Случай поимки рыбца Vimba vimba (Linnaeus, 1758) (Pisces: Cypriniformes, Cyprinidae) в прибрежной зоне Черного моря у берегов Кавказа
Автор: Пашков Андрей Николаевич, Решетников Сергей Ильич
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Биология
Статья в выпуске: 4 (165), 2017 года.
Бесплатный доступ
Приводятся основные морфобиологические характеристики самки рыбца (Vimba vimba), пойманной в октябре 2016 года в прибрежной зоне Черного моря в районе пос. Лазаревское вблизи устья р. Куапсе. Она имела абсолютную длину 16,1 см, массу тела 41,6 г, возраст 3+, гонады на начальной III стадии развития. Рыба находилась в хорошем физиологическом состоянии. Брюшная полость была заполнена жиром, степень ожирения внутренностей составила 4 балла. Ранее случаи обнаружения рыбца в Черном море были известны только в районах с опресненными (мезогалинными) водами - в северо-западной части и вблизи Керченского пролива. Описываемый случай является первым, когда рыба этого вида была поймана в типичной полигалинной акватории. Сделано предположение, что в популяциях рыбца из черноморских рек Северо-Западного Кавказа, ведущих пресноводный образ жизни, сохранилась способность к скату отдельных особей в море. Такие рыбы потенциально могут перемещаться вдоль его прибрежной зоны из одной реки в другую, обеспечивая обмен генетическим материалом изолированных в отдельных водотоках популяций.
Рыбец, черное море, меристические признаки, пластические признаки, физиологическое состояние, полигалинная акватория
Короткий адрес: https://sciup.org/14751203
IDR: 14751203
Текст научной статьи Случай поимки рыбца Vimba vimba (Linnaeus, 1758) (Pisces: Cypriniformes, Cyprinidae) в прибрежной зоне Черного моря у берегов Кавказа
Известно, что одним из фундаментальных, изначальных свойств живого вещества является способность к расселению [9]. Как отмечают [5], любой биологический вид априори стремится к расширению своего ареала. Строго говоря, стабильных в полном смысле этого слова видовых или популяционных ареалов не существует. Изменения границ ареала многократно наблюдались в истории любого вида.
У большинства современных видов рыб умеренного пояса определенная стабильность ареалов наступила только после окончания последней ледниковой эпохи, то есть менее 10 тыс. лет назад [5]. Для видов, ареал которых приурочен к бассейну Черного моря, эта стабилизация наступила еще позже, так как его современный гидрологический и гидрохимический режим установился всего 4–5 тыс. лет назад [12]. До последнего восстановления связи Черного моря со Средиземным, произошедшего около 8 тыс. лет назад [19], на его месте существовал опресненный Ново-Эвксинский бассейн. Предполагают, что его соленость могла составлять до 12 ‰, но в прибрежной зоне распреснение было более значительным [7], что позволяло обитать в таких участках солоноватоводным и полупроходным видам.
После осолонения вод Черного моря, произошедшего 8–5 тыс. лет назад, ареалы ряда этих видов оказались в той или иной степени фрагментированными. Одним из них является, видимо, рыбец Vimba vimb a (Linnaeus, 1758), современный ареал которого в Азово-Черноморском бассейне охватывает ряд рек, впадающих в Черное и Азовское моря, и собственно Азовское море, но не включает большую часть Черного [6], [20], [25].
В октябре 2016 года в прибрежной части Черного моря в районе пос. Лазаревское на расстоянии около 150 м от устья р. Куапсе в точке с географическими координатами 43°56′24″ с. ш. и 39°17′45″ в. д. в одностенную жаберную сеть, установленную на глубине 4–5 м, была поймана одна особь рыбы, идентифицированная нами как рыбец Vimba vimb a (Linnaeus, 1758).
Целью данной работы являлось описание основных морфо-биологических характеристик рыбца, впервые пойманного в полигалинной акватории Черного моря у берегов Кавказа, а также анализ случаев поимок этого вида в черноморских водах.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Пойманная особь была изучена по стандартной методике полного биологического анализа [17], который включал измерение абсолютной (TL) длины рыбы и длины рыбы до конца че- шуйного покрова (SL), определение ее массы, пола, стадии зрелости гонад, возраста, степени ожирения внутренностей и степени наполнения желудочно-кишечного тракта.
Параллельно был проведен подсчет меристических и измерение пластических признаков рыбы по схеме, предложенной в монографии «Фауна Украины» [25]. Полученные величины пластических показателей затем нормировались на длину тела или длину головы (признаки, измеренные на голове) рыбы.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Место поимки особи показано на рис. 1.

Рис. 1. Место поимки рыбца в прибрежной зоне Черного моря (43°56′24″ с. ш. и 39°17′45″ в. д.)
Отловленный в прибрежной части Черного моря рыбец (рис. 2) имел длину: TL – 16,1 см, SL – 13,3 см, массу тела 41,6 г и характеризовался следующими значениями меристических признаков: в спинном плавнике 3 неветвистых и 8 ветвистых лучей, в анальном – 3 неветвистых и 15 ветвистых лучей, в боковой линии 51 чешуя, на первой жаберной дуге 13 тычинок.

Рис. 2. Пойманная в прибрежной зоне Черного моря особь рыбца (♀, TL 16,1 см)
Значения основных пластических признаков рыбца были следующими:
-
• в процентах от длины тела: длина головы – 24,8; расстояния: антедорсальное – 55,6, анте-пектральное – 25,6, антевентральное – 51,1, ан-теанальное – 72,2, постдорсальное – 36,1, пек-
- тровентральное – 25,6, вентроанальное – 22,6; максимальная высота тела – 30,1, минимальная высота тела – 9,8, длина хвостового плавника – 22,6, длина хвостовой выемки – 13,5, максимальная толщина тела – 14,3; высота (длина наибольшего луча) плавников: спинного – 18,8, грудного – 17,3, брюшного – 15,0, анального – 10,5; длина оснований плавников: спинного – 10,9, грудного – 6,0, брюшного – 4,5, анального – 15,8;
-
• в процентах от длины головы: длина рыла – 30,3, посторбитальное расстояние – 48,5, диаметр глаза – 24,2, высота головы (через вертикаль глаза) – 54,5, высота головы (на уровне затылка) – 71,2, длина верхней челюсти – 30,3, длина нижней челюсти – 33,3.
Пойманная особь оказалось самкой с гонадами на начальной III стадии развития. Возраст рыбы был оценен нами величиной 3+ (рис. 3). Она находилась в хорошем физиологическом состоянии и не имела язв или других наружных повреждений тела (за исключением следов объ-ячеивания). Жабры имели нормальное окрашивание. Внутренности обследованной рыбы были залиты жиром. Их визуальный осмотр позволил оценить степень их ожирения по общепринятой шкале [17] в 4 балла из 5 возможных.

Рис. 3. Чешуя пойманной в прибрежной зоне Черного моря особи рыбца (возраст 3+)
Передняя часть кишечника рыбы была пустой, а наполненность его среднего и заднего участков, наоборот, оказалась высокой – 4 балла из 5 по общепринятой шкале [17]. К сожалению, из-за того, что рыба около месяца хранилась в замороженном виде, объекты питания полностью мацерировались, и установить, питалась ли рыба в море, не удалось.
ОБСУЖДЕНИЕ
Рыбец Vimba vimba (Linnaeus, 1758) – широко распространенный в бассейнах Черного, Каспийского и Балтийского морей вид рыб семейства карповых (Cyprinidae). Отечественными систематиками в составе данного вида традиционно выделяется три подвида, отличающихся ареалом и рядом морфологических признаков, – обыкно- венный рыбец V. v. vimba (Linnaeus, 1758), каспийский рыбец V. v. persa (Pallas, 1814) и малый рыбец V. v. tenella (Nordmann, 1840) [3], [4], [22]. Пойманная рыба на основе совокупности описанных выше морфобиологических характеристик может быть отнесена именно к последнему подвиду.
Малый рыбец рассматривается как пресноводный реофильный подвид рыбца, населяющий реки и некоторые озера Восточного Средиземноморья в бассейнах Мраморного и Черного морей на территории России, Болгарии, Турции, Грузии, Абхазии [20]. В Российской Федерации его ареал включает впадающие в Черное море реки Краснодарского края и Республики Крым [6], [15], [20].
От номинативного подвида малый рыбец отличается меньшим количеством ветвистых лучей в анальном плавнике, чешуй в боковой линии и жаберных тычинок, а также более медленными темпами линейного и весового роста и меньшими максимальными размерами [4], [25].
Согласно опубликованным к настоящему времени материалам по морфологии малого рыбца, его тело сжато с боков, умеренно высокое. Рот по-лунижний, нижняя губа слегка заострена. Спинной плавник высокий, косо усеченный. Нижняя лопасть хвостового плавника обычно немного длиннее верхней. Между затылком и началом спинного плавника имеется свободная от чешуи бороздка, на спине между спинным и хвостовым плавниками – хорошо заметный киль, покрытый чешуей. Длина тела максимально до 21 см, масса до 100 г. В спинном плавнике 3 неветвистых и 8 (редко 7 или 9) ветвистых лучей, в анальном – 3 неветвистых и 15–18 (редко 19) ветвистых лучей, в боковой линии 48–58 (редко 60) чешуй. Жаберные тычинки короткие, редкие, на первой жаберной дуге от 12 до 27 (редко 28) тычинок [4], [8].
Рядом иностранных специалистов [26] выделение подвидов в рамках вида V. vimba не признается. Однако имеется и прямо противоположная точка зрения, согласно которой малый рыбец выделяется в самостоятельный вид V. tenella (Nordmann, 1840) [24].
Насколько необычен случай поимки рыбца в Черном море? Его современные гидрологические условия, прежде всего соленость, делают невозможным нормальное существование в большей части его акватории, за исключением наиболее опресненной северо-западной части, пресноводных и полупроходных рыб из семейства карповых (Cyprinidae). Но единичные случаи их поимки в черноморских водах регистрируются достаточно регулярно. Так, описаны случаи попадания в орудия лова серебряного карася (Carassius auratus gibelio) у берегов Карадага [18], возле г. Адлера [13] и в районе Таманского полуострова [2]. Cазан (Cyprinus carpio) ловил- ся в Новороссийской бухте, у берегов Коктебеля, Судака, Карадага и в северо-западной части моря [10], [11]. Черноморско-азовская шемая (Chalcalburnus chalcoides) регулярно встречается весной вблизи устьев крупных черноморских рек кавказского побережья [14].
С. Б. Туниев и В. В. Акатов [21] предположили, что подобные выходы карповых рыб в море могут приводить к обмену ими между отдельными реками. По их мнению, вероятность такого обмена наиболее высока в период выпадения большого количества осадков, когда вдоль береговой полосы Черного моря в местах впадения крупных рек формируются обширные непрерывные зоны с опресненной водой, выносимой в результате речных паводков.
Относительно поимок в акватории Черного моря рыбца к настоящему времени имеется следующая информация:
-
1. В июне 1953 года в прибрежной зоне моря около лимана Бурнас (Одесская область) в невод попал 1 экземпляр рыбца длиной 17,3 см [23].
-
2. В сентябре 1955 года в море на траверсе устья Днестровского лимана на расстоянии 8–12 миль от берега наблюдали рыбцов, которые плыли, придерживаясь струй опресненных вод, вынесенных из Днестровского лимана сильными сгонными ветрами [23].
-
3. Два рыбца длиной 21 и 23 см попали в октябре 1956 года в сеть в Жебриянской бухте (Одесская область) [23].
-
4. Известны единичные факты поимок рыбца около Аджиджи (Румыния) [27].
-
5. Упоминание Ю. И. Абаева [1] о том, что рыбец изредка выносится к кавказским берегам Черного моря из Азовского моря.
Таким образом, описанные ранее случаи поимки этого вида в Черном море приурочены к двум основным районам его распреснения (мезо-галинным акваториям) – северо-западной части и Керченскому предпроливному пространству. Нынешний случай является фактически первым, когда особь рыбца (малого рыбца) в нормальном физиологическом состоянии находилась хоть и недалеко от устья реки, но все-таки в типичной морской (полигалинной) акватории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Факт поимки самки рыбца в прибрежных водах Черного моря у берегов Кавказа позволяет сделать два важных предположения:
-
1. Возможно, в популяциях рыбца из черноморских рек Северо-Западного Кавказа, ведущих пресноводный образ жизни, сохранилась способность отдельных особей к скату в море. Данный случай является аналогом описанного нами ранее [16] факта поимки в нижнем течении р. Кубань смолта черноморской кумжи Salmo trutta labrax (также самки). Наиболее вероятной версией происхождения этой проходной особи
-
2. Образования типичной полупроходной формы рыбца, характерной для бассейна Азовского моря, в случаях попадания рыб этого вида в по-лигалинные черноморские акватории, вероятно, не происходит. Однако выход отдельных особей рыбца в прибрежную зону Черного моря в период временного осеннего (или весеннего) опреснения вод, вероятно, может приводить к перемещению рыб из одной реки в другую и тем самым спо-
- собствовать обмену генетическим материалом между относительно изолированными в отдельных водотоках и сравнительно малочисленными популяциями рыбца рек Черноморского побережья Северо-Западного Кавказа.
является ее формирование в какой-либо из обитающих в верхнем течении реки и ряде ее притоков популяций жилой формы кумжи (ручьевой форели).
БЛАГОДАРНОСТИ
Авторы благодарят государственного инспектора Азово-Кубанского отдела по государственному контролю, надзору и охране ВБР АзовоЧерноморского территориального управления Росрыболовства К. Б. Бондарева за сохраненную и переданную для изучения особь рыбца.
Список литературы Случай поимки рыбца Vimba vimba (Linnaeus, 1758) (Pisces: Cypriniformes, Cyprinidae) в прибрежной зоне Черного моря у берегов Кавказа
- Абаев Ю. И. Рыбы//Природа Краснодарского края. Краснодар: Кн. изд-во, 1979. С. 210-220.
- Абраменко М. И. Обнаружение серебряного карася Carassiusauratusgibelio (Bloch) на российском участке Черного моря//Доклады РАН. 2000. Т. 37. № 3. C. 415-418.
- Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России/Под ред. Ю. С. Решетникова. М.: Наука, 1998. 220 с.
- Берг Л. С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Ч. 2. С. 469-925.
- Биологические инвазии в водных и наземных экосистемах/Под ред. академика РАН А. Ф. Алимова и Н. Г. Богуцкой. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. 436 с.
- Болтачев А. Р., Карпова Е. П., Мирошниченко А. И. Рыбец малый -Vimba vimba tenella (Nordmann, 1840)//Красная книга Республики Крым. Животные/Отв. ред. д. б. н., проф. С. П. Иванов, к. б. н. А. В. Фатерыга. Симферополь: ООО «ИТ «АРИАЛ», 2015. С. 285.
- Бондарев И. П. Основные черты и этапы формирования экосистемы Черного моря в позднем плейстоцене -голоцене//Геология и полезные ископаемые Мирового океана. 2012. № 2. С. 53-71.
- Бэнереску П., Папондопол М., Михайлова Л. Систематика//Биология и промысловое значение рыбцов (Vimba) Европы. Вильнюс: Минтис, 1970. С. 23-65.
- Вернадский В. И. О размножении организмов и его значении в механизме биосферы//Известия АН СССР. 1926. № 12. С. 1053-1060.
- Виноградов К. А. Список рыб Черного моря, встречающихся в районе Карадагской биологической станции, с замечаниями об их биологии и экологии//Труды Карадагской биологической станции. 1949. Вып. 7. С. 76-106.
- Драпкин Е. И. Об изменениях в фауне рыб Новороссийской бухты//Научные доклады высшей школы. Биологические науки. 1959. № 3. С. 54-58.
- Зенкович В. П. Берега Черного и Азовского морей. М.: Государственное издательство географической литературы, 1958. 374 с.
- Надолинский В. П. Структура и оценка запасов водных биоресурсов в Северо-Восточной части Черного моря: Дис.. канд. биол. наук. Краснодар, 2004. 171 с.
- Пашков А. Н. Ихтиофауна прибрежного шельфа Черного моря в полигалинных акваториях: Дис.. канд. биол. наук. М., 2001. 263 с.
- Пашков А. Н., Решетников С. И. Состав, распространение и численность охраняемых рыбообразных и рыб в реках черноморского побережья Северо-Западного Кавказа//Актуальные вопросы экологии и охраны природы экосистем южных регионов России и сопредельных территорий: Материалы XX Межреспубл. научно-практич. конф. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2007. С. 50-52.
- Пашков А. Н., Решетников С. И., Емтыль М. Х., Шутов И. В. Случай поимки смолта черноморской кумжи Salmo trutta labrax (Salmonidae, Salmoniformes) в нижнем течении реки Кубань//Вопросы ихтиологии. 2006. Т. 46. Вып. 5. С. 715-717.
- Правдин И. Ф. Руководство по изучению рыб (преимущественно пресноводных). М.: Пищ. пром-сть, 1966. 306 с.
- Салехова Л. П., Костенко Н. С., Богачик Т. А., Минибаева О. Н. Состав ихтиофауны в районе Карадагского государственного заповедника (Черное море)//Вопросы ихтиологии. 1987. Т. 27. Вып. 6. С. 898-905.
- Сорокин Ю. И. Черное море (природа, ресурсы). М.: Наука, 1982. 217 с.
- Туниев С. Б. Рыбец малый Vimba vimba tenella (Nordmann, 1840)//Красная книга Краснодарского края (животные). Краснодар: Центр развития ПТР Краснодарского края, 2007. С. 324-325.
- Туниев С. Б., Акатов В. В. Длина и видовое богатство рыб горных рек Черноморского побережья Кавказа (на примере Сочинского Причерноморья)//Экологический вестник Северного Кавказа. 2009. Т. 5. № 3. С. 37-45.
- Цепкин Е. А. Vimba vimba (Linneus, 1758) -рыбец//Атлас пресноводных рыб России: В 2 т. Т. 1/Под ред. Ю. С. Решетникова. М.: Наука, 2003. С. 340-342.
- Виноградов К. О. Iхтюфауна Швшчно-Захщшч частини Чорного моря. Київ: Видавництво АН Української РСР, 1960. 115 с.
- Мовчан Ю. В. Риби України (таксономiя, номенклатура, зауваження)//Збiрник праць Зоологiчного музею. 20082009. № 40. С. 47-86.
- Мовчан Ю. В., Смiрнов А. I. Фауна Украины: В 40 т. Т. 8. Риби. Вип. 2. Ч. 2. Шемая, верховодка, бистрянка, плоскирка, абрамю, рибець, чехонь, гiрчак, карась, короп, гiпофтальмiхтис, аристихтис. Київ: Наук. думка, 1983. 360 с.
- Kottelat M., Freyhof J. Handbook of European freshwater fishes/Publications Kottelat, Cornol and Freyhof. Berlin, 2007. 646 p.
- Carausu S. Tratat de ichtiologie. Bucurest: Edit. Acad. R. P. R., 1952. 802 p.