Скифское наследие в культуре бурят

Бесплатный доступ

В статье на основе выявления структурных, функциональных, семантических и лингвистических значений круговых хороводных танцев бурят ехор, произведенных с применением метода сравнительно-сопоставительного и историко-сравнительного анализа с аналогичными явлениями культуры индоиранских и индоевропейских народов Евразии, выявляется их связь с скифо-сибирским искусством «звериного стиля». В контексте выявленной связи обосновывается идейная составляющая кузнечного культа бурят как своеобразной «инсценировки» известного скифского мифа. В заключении актуализируется разработка новой концепции фестиваля «Ночь ехора» от мероприятия республиканского уровня до культурного события международного значения.

Еще

Буряты, ехор, солнце, скифы, оленные камни, «звериный стиль», кочевые племена, иранская лексика.

Короткий адрес: https://sciup.org/170179701

IDR: 170179701   |   DOI: 10.31443/2541-8874-2021-2-18-6-13

Список литературы Скифское наследие в культуре бурят

  • Артамонов М. И. Происхождение скифского искусства // Советская археология. 1968. № 4. С. 27-45.
  • Балдаев С. П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1959. 180 с.
  • Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана. Л. : Изд-во АН СССР, 1927. 256 с.
  • Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. 2-е изд., доп. и испр. М. : Мысль, 1983. 206 с., ил.
  • Дашиева Н. Б. Традиционные общественные праздники бурят: история и типологии. М. ; Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2012. 211 с.
  • Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М. : Наука, 1991. 300 с.
  • Дыренкова Н. П. Пережитки материнского рода у алтайских тюрков // Советская этнография. 1937. № 4. С. 18-45.
  • Жамцарано Ц. Путевые дневники 1903-1907 гг. Улан-Удэ : Респ. тип., 2001.
  • Иванов В. В. Пирва // Мифы народов мира : энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1992. С. 313.
  • История Бурятии : в 3 т. Т. 1. Древность и средневековье. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. 328 с. : ил.
  • Кешева З. М. Танцевальная культура кабардинцев как источник формирования современного этнокультурного бренда // Культура и пространство. Кн. 2. Историко-культурные бренды территорий, регионов и мест. М. : ИЭА РАН, 2010. С. 152-171.
  • Мелетинский Е. М. Тор // Мифы народов мира : энциклопедия. Т. 2. М. : Советская энциклопедия, 1992. С. 519-520.
  • Пекарский Э. К. Словарь якутского языка : в 3 т. Т. 1, 2. Л. : Изд-во АН СССР, 1959.
  • Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М. : Наука, 1969. 401 с.
  • Раевский Д. С. Скифо-сарматская мифология // Мифы народов мира : энциклопедия. Т. 2. М. : Советская энциклопедия. 1992. С. 445-450.
  • Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков. М. : Наука, 1974. 768 с.
  • Сокровенное сказание монголов / пер. С. А. Козина. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1990. 318 с.
  • Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. 1. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1958. 549 с.
  • Хухэ Мунхэ Тэнгэри. Сборник шаманских призываний. Т. 1. Улан-Удэ : Респ. тип., 1996. 272 с.
  • Шкунаев С. Таранис // Мифы народов мира : энциклопедия. Т. 2. М. : Советская энциклопедия. 1992. С. 495.
Еще
Статья научная