Смерть ребенка как сюжетный ход в викторианском романе

Бесплатный доступ

Анализируются особенности такого сюжетного хода, как смерть ребенка, в викторианском романе, начиная с творчества Ч. Диккенса, Ш. Бронте, Э. Гаскелл и заканчивая произведениями писателей рубежа веков, которые по-своему перерабатывают традиции викторианского романа (Т. Гарди, М. Корелли). Чаще всего, особенно в первой половине века, ребенок становится жертвой взрослого мира. В социальных романах причиной смерти ребенка является несправедливость общественного уклада (бедственное положение отдельных слоев населения и пр.). В других случаях ребенок становится жертвой неправильного воспитания. Однако есть также примеры того, как смерть ребенка вводится в роман с целью обозначить некую проблему, связанную с дисгармонией мира его родителей. Это особенно характерно для романов второй половины века (например, произведений Дж. Элиот). Смерть ребенка может являться событием, имеющим композиционное значение, отделяющим одну часть романа от другой. Трагическое событие часто предстает как противоречивое явление: несмотря на горе утраты, мать ребенка переживает своего рода возрождение, связанное с новыми перспективами и надеждами. Такая ситуация подчас складывается, если это смерть незаконнорожденного младенца (например, в романах Т. Гарди или миссис Генри Вуд). Акцентируется внимание на таком явлении, как детский суицид на страницах английского романа (Т. Гарди, М. Корелли), ставший приметой произведений конца XIX - начала XX в. Суицид выражает новую форму протеста ребенка против жестокой реальности, которая приводит маленького человека к неразрешимому внутреннему конфликту.

Еще

Роман, ребенок, смерть, суицид, викторианская литература

Короткий адрес: https://sciup.org/147226981

IDR: 147226981   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2019-3-96-110

Список литературы Смерть ребенка как сюжетный ход в викторианском романе

  • Абилова Ф. А. Викторианский роман и Уэссекские романы Т. Гарди: поэтика финала // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. № 1(25). С. 72-80.
  • Абилова Ф. А. Мотив безумия в романе Т. Гарди «Джуд Незаметный» как шекспировская реминисценция // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11-4 (42). С. 6-8.
  • Артемова М. В., Попова М. М. Детские образы в творчестве У. Шекспира и Ч. Диккенса // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2014. № 4. С. 48-52.
  • Бабук А. В. Структура феномена детства в творчестве Ч. Диккенса и Ф. М. Достоевского // Веснiк Гродзенскага дзяржаўнага ўнiверсiтэта iмя Янкi Купалы. Серыя 3. Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. 2015. № 3(200). С. 50-60.
  • Бабук А. В. Мотив детского страдания в контексте англикано-протестантской этики Ч. Диккенса и христологии Ф.М. Достоевского // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 3(94). С. 31-34.
  • Бячкова В. А. «Граница» детства в викторианском романе // Мировая литература в контексте культуры. 2015. № 4(10). С. 25-32.
  • Бячкова В. А. «Ист Линн» миссис Генри Вуд: проблемы семьи и брака в викторианском «сенсационном» романе» // Мировая литература в контексте культуры. 2012. № 1(7). С. 43-50.
  • Бячкова В. А. Образ незаконнорожденного в викторианской литературе // Мировая литература в контексте культуры. 2014. № 3(9). С. 16-23.
  • Бячкова В. А. О парадоксе женских и детских образов в романах Ч. Диккенса: к постановке проблемы // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 1(33). С. 86-92.
  • Гнюсова И. Ф. Совершенствующаяся героиня в творчестве Дж. Элиот и Л. Н. Толстого // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С. 17-24.
  • Гордиенко О. В. Влияние идей дарвинизма на творчество Томаса Гарди // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2007. № 17, т. 2. С. 107-110.
  • Гордиенко О. В. Мотив вырождения в романе Т. Гарди «Тэсс из рода Д'Эрбервиллей» // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2009. № 19, т. 2. С. 114-117.
  • Дворяшина Н. А. О детях, которых «некому любить» (тема детства на страницах литературно-художественных изданий рубежа XIX-XX вв.) // Мировая словесность для детей и о детях. 2005. Вып. 10, ч. 1. С. 25-35.
  • Дворяшина Н. А. Феномен детской смерти в творчестве Ф. Сологуба // Мировая словесность для детей и о детях. 2004. Вып. 9, ч. 2. С. 302-311.
  • Диккенс Ч. Домби и сын // Диккенс Ч. Собр. соч.: в 30 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. Т. 13. 535 с.
  • Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим // Диккенс Ч. Собр. соч.: в 30 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. Т. 15. 525 с.
  • Диккенс Ч. Холодный дом. Роман (Главы I - XXX) // Диккенс Ч. Собр. соч.: в 30 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1960а. Т. 17. 564 с.
  • Диккенс Ч. Холодный дом. Роман (Главы XXXI - LXVII) // Диккенс Ч. Собр. соч.: в 30 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1960б. Т. 18. 580 с.
  • Ивашова В. Английский реалистический роман XIX в. в его современном звучании. М.: Худож. лит., 1974. 464 с.
  • Сильман Т. Диккенс. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. 508 с.
  • Шамина Н. В. Трактовки образа Доротеи Брук и проблема женского самосознания в романе Дж. Элиот «Миддлмарч» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 5-1(83). С. 40-44.
  • Alvarez A. Jude the Obscure // Hardy. The Collection of Critical Essays. New Jersey ect.: Prenice Hall International, Englewood Cliffs, 1963. P. 113-122.
  • Beer P. Reader, I married Him, A Study of the Women Characters pf Jane Austen, Charlotte Bronte, Elizabeth Gaskell and George Eliot. L.: The Macmillan Press, 1974. 213 p.
  • Bronte Ch. Jane Eyre. Moscow: Jupiter-Inter, 2005. 432 p.
  • Corelli M. The Mighty Atom. URL: http://manybooks.net (дата обращения: 01.05.2018).
  • Coveney P. The image of Childhood. L.: Penguin Books, 1967. 361 p.
  • Dickens Ch. A Tale of Two Cities. L.: GE Fabbri Ltd., 2003. 431 p.
  • Eliot G. Silas Marner. L.: Wordsworth Classics, 1999. 160 p.
  • Eliot G. Middlemarch. L.: Penguin Books, 1994. 795 p.
  • Federico A.R. David Copperfield and the Pursuit of Happiness // Victorian Studies. Vol. 46, № 1. 2003. P. 69-95.
  • Flanders J. Victorian House. L.: Harper Perrenial, 2004. 476 p.
  • Gaskell E. Lizzie Leigh. Gutenberg Project: 2005. URL: http://www.gutenberg.org/files/2521/2521-h/2521-h.htm (дата обращения: 01.05.2018).
  • Gaskell E. Mary Barton. Gutenberg Project: 2013. URL: http://www.gutenberg.org/files/2153/2153-h/2153-h.htm (дата обращения: 01.05.2018).
  • Humpherys A. Breaking apart: the early Victorian Divorce Novel // Victorian Women Writers and the Women Question. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 42-60.
  • Hardy T. Jude the Obscure. L.: Penguin Books, 1986. 511 р.
  • Hardy T. Tess of the D’Urbervilles. L.: Penguin Books, 1978. 535 р.
  • Henry N. George Eliot and the British Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 182 p.
  • Langland E. Women's writing and the domestic sphere // Women and Literature in Britain, 1800-1900 / ed. by J. Shattock. Cambrigde: Cambridge University Press, 2001. P. 119-142.
  • Watts C. Thomas Hardy. Jude the Obscure. L.: Penguin Books, 1996. 132 p.
  • Wood Mrs. Henry East Lynne. Gutenberg Project: 2016. URL: http://www.gutenberg.org/files/3322/3322-h/3322-h.htm (дата обращения: 01.05.2018).
Еще
Статья научная