Случай помощничества у ополовника Aegithalos caudatus в Ленинградской области
Автор: Бардин А.В.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 112 т.9, 2000 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140149077
IDR: 140149077
Текст статьи Случай помощничества у ополовника Aegithalos caudatus в Ленинградской области
Ополовники Aegithalos caudatus очень социальны и большую часть года живут стайками, представляющими собой нераспавшиеся выводки. Для них характерны общественные ночёвки, имеющие важное терморе- гуляционное значение, особенно в зимний период. Считают, что у опо-ловников нередки случаи коммунального размножения, когда в выкармливании выводка, кроме родителей, принимают участие другие особи — т.н. помощники (см. обзор: Cramp, Penins 1993). Так, АТастон (Gaston 1973) в Англии у А. с. rosaceus наблюдал помощников в 8 семьях из находившихся под наблюдением 10. Причём в 2 случаях помощники появились уже после вылета птенцов из гнезда, помогая докармливать слётков (после оставления гнезда молодые ополовники продолжают получать корм от взрослых птиц в течение 2 нед.). Н.Глен (Glen, Perrins 1988) обнаружил помощников у 10 из 11 гнёзд с птенцами. Число помощников варьировало от 1 до 8. Н.Глену удалось выяснить, что помощниками часто (но не всегда) становятся особи, чьё размножение в текущем сезоне окончилось неудачно. Заметим, что разоряемость гнёзд у этого вида весьма высока — до 86% (Lack, Lack 1958). При этом партнёры из неудачной пары никогда не “помогают” другой семье вместе. По данным Н.Глена, ополовники присоединяются помощниками к тем парам, где самец приходится им родным братом и с которым они проводили зиму в составе одной стаи. Весной самцы-братья устанавливают гнездовые участки в пределах зимней территории стаи, а их сёстры уходят к другим самцам. Поэтому среди окольцованных помощников, чья история известна, исследователи чаще обнаруживают самцов, хотя самки также бывают помощниками. Считают, что помощники увеличивают репродуктивный успех пары, которой они помогают, и объясняют возникновение помощничества в терминах концепции кин-отбора. Следует заметить, однако, что успех-неуспех размножения у ополовника определяется прежде всего хищниками, воспрепятствовать которым ни родители, ни помощники не в состоянии. Суета же большего числа птиц у гнезда скорее помогает врагам (прежде всего, сойкам Garrulus glandarius) его обнаружить. Более понятна другая “выгода” от помощничества. Не имеющие или потерявшие своё потомство особи внедряются таким способом в чужие семьи, получая возможность жить с ними в одной зимней стайке и принимать участие в коллективном ночлеге. Жизнь в коллективе очень важна для выживания в зимний период, и особи, не вырастившие свой коллектив, вынуждены пользоваться возможностью примкнуть к другим.
Помощничество у ополовника описано лишь для Западной Европы (см.: Cramp, Perrins 1993). В отечественной литературе, например, об этом не упоминается, даже у авторов, специально наблюдавших за гнездованием ополовников (в отношении формы caudatus-. Воинственский 1954; Мальчевский 1959; Мальчевский, Пукинский 1983; Птушенко, Иноземцев 1968; Панов 1973; Шибнев 1975; Нечаев 1991 и др.).
В Ленинградской обл. под наблюдением находились около 30 гнёзд ополовника (Мальчевский, Пукинский 1983). В Псковской обл. в разные годы я наблюдал за размножением 9 пар. Во всех этих случаях помощники не регистрировались (вспомним: в Англии помощники присутствовали в 18 случаях из 21). Конечно, работы русских орнитологов не носили этологической направленности и вполне возможно, что некоторое число таких особей осталось незамеченным. Однако можно определённо сказать, что у Aegithalos caudatus caudatus на Северо-Западе России помощничест-во, если и встречается, то очень редко.
Один такой случай удалось наблюдать около оз. Суури на северозападном берегу Ладоги (окрестности ст. Кузнечное), где в 1954-1955 изучал гнездование ополовников А.С.Мальчевский. 5 июня 1996 на опушке молодого осиново-берёзового леса с примесью сосны и ели я заметил трёх ополовников, тесной группой перелетавших по деревьям. Все трое несли в клювах большие пучки собранных насекомых. Птицы оказались очень доверчивыми и вскоре, не обращая на меня внимания, подлетели к гнезду, построенному в развилке ствола серой ольхи Alnus incana на высоте 5 м. В гнезде находились подросшие птенцы, уже высовывающиеся из летка. Взрослые по очереди покормили их, не влезая в гнездо. Затем все трое улетели и минут через семь вернулись с кормом. 7, 8 и 9 июня птенцов продолжали кормить три птицы. Они всё время держались вместе. Безбоязненно подлетали к гнезду даже в присутствии больших групп студентов. В гнезде с подросшими птенцами взрослые не ночевали.
В рассмотренном случае не заметить присутствия третьей птицы было просто нельзя. Это обстоятельство говорит в пользу того, что редкость случаев помощничества у ополовника на Северо-Западе России едва ли можно объяснять лишь невнимательностью исследователей.