Снабжение выборгского гарнизона в 1710- 1712 годах
Автор: Славнитский Н.Р.
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 1 (154), 2016 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается вопрос о том, как осуществлялось снабжение Выборга в первые годы после взятия крепости российскими войсками - с осени 1710 до лета 1712 года (когда Выборг стал уже не форпостом, а опорным пунктом для дальнейших наступательных операций). Основными источниками работы являются донесения выборгского коменданта Г. П. Чернышева и санкт-петербургского обер- коменданта Р. В. Брюса губернатору Ингерманландии А. Д. Меншикову, также переписка других должностных лиц, занимавшихся этими вопросами. Сложности были связаны с климатическими условиями, а также с тем, что шведские войска и флот старались блокировать Выборг. С задачей снабжения тем не менее справились успешно.
Северная война, выборг, г. п. чернышев, а. д. ментиков
Короткий адрес: https://sciup.org/14751022
IDR: 14751022
Текст научной статьи Снабжение выборгского гарнизона в 1710- 1712 годах
В работе А. В. Мельнова [3] был поднят важный вопрос о снабжении войск в Финляндии в годы Северной войны. Сложности жизни населения на этой территории были затронуты также в статьях П. А. Кротова [2] и Е. А. Андреевой [1]. В данном сообщении остановимся на том, как осуществлялась доставка провианта в Выборг в первые годы после взятия этого города.
Отметим, в первую очередь, что в те годы Выборг, являвшийся в какой-то мере приморской крепостью, постоянно подвергался угрозе нападения шведского флота, да и сухопутные части находились летом 1710 года под самым Выборгом1. В начале сентября майор Юшков в 4 милях от Выборга столкнулся с передовым шведским отрядом2. 28 сентября со шведских кораблей был высажен десант, напавший на российские караулы3. А 1 октября Выборг был блокирован корпусом Г. Ю. Любеккера и шведским флотом. Однако активных действий шведы не предпринимали, и боевые действия ограничивались мелкими стычками. 7 декабря комендант Выборга Г. П. Чернышев сообщил губернатору А. Д. Меншикову: «Доношу вашему высокосвет-лейшеству из партии от Лаперанде посланный от нас поручик с казаками приехал а чухна был посылан к шведским полкам пришед сказал стоят половину полков у кирки Лумегель которая от Лаперанды 5 миль а другая половина у кирки Каипият от Лаперанды 11 миль а сколько полков о том не ведает, а партия от них была в Лапе-рандах и за две мили от Елчинской кирки сего декабря 2 числа»4.
Блокада продолжалась до середины декабря – сухопутные войска шведов отступили 10 декабря, а флот – 15 декабря 1710 года5. В начале декабря, правда, блокада уже была не такой опасной: три корабля стояли на взморье, а сухопутные полки находились у Лапеланда6.
То же самое повторилось в следующем году: 22 мая 1711 года И. Ф. Боцис сообщил Меншикову, что в окрестностях Выборга появился швед- ский отряд (1500 человек), а остальное войско двигается из Финляндии7. 19 июня возле Выборга появился шведский флот, состоящий из 7 кораблей и 7 шняв8. Р. В. Брюс предложил сжечь их при помощи двух брандеров, но морские офицеры выступили против этого, хотя и вынуждены были подчиниться9. Однако отправлять брандеры к шведскому флоту они наотрез отказались10. По запискам тогдашнего коменданта Выборгской крепости Г. П. Чернышева, шведские войска блокировали крепость 4 сентября 1710 года. Однако деятельность неприятеля снова была пассивной и закончилась так же, как и в предыдущем году: сухопутные войска отступили 3 декабря, а корабельный флот – 8 декабря 1711 года11. Летом 1712 года возле Выборга снова появились шведские корабли, но никаких активных действий не пред-принимали12. Когда же в 1712 году русские войска сами перешли к наступательным действиям в Финляндии, которая в течение последующих кампаний 1713 и 1714 годов оказалась занятой ими, угроза нападений на Выборг отпала.
Большой проблемой для русского командования являлось обеспечение Выборга провиантом. Из-за этого под угрозой срыва в 1710 году оказалась осада этой крепости Ф. М. Апраксиным. Обеспечение Выборга припасами шло, по-видимому, несколькими путями: водой из Кекс-гольма в летнее время (в первые годы)13, затем его доставляли из Санкт-Петербурга (летом на судах, зимой по сухому пути).
В сентябре 1710 года Р. В. Брюс отправил 600 четвертей хлеба по воде из Кексгольма14. Для того чтобы его разгружать, использовали солдат гарнизона. А следующие партии стали прибывать, по сообщению Г. П. Чернышева Меншикову, только в начале декабря 1710 года15, хотя в его же записках указано, что провиант прибыл на шку-тах от Кроншлота 23 декабря16.
В сентябре Г. П. Чернышев опасался, что привезенного хлеба надолго не хватит: «Правианту у нас на сей месяц на первую половину выдано а на другую половину будут несполна опасаюсь чтоб не принять в правианте нужды из выборгского уезду по се число привезено ржи и ячменю бочек с 50 что с нуждою»17. При этом непосредственно в Выборгском уезде продовольствия не было совсем. Опасения коменданта во многом были связаны с тем, что, помимо гарнизона, ему необходимо было обеспечивать питанием людей, работавших на починке укреплений Выборга. В связи с этим А. Д. Меншиков 13 сентября попросил Ф. М. Апраксина: «Также пишет ко мне из Выборха господин Чернышов что шаутбенахт принимает провиянту на морских судах разным служителям 1577 человекам. А на работе у них каторжных 144 человека. И вашему превосходи-телству не в указ предлагаю я дабы изволили вы к нему шаутбенахту от своего лица кого русского отправить и приказать осмотреть куда оной про-виянт идет, понеже какая в том провиянте в Вы-борхе нужда о том самим вам известно»18.
В конце ноября выборгский комендант писал губернатору, что «Правиянту салдатам и другим служителям кои ныне обретаютца в Выборхе в предь будущей декабрь правиантом коли ныне в Муле а из Мулои и в Выборхе содержать можем однакож просим вашего милосердия как скоро будет путь чтоб прислать правианту из Санкт-Питербурха…»19. То есть в тот момент проблем с продовольствием еще не было, но об этом постоянно думали. 10 декабря 1710 года он доложил Меншикову: «Для проведывания посланные от нас о швецких кораблях к нам прибыли, сказали, что швецкие 3 корабля стоят от наших батарей которая на взморье верстах в 5 к Алантову острову. Правианту привезено на подводах муки 296 кулей неполные, сухарей 59 чет со сминою да недовезши оставлено в муле с умерших лошадей муки 30 кулей, сухарей 10 кулей всего привезено в Выборх и в Муле муки и сухарей 395 кулей со сминою»20. Из этого сообщения видно, что шведские корабли в декабре еще могли блокировать доставку провианта по воде, однако уже была возможность привозить его по сухому пути, на подводах. За три дня до того он писал, что «правиянт к нам на подводах Гаврилы Ивановича, Федора Матвеевича и господина Кикина на траке едва привезли 4 дня сего декабря вче-рашнея и сего числа привозят и другие»21. Здесь интересно то, что заготовкой и отправкой продовольствия в Санкт-Петербурге занимались Ф. М. Апраксин и А. В. Кикин – руководители военно-морского ведомства, а также Г. И. Головкин, который ведал дипломатическими делами, но в случае необходимости занимался и вопросами такого рода. Очевидно, что снабжение выборгского гарнизона в тот момент считалось одной из основных задач, и Петр I распорядился, чтобы этим занимались все, кто может быть задействован. Кроме того, из документов видно, что привозить провиант в Выборг начали лишь в конце первой декады декабря – до того времени не позволяла погода и осенняя распутица. И завозили его в большом количестве сразу, очевидно, принимая во внимание, что зимой снабжение может быть осложнено шведскими партиями. Грубо говоря, у российского командования было лишь небольшое «окно», предоставленное погодой, на то, чтобы обеспечить выборгский гарнизон в необходимом количестве, и оно максимально эффективно использовало эту возможность, причем все делали в быстром темпе и с напряжением всех имевшихся сил.
Для хранения продуктов возле мызы Мулы, находившейся в 35 верстах от Выборга, еще в сентябре 1710 года был построен «транжемент»22, обеспеченный соответствующей охраной. Следовательно, все сложности Петр I и его окружение понимали с самого начала и сразу стали принимать меры, что и позволило выборгскому гарнизону спокойно пережить первую зиму. Осенняя погода в том году стояла очень долго. Из письма Г. П. Чернышева от 22 декабря известно, что в те дни в Выборге разгружали шкуты с провизией, а на суда грузили артиллерийские орудия, дабы отправить их в Санкт-Петербург23. Следовательно, в те дни водный путь еще функционировал. И, как видно, опасения Г. П. Чернышева, высказанные им в сентябре, оказались напрасными. Более того, снабжение зимним путем шло бесперебойно, шведы ему помешать не смогли. Осуществлялось оно, судя по донесениям Р. В. Брюса Меншикову, как напрямую, так и через остров Котлин (по льду, таким образом в предыдущем году корпус Ф. М. Апраксина двигался осаждать Выборг). О подготовке доставки продуктов через Котлин Роман Вилимович писал губернатору 21 февраля 1711 года24, а 27 числа он доложил: «Правианту отправлено из Санкт-Питербурха на 500 подводах по выборгской дороге, такожде сего числа с Котлина острова пойдет господин полковник Чемесов с ним правианту отправлено на 700 подводах, и впредь как возможно во отправлении онаго правианту с прилежанием ста-ратца будем...»25. А из его сообщения от 5 марта можно получить примерное представление о том, какое количество провианта было отправлено в тот период: «Сего марта 2 дня писал я до вашего светлейшества… что отправлено от нас с Котли-на острова и с Питербурха правианту в разных числех муки, сухарей и круп на подводах 4167 кулей… А ныне сверх того еще отправлено от нас в Выборх правианту ис Питербурха на 363 подводах с Котлина острова на 100 подводах всего онаго правианту по нижеписанное число в Вы-борх послано на 1951 подводе»26. Правда, осенью, по словам Г. П. Чернышева, снова возникли сложности, и, когда хлеб был доставлен «по зимнему пути», продовольственных запасов в крепости оставалось очень мало (всего на несколько дней)27. Но мы на примере предыдущего года видим, что комендант Выборга несколько преувеличивал проблему.
В 1712 году весна началась «своевременно» – 8 апреля на Неве сошел лед, и уже с 5 апреля, по сообщению Р. В. Брюса своему брату Я. В. Брюсу, в Санкт-Петербурге стали нагружать суда с провиантом для отправки в Выборг28.
В июне того года, как писал английский посланник Ч. Витворт своему правительству, выборгские магазины были снабжены «27 000 мешками муки и прочим провиантом в соответствующей пропорции, артиллерийским обозом и всем необходимым для какой-либо экспедиции»29.
Летом 1712 года провиант в Выборг был отправлен на 22 судах, которых сопровождало несколько вооруженных скампавей19. Но он уже предназначался не только для выборгского гар- низона, а для корпуса Ф. М. Апраксина, собиравшегося наступать в Финляндию, опираясь на Выборг. По крайней мере, часть провианта Г. П. Чернышеву было приказано отдать на эскадру И. Ф. Боциса31, прикрывавшую наступление со стороны финских шхер.
В это время Выборг уже из передового форпоста в Финляндии превратился в опорный пункт для наступательных действий и проблемы его снабжения были полностью решены. Во многом благодаря мерам, разработанным осенью 1710 года, практически сразу после взятия крепости.
Список литературы Снабжение выборгского гарнизона в 1710- 1712 годах
- Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 255,276
- Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 107-109
- Записки графа Г. И. Чернышева//Русская старина. 1872. Июнь. С. 795
- Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 53-54
- Записки графа Г. П. Чернышева... С. 795-796
- Андреева Е. А. Местное население и гарнизоны шведской Ингерманландии и Карелии и строительство Петербурга (в 1703-1710 гг.)//Санкт-Петербург и страны Северной Европы. СПб., 2007. С. 88-94.
- Кротов П. А. Рекрутский набор финнов в русскую армию в конце Северной войны (1720)//Санкт-Петербург и страны Северной Европы. СПб., 2007. С. 96-98.
- Мельнов А. В. Климат и военные действия на северо-западе в начале Северной войны (1700-1710)//Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 3 (148). Т. 1. С. 29-34.