Сложности применения принципа свободы договора в праве интеллектуальной собственности
Автор: Мирина Нина Владимировна
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Вопросы цивилистической науки и современность
Статья в выпуске: 1 (18), 2013 года.
Бесплатный доступ
В предлагаемой вниманию читателя статье речь идет об использовании основного принципа гражданского права - принципа свободы договора в праве интеллектуальной собственности. Автор рассказывает о сложностях применения данного принципа права, которые возникают в результате того, что в сфере интеллектуального права существуют свои специфические принципы, как, например, принцип защиты общественных интересов, широко применяемый в патентном праве и имеющий ряд отличий и противоречий с принципом свободы договора.
Принцип свободы договора, принцип нормативной регламентации, право интеллектуальной собственности, лицензионный договор, патентные правоотношения, интеллектуальная собственность, результат интеллектуальной деятельности, принцип защиты обще ственных интересов
Короткий адрес: https://sciup.org/14972943
IDR: 14972943
Текст научной статьи Сложности применения принципа свободы договора в праве интеллектуальной собственности
Одним из «молодых» принципов гражданского права является принцип свободы договора, появившийся на правовом олимпе с принятием Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Предшественником принципа свободы договора был принцип нормативной регламентации договоров в любой сфере деятельности, в том числе и в интеллектуальной. В советской правовой доктрине в интеллектуальной сфере использовались и действовали типовые авторские, издательские, сценарные и другие виды типовых договоров [3]. Что касается патентных правоотношений, то в период действия принципа нормативной регламентации договоров к ним применялись известные и современной правовой доктрине лицензионные договоры. Однако в отличие от современного лицензионного договора, который, следует отметить, весьма популярен среди любых участников патентных правоотношений, лицензионный договор в советском праве использовался, как правило, исключи- тельно во внешнеэкономической сфере. Участниками таких лицензионных договоров являлись советское государство и его зарубежный партнер [1].
Современное состояние гражданской правовой системы наделяет обладателей исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, которыми, как известно, могут являться как физические, так и юридические лица, правом заключать договоры, предметом которых может быть передача определенного объема исключительных прав любому контрагенту. Безусловно, такие виды договоров обладают рядом отличительных признаков, которые регулируются законодательством в сфере интеллектуальной собственности, а именно ч. 4 ГК РФ. Однако несмотря на законодательное регулирование данных правоотношений, с их применением порой возникают вопросы. Так, например, нет однозначного ответа на вопрос о том, распространяют ли свое действие на эти договоры общие положения обязательственного и договорного права. На законодательном уровне отсутствует четкое определение понятия «лицензионный договор». Представляется, что в процессе нынешней масштабной реформы отечественного гражданского законодательства не лишним было бы в Гражданском кодексе РФ дать четкое законодательное определение лицен- зионного договора, сформулировав его следующим образом: «Лицензионный договор – гражданско-правовой договор, в силу которого патентообладатель (лицензиар) передает право на использование охраняемого изобретения, полезной модели или промышленного образца в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором».
Следует отметить, что на практике случаются прецеденты, когда нормы принципа свободы договора не применяются, а вместо них используются специальные принципы в области патентного права, как, например, принцип защиты общественных интересов. Указанный принцип применяется в случае вынесения судом решения о выдаче принудительной лицензии лицу, желающему использовать изобретение, которое не используется патентообладателем [4].
Также существенными особенностями лицензионного договора следует назвать передачу на основании заключенного договора правообладателем как исключительных, так и неисключительных прав на объект результата интеллектуальной деятельности, идентификация содержания которых может быть весьма затруднительной, несмотря на определение вида договора. Кроме того, действия, которые предпринимает правоприобретатель, в первую очередь являются экономически значимыми для него самого, поскольку имен- но лицо, приобретающее право на результат интеллектуальной деятельности, стремится как можно быстрее окупить затраты, понесенные им в результате приобретения лицензии [2].
Таким образом, налицо коллизионный аспект в использовании принципа свободы договора как одного из основных принципов современного гражданского права в сфере интеллектуальных правоотношений, регулируемых ч. 4 ГК РФ. Представляется необходимым в процессе совершенствования гражданского законодательства РФ посредством принятия нового ГК РФ устранить данную коллизию с целью упрощения процесса заключения и применения лицензионного договора на передачу прав на использование результата интеллектуальной деятельности от правообладателя другому лицу.
Список литературы Сложности применения принципа свободы договора в праве интеллектуальной собственности
- Еременко, В. И. К вопросу о личных неимущественных правах авторов произведений/В. И. Еременко//Адвокат. -2010. -№ 7. -С. 27-37.
- Ерохина, Е. В. Лицензионный договор в патентном праве/Е. В. Ерохина//Ученые записки. Вып. 8: Защита прав и свобод человека и гражданина по российскому законодательству: сб. науч. тр. -Оренбург, 2012. -С. 218-222.
- Свердлык, Г. А. Принципы советского гражданского права: дис.... д-ра юрид. наук/Г. А. Свердлык. -Свердловск, 1985. -428 с.
- Шугурова, И. В. Территориальный принцип действия прав интеллектуальной собственности: основные тенденции развития/И. В. Шугурова//Современное право. -2010. -№ 10. -С. 76-81.