализирует вопросы обеспечения качества [11].

С целью оценки уровня сформирован-ности систем обеспечения качества в рамках международных совместных программ ведущих российских университетов в сравнении с зарубежными университетами нами проведено исследование с помощью метода контент-анализа (content analysis).

Выбор российских университетов обусловлен следующими факторами:

  • – статус федерального университета;

    – наличие в программе развития университета задачи, связанной с формированием (совершенствованием) системы обеспечения качества образования;

    – наличие международных совместных программ.

Выбор европейских университетов обусловлен следующими причинами:

– наличие международных совместных программ.

– вхождение в рейтинг ТОП-100 по версии QS (World University Rankings);

– приоритетность задач, связанных с формированием (совершенствованием) системы обеспечения качества образования.

Автором была проведена оценка образовательных программ, размещенных в разделе «Сведения об образовательной организации» на официальных сайтах российских университетов и разделов по качеству образования зарубежных университетов.

Категории и единицы контент-анализа для университетов выделены в соответствии с ключевыми элементами системы обеспечения качества, на основе которых был составлен протокол (табл. 1).

Контент-анализ позволил установить, что абсолютное большинство федеральных университетов России реализует международные совместные образовательные программы (8 из 10-ти вузов), и в той или иной степени ориентируется на стандарты и рекомендации ESG ENQA (7 вузов). Вместе с тем Европейский подход не упоминается в документах университетов. Качественный анализ показал, что стандарты ESG представлены преимущественно в контексте внешней аккредитации образовательных программ.

Таблица 1. Классификатор контент-анализа

Категории анализа

Единицы анализа

Единица счета

Ориентированность на реализацию международной совместной программы (МСОП)

Наличие МСОП

+/-

Ссылка на стандарты и рекомендации ESG ENQA в ключевых документах университета

+/-

Ссылка на документ «European Approach for Quality Assurance of Joint Programmes» в ключевых документах университета

+/-

Организация обеспечения качества

Указание на развитие культуры качества

+/-

Указание на ответственность (должностные лица) за качество

+/-

Наличие специализированного структурного подразделения по качеству / ответственного лица

+/-

Указание на необходимость адаптации системы обеспечения качества на уровне факультетов

+/-

Оценка качества и вовлеченность обучающихся

Указание на участие студентов в мероприятиях в области повышения качества

+/-

Указание на систематичность мероприятий в области обеспечения качества

+/-

Оценка образовательных программ

+/-

Инструменты обеспечения качества образования

Рейтинговая оценка знаний обучающихся

+/-

Независимая оценка качества подготовки обучающихся

+/-

Социологические исследования разных групп заинтересованных сторон

+/-

Внутренние аудиты

+/-

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

+/-

Международная аккредитация образовательных программ

+/-

В отличие от европейских университетов, в ключевых документах рассмотренных российских университетов нет прямого упоминания о развитии культуры качества и участии студентов в мероприятиях в области повышения качества. Другими словами, в отечественной практике превалирует технократический и централизованный подход к обеспечению качества с низким акцентом на «мягкие» аспекты и тотальное вовлечение в систематическую работу по повышению качества образования. Это также подтверждается тем, что, с одной стороны, в университетах определена ответственность за качество (в 7-ми вузах), функционирует специализированное подразделение по качеству (в 6-ти вузах) и проводится обзор процессов обеспечения качества на институциональном уровне, а с другой стороны, в документах университетов нет упоминания о необходимости адаптации системы на уровне учебных подразделений (учета специфики программы). Пять университетов проводят оценку образовательных программ, практика оценки отдельных курсов не распространена. В документах отсутствуют чет- кие критерии оценки качества, указаны лишь общие критерии государственной аккредитации.

Далее мы выявили состав инструментов обеспечения. Все университеты используют рейтинговую оценку знаний, социологические опросы обучающихся на предмет оценки их удовлетворенности обучением в вузе и профессионально-общественную аккредитацию. Международная аккредитация также широко распространена в вузах (9 вузов). Большинство университетов также используют инструменты независимой оценки качества подготовки обучающихся (7 вузов) и социологические опросы НПР на предмет оценки их удовлетворенности профессиональной деятельностью в университете (6 вузов). А опросы выпускников менее распространены (3 вуза). В четырех университетах функционирует сертифицированная система менеджмента качества и проводятся внутренние аудиты. Один вуз применяет самооценку по модели EFQM.

В образовательных программах, разработанных с учетом требований ФГОС 3++ мы выявили следующие инструменты обеспечения качества: систематическое проведение анкетирования работодателей (10 вузов); международную сертификацию качества и аккредитацию с привлечением профессиональных интернациональных ассоциаций и агентств (9 вузов); проведение анкетирования выпускников (6 вузов); разработку стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников (3 вуза); экспертизу оценочных средств внешними экспертами – работодателями, преподавателями смежных образовательных областей, специалистами по разработке и сертификации оценочных средств (2 вуза); мониторинг качества реализации программы обучения (1 вуз); использование стандартов WorldSkills при аттестации обучающихся (2 вуза); регулярное проведение самообследования и сопоставление с другими образовательными организациями с привлечением представителей работодателей (1 вуз).

Контент-анализ, проведенный по европейским университетам, показал наличие отдельных процедур обеспечения качества для международных совместных программ (8 вузов), использование стандартов ESG (9 вузов) и Европейского подхода (3 вуза). В отличие от российских вузов, в ключевых документах университетов отмечается необходимость развития культуры качества (8 вузов) и участие студентов в мероприятиях в области повышения качества образования (9 вузов). Системы обеспечения качества образования более децентрализованы, в документах восьми вузов содержится указание на необходимость адаптации системы обеспечения качества на уровне факультетов. Важное место уде- ляется оценке процессов на институциональном уровне, программном и уровне отдельных курсов (9, 10 и 10 вузов соответственно). Большинство вузов имеют четкие критерии оценки качества (8 вузов). Исследованные университеты применяют широкий спектр инструментов обеспечения качества: опрос студентов, в том числе иностранных обучающихся, преподавателей, работодателей и выпускников (10 вузов); самооценка (10 вузов); международная аккредитация (10 вузов); внешняя оценка (External Review) (10 вузов) и др. Английские и бельгийские вузы используют внешних экзаменаторов (External Examiners) (3 вуза).

В целом, сравнительный анализ показал, что университеты в рамках международных совместных программ в первую очередь используют стандарты ESG ENQA. Европейский подход используется всего в трех исследованных университетах ЕС. Спектр реализуемых инструментов обеспечения качества в российских и европейских университетах в целом сопоставим (при некотором большем их разнообразии в вузах ЕС). Однако использование рассмотренных инструментов обеспечения качества не привязано к конкретным срокам, что говорит об их возможном несистематическом применении. Системы обеспечения качества российских университетов более централизованы и в большей степени охватывают институциональный уровень. Европейские университеты ориентированы преимущественно на формирование указанных систем на программном уровне.

Список литературы Системы обеспечения качества совместных программ в российских и европейских университетах

  • Machado Dos Santos S: Regulation and quality assurance in transnational education. Tert Educ Manag, 2002, 8 (2): 97-112.
  • UIS. 2011. Global Education Digest 2011. UNESCO, UIS. http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/ged-2011.aspx
  • Stella A: Quality assurance of cross-border higher education. Qual High Educ 2006, 12 (3): 257-276.
  • Gu J: Transnational education: current developments and policy implications. Frontiers Ed China 2009, 4 (4): 624-649.
  • Abella, M. (2006). Global competition for skilled workers and consequences.
Статья научная