Случаи зимовки белого аиста Ciconia ciconia в Калининградской области
Автор: Лыков Е.Л., Самсонкин А.В.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 306 т.15, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140150250
IDR: 140150250
Текст статьи Случаи зимовки белого аиста Ciconia ciconia в Калининградской области
Случаи зимовки белого аиста Ciconia ciconia в Калининградской области
Е.Л.Лыков1), А.В.Самсонкин2)
-
1) Кафедра зоологии позвоночных, Биологический факультет Московского университета, Воробьёвы горы, Москва, 119992, Россия
-
2) Экологический центр «Роминта»,
пос. Лесистое, Нестеровский район, Калининградская область, 238024, Россия
Поступила в редакцию 22 декабря 2005
Центральная и Восточная Европа не относятся к традиционным местам зимовки белого аиста Ciconia ciconia . Ближайшие к Калининградской области части зимовочного ареала удалены на 2800 км и расположены на юге Португалии и в Ираке (Snow, Perrins 1998). Тем не менее, в Калининградской области известен целый ряд случаев, когда отдельные особи оставались на зиму.
Большая часть зимних встреч белых аистов в Восточной Пруссии относится к довоенному периоду. В частности, по данным Ф.Тишлера (Tischler 1941), 29 ноября 1925 один белый аист был отмечен в полёте над Михелау (ныне пос. Каменка Зеленоградского р-на), 29 ноября 1933 – у пос. Росситен (Рыбачий) на Куршской косе. 1 декабря 1937 зарегистрированы две и 2 декабря ещё пять птиц над Кранцем (Зеле-ноградск). Кроме того, в декабре 1939 в районе Инстербурга (Черня-ховск) видели аиста при суровом морозе на гнезде. Ф.Тишлер сообщает, что все белые аисты, остававшиеся на зимовку, неминуемо гибли.
После войны достоверные встречи белых аистов в зимнее время не регистрировались вплоть до зимы 2003/04 гг., когда одна особь была отмечена 13 декабря 2003 в пос. Калинино (Нестеровский р-н). Птица пролетела над центральной частью посёлка на высоте около 30 м, её полёт был ровный и спокойный. Белые аисты наблюдались также следующей зимой (2004/05 гг.). Достоверно известно о 4 особях: три встречены в юго-восточной части области (Нестеровский р-н) и одна – в юго-западной (Гурьевский р-н). В Гурьевском районе аиста видели 24 января 2005 у посёлка Ушаково, на сыром заснеженном лугу в устье реки Прохладной (О.Н.Зятькова, устн. сообщ.). В Нестеровском районе белые аисты держались поодиночке и были обнаружены в трёх точках: 1) у восточной границы города Нестерова, 2) между пос. Чер-нышевское и г. Нестеровым и 3) в посёлке Пугачёво.
Из трёх белых аистов, наблюдавшихся в Нестеровском районе, первая особь отмечена 14 января 2005 на пастбище с заливными участками в 80 м от автотрассы, на окраине города Нестерова (в 300 м от построек). Птица подпускала человека на расстояние 20-30 м, затем отходила и при дальнейшем преследовании отлетала примерно на 150 м. Во время наблюдений было замечено, что птица кормилась дождевыми червями на берегу подтопленного участка пастбища. Позднее обнаружить данную особь не удалось.
Второй аист наблюдался 14 января 2005 на низкотравном сенокосном лугу близ хутора, недалеко от железной дороги между Нестеровым и пос. Чернышевское. Птица была весьма осторожна и подпускала человека на расстояние около 70 м, затем отлетала в сторону. 24 января аист вновь был отмечен на лугу в непосредственной близости от зарослей кустарника. Глубина снежного покрова составляла около 5 см. По данным опроса местных жителей, эта птица держалась здесь с осени, а последний раз встречена 26 января.
Третья птица обнаружена 15 января на окраине Пугачёво. Это небольшой посёлок, расположенный среди лесного массива с множеством ручьёв, берега которых поросли кустарником и небольшими куртинами ольшаника, перемежаемыми небольшими участками низкотравного луга. Аист держался у обочины дороги примерно в 10 м от ручья и подпускал человека на 10-20 м, потом отлетал. Левое крыло он держал слегка опущенным, но это не отражалось на способности к полёту.
За последней птицей удалось провести более детальные наблюдения. Её кормовой участок занимал площадь около 30 га. Он включал несколько ручьёв, много мелиоративных каналов. Основным местом сбора пищи служил небольшой участок ручья, где аист, кроме того, отдыхал. 24 января, когда глубина снежного покрова достигла 20-30 см, на месте кормления у воды были хорошо заметны следы птицы. 27 января аист был отмечен сидящим на крыше одноэтажного кирпичного строения на гнезде. По данным опроса, последний раз эта птица достоверно наблюдалась 4 февраля 2005.
Как видно из приведённых данных, большинство зимних встреч белых аистов в довоенный период было приурочено к приморским территориям (современный Зеленоградский район), где климатические условия наиболее мягкие. Однако зимой 2004/05 бóльшая часть аистов зимовала на Выштынецкой возвышенности в юго-восточной части Калининградской области (Нестеровский р-н), характеризующейся самыми холодными зимами в регионе в связи с влиянием масс арктического и континентального воздуха, а также относительно высокого положения над уровнем моря (Zalewska et al., 2004 – цит. по: Kondracki 1972, Stopa-Boryczka, Martyn 1985).
Установлено, что в условиях Калининградской области белый аист способен добывать пищу в зимний период на сырых низкотравных лугах, на подтопленных луговых участках при отсутствии снежного покрова и на незамерзающих ручьях в снежный период. Птицы способны переносить отрицательные температуры. Так, во второй половине декабря в Нестеровском районе средняя температура составила -0.8°С (пределы среднесуточных температур: +3.5…-6.5°С), в январе – минус 0.5° (+8…-8,8°), в первой половине февраля – минус 1.8° (+4.2…-10°).
В тоже время наши наблюдения позволяют констатировать, что ни один аист не смог удачно завершить зимовку в Калининградской области, хотя достоверно известны встречи в конце января и даже в первых числах февраля. Исчезновение аиста, державшегося между г. Нестеровым и пос. Чернышевское, по-видимому, связано с длительным периодом отрицательных температур во второй половине января. Последующий период ещё более низких температур (с 4 по 8 февраля, когда минимальная температура ночью составила минус 23°С) совпадает с исчезновением взрослой особи, державшейся в посёлке Пугачёво. Судя по всему, все наблюдавшиеся зимой 2003/04 и 2004/05 гг. белые аисты погибли.
Причины зимовки белых аистов на территории Калининградской области не установлены. Одним из возможных объяснений могло быть позднее развитие птенцов и вследствие этого неготовность птиц к своевременному отлёту. Однако данное предположение оказалось несостоятельным, т.к. были отмечены аисты разного возраста. В частности, из трёх птиц, встреченных в Нестеровском районе, две были молодыми (одна, по-видимому, второго года жизни), а одна – взрослой (пос. Пугачёво). Следует также отвергнуть предположение о том, что остаются зимовать травмированные птицы, неспособные к полёту, т.к. все наблюдавшиеся аисты не проявляли признаков болезненного состояния, в том числе и нарушения способности к полёту.
Авторы искренне благодарят Йонаса и Марину Даукшис, Надежду Матвеевну Гриб и жителей посёлка Пугачево, предоставивших свои наблюдения за зимующими белыми аистами, а также заведующего отделом птиц Московского зоопарка Николая Игоревича Скуратова за помощь в определении возраста птиц по фотографическим материалам.