Сказитель: сакральная традиция и Гэсэриада

Автор: Дугаров Баир Сономович

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Рубрика: Фольклористика

Статья в выпуске: 5, 2016 года.

Бесплатный доступ

В бурятской этнокультурной традиции эпос «Гэсэр» воспринимается как сказание божественного происхождения, поскольку в нем значительна роль тэнгриев-небожителей. Поэтому исполняли эпос те, кто знал доподлинно тэнгристскую мифологию, генеалогию шаманистских божеств, старинные обряды и сакральные тексты. Многие из прибайкальских улигершинов были потомственными шаманами. Шаманская формула избранничества распространялась и на певцов героического эпоса. Исполнение «Гэсэра» носило сакральнокультовый характер, так как стержнем сказания является образ героя как выражение уранических представлений бурятских сказителей об эпическом богатыре - сыне неба.

Еще

Мифология, эпос, сказители, сакральная традиция, шаманизм, небожители, гэсэр

Короткий адрес: https://sciup.org/148183428

IDR: 148183428   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-212-218

Список литературы Сказитель: сакральная традиция и Гэсэриада

  • Абай Гэсэр/вступ. ст., подг. текста, пер. и коммент. А.И. Уланова. Улан-Удэ, 1960. 209 с.
  • Абай Гэсэр-хубун/подг. текста, пер. и примеч. М.П. Хомонова. Улан-Удэ, 1961. 231 с.
  • Балдаев С.П. Избранное. Улан-Удэ, 1961. 256 с.
  • Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Ч. 1: Булагаты и эхириты. Улан-Удэ, 1970. 363 с.
  • Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984. 208 с.
  • Владимирцов Б. Я. Монголо-ойратский героический эпос/пер., вступ. ст. и примеч. Б.Я. Владимирцова. Пб.; М., 1923. 255 с.
  • Жамцарано Ц.Ж. Введение собирателя//Произведения народной словесности бурят. Пг., 1918.
  • Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979. 493 с.
  • Михайлов Г.И. Мифы в героическом эпосе монгольских народов//Краткие сообщ./Ин-т народов Азии. Вып. 83: Монголоведение и тюркология. М., 1964.189 с.
  • Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск, 1987. 288 с.
  • Неклюдов С.Ю. Закономерности стадиальной эволюции эпоса Центральной Азии и Южной Сибири//Mongolica: памяти Б.Я. Владимирцова. М., 1986. С. 66-79.
  • Путилов Б.Н. Эпическое сказительство. Типология и этническая специфика. М., 1997. 295 с.
  • Рерих Ю.Н. Сказание о царе Кэсаре Лингском//Декоративное искусство. Диалог истории и культуры. 1995. № 1-2. С. 19-24.
  • Санжеев Г.Д. Аламжи Мэргэн. М.; Л., 1936.
  • Уланов А.И. Пеохон Петров//Бурятский фольклор. Улан-Удэ, 1968. С. 77-80.
  • Хангалов М.Н. Собр. соч. Улан-Удэ, 1958. Т. 1. 551 с.
  • Шаракшинова Н.О. Певцы улигеров//Гэсэриада: прошлое и настояшее. Улан-Удэ, 1991. С. 9-14.
  • Шерхунаев Р.А. Сказитель Пеохон Петров. Иркутск, 1969. 93 с.
  • Kara G. Chants d’un barde mongol. Budapest: Akademiai Kiado, 1970 (Bibliotheca orientalis hungarica. T. XII). 351 р.
  • Lörincz L. Natur und Gebrauchsgegen stände als übematüliche Elemente in den Heldenliedern von Mansut Emegenov//Documenta Barbarorum: Festschrift fur Walther Heissig zum 70. Geburtstag 1983. Otto Harassowits -Wiesbaden.
Еще
Статья научная