Социальная ответственность бизнеса в нестабильной экономической ситуации

Автор: Корякина Елена Анатольевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 23, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье проведен анализ динамики количества и структуры нефинансовых отчетов российских предприятий в нестабильной экономической ситуации. Отражено влияние применения принципов социальной ответственности бизнеса на стабилизацию экономической ситуации в регионе присутствия организаций. Предложены возможные способы сохранения и расширения внедрения принципов социальной ответственности бизнеса на российских предприятиях.

Социальная ответственность бизнеса, нефинансовая отчетность, стейкхолдеры, российский союз промышленников и предпринимателей, финансовая устойчивость предприятий

Короткий адрес: https://sciup.org/14937986

IDR: 14937986

Текст научной статьи Социальная ответственность бизнеса в нестабильной экономической ситуации

Одной из возможностей представления организациями заинтересованным лицам (стейкхолдерам) информации о своей деятельности в области социальных проектов, выявления степени их влияния на развитие общества, экологическое состояние и экономику региона присутствия являются нефинансовые отчеты.

Нефинансовые отчеты компаний отражают степень заинтересованности предприятий во взаимодействии со стейкхолдерами. Количество нефинансовых отчетов российских предприятий, размещенных в национальном регистре нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), снизилось в 2014 г. по сравнению с 2013 г. с 67 до 45 без учета двухгодичных отчетов. Совокупное снижение количества отчетов на 38,8 % является настораживающим фактором развития взаимоотношений руководства организаций, работников и других заинтересованных лиц. Кроме того, предприятия некоторых отраслей, ранее представлявших свои отчеты за 2014 г., не заявили о своих достижениях в этой области. На рисунке 1 отражены динамика и структура нефинансовых отчетов по отраслям экономики [1].

Наиболее устойчивой отраслью, предприятия которой представляют нефинансовые отчеты, является энергетика. Они стабильно с 2009 г. формируют и размещают нефинансовые отчеты на сайте РСПП. В 2015 г. резко снизилось количество отчетов в следующих отраслях: нефтегазовая, металлургическая, финансы и страхование, в то же время появилась новая группа – «Производство машин и оборудования», в которой представлены отчеты двух компаний. Ни одного отчета за 2014 г. не представлено в следующих областях: ЖКХ, транспорт, прочие виды услуг и некоммерческие организации, учитывая даже то, что за 2013 г. в совокупности ими было размещено семь нефинансовых отчетов [2].

Несмотря на то что понятие «социальная ответственность бизнеса» пришло в Россию из практики западного бизнеса и является ответной реакцией на постоянно растущие требования общества, предъявляемые к бизнесу, оно становится неотъемлемой частью работы крупного российского бизнеса. Средний и малый бизнес в меньшей степени испытывают давление со стороны стейкхолдеров и одновременно с этим не имеют аналогичных финансовых возможностей для курирования элементов социальной политики.

Рисунок 1 – Динамика и структура нефинансовых отчетов по отраслям экономики

В противовес западным компаниям при формировании нефинансовых отчетов российские организации делают акцент на динамику развития и функционирования отрасли деятельности, степень влияния организации на отрасль во всероссийском и мировом масштабах. В российском бизнес-сообществе имидж социально ответственной компании становится все более значимым. Руководство компаний осознает, что инвестирование социальных мероприятий и проектов – это не только финансовые вложения, но и перспективы повышения качества жизни стейкхолдеров, устойчивого развития организации, улучшения финансово-экономических показателей ее деятельности и развития территории присутствия.

Структура нефинансовых отчетов российских компаний за 2014 г. по сравнению с 2013 г. изменилась незначительно. Удельный вес интегрированных отчетов увеличился на 29,6 %, на 5,86 и 7,8 % снизились доли социальных и экологических отчетов, практически неизменными остались доли отраслевых отчетов и отчетов в области устойчивого развития (рис. 2) [3].

развития

□2013 ■ 2014

Рисунок 2 – Изменение структуры нефинансовых отчетов российских компаний по видам

Подобная тенденция предсказуема и объяснима желанием предприятий при снижении объемов реальных инвестиций в социальную сферу по-прежнему относиться к категории социально ответственных компаний в представлениях стейкхолдеров. Интегрированные отчеты предоставляют такую возможность.

Сложные экономические условия – падение цен на нефть, введение санкций, инфляция – бесспорно, отразились на производственной и социальной деятельности российских компаний.

Анализируя сложившуюся на рынке ситуацию, организациям необходимо вовремя определить новые возможности для развития бизнеса и максимально ими воспользоваться как в производственной, так и в социальной деятельности. Именно в сложных, нестабильных экономических условиях раскрывается экономический, финансовый и производственный потенциал компаний. Многие организации по-прежнему ориентированы на создание максимальных социальных условий для полной реализации потенциала каждого сотрудника, что, несомненно, в дальнейшем отразится на производительности труда персонала и деятельности организации в целом.

Компании, заинтересованные в устойчивом развитии регионов присутствия, продолжают активно реализовывать свои производственные и инвестиционные проекты, несмотря на экономические сложности [4]. Каждая организация вправе проанализировать и выбрать наиболее значимые векторы, структуру и объемы социальных инициатив, позиционируя свою роль и место в социально значимых направлениях инвестирования российского бизнеса [5].

Внедрение инициатив предприятий в рамках социальной ответственности бизнеса должно находиться в соответствии с планом стратегического развития компаний и постоянно подвергаться корректировке в связи с динамично трансформирующимися потребностями стейкхолдеров, организаций и регионов их присутствия. Организации самостоятельно выбирают направления и инициативы в рамках социальной деятельности, которые представляются им наиболее значимыми в качестве объекта инвестирования.

Как в России, так и в мире не существует единого формата представления нефинансовой отчетности. На уровне руководства организации принимается решение об объеме, степени и структуре представления нефинансовой отчетности. В то же время даже отчеты одной компании не всегда сопоставимы по показателям. Наиболее часто при формировании нефинансовой отчетности организации используют стандарты АА1000, SA 8000, GRI, ISO 26000, при этом в силу закрытости российского общества и бизнеса западные модели нефинансовой отчетности не могут отобразить все привлекательные стороны инициатив российских предприятий в рамках социальной ответственности бизнеса [6].

Влияние соблюдения принципов социальной ответственности бизнеса на развитие региона присутствия организации неоспоримо: компании, являясь основой развития региона, что заключается в создании рабочих мест, сокращении безработицы, повышении доходов населения и регионального бюджета и т. д., формируют уровень потребления и развития региона.

Тем не менее без поддержки государства в сложившихся нестабильных экономических условиях, когда часть предприятий сократила или приостановила финансирование социальных проектов и инициатив, этот процесс остановить невозможно.

Государство может воздействовать на предприятия в рамках поощрения социальных инициатив посредством:

  • –    корректировки существующего налогового законодательства в рамках предоставления льготного налогообложения социально активным компаниям;

  • –    создания положительного имиджа и толерантного отношения у населения при помощи проведения конкурсов социальных проектов и социально ответственных компаний с привлечением федеральных средств массовой информации и электронных ресурсов;

  • –    предоставления госзаказов (например заявляя приоритетным критерием показатель участия в РСПП);

  • –    формирования процесса льготного получения лицензий и др.

Ссылки и примечания:

  • 1.    По данным Национального регистра и Библиотеки корпоративных нефинансовых отчетов по состоянию на 20.10.2015,    Социальной    хартии    российского    бизнеса    в    редакции    от    2007    г.

  • 2.  По данным Национального регистра и Библиотеки корпоративных нефинансовых отчетов по состоянию на

    20.10.2015, Социальной хартии российского бизнеса в редакции от 2007 г.

  • 3.   Социальная хартия российского бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.roscomsys.ru/upload/docs/social-

    naja_khartija__rossijjskogo_biznesa.pdf (дата обращения: 09.12.2015).

  • 4.    Корякина Е.А. Влияние социальной ответственности бизнеса на развитие региона присутствия организации // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 15–17.

  • 5.    Социальная ответственность бизнеса : учеб. пособие / С.В. Вершинина, Е.А. Корякина, К.С. Чумляков, Д.В. Чумля-кова. Тюмень, 2015. 154 с.

  • 6.    Корякина Е.А. Социальная ответственность бизнеса: особенности формирования в российском бизнес-сообще-стве // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4. С. 940–944.

.

Список литературы Социальная ответственность бизнеса в нестабильной экономической ситуации

  • По данным Национального регистра и Библиотеки корпоративных нефинансовых отчетов по состоянию на 20.10.2015, Социальной хартии российского бизнеса в редакции от 2007 г. (http://www.roscomsys.ru/upload/docs/socialnaja_khartija_rossijjskogo_biznesa.pdf).
  • Социальная хартия российского бизнеса . URL: http://www.roscomsys.ru/upload/docs/social-naja_khartija_rossijjskogo_biznesa.pdf (дата обращения: 09.12.2015).
  • Корякина Е.А. Влияние социальной ответственности бизнеса на развитие региона присутствия организации//Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 15-17.
  • Социальная ответственность бизнеса: учеб. пособие/С.В. Вершинина, Е.А. Корякина, К.С. Чумляков, Д.В. Чумлякова. Тюмень, 2015. 154 с.
  • Корякина Е.А. Социальная ответственность бизнеса: особенности формирования в российском бизнес-сообществе//Экономика и предпринимательство. 2015. № 4. С. 940-944.
Статья научная