Социальная ответственность бизнеса: региональное измерение

Автор: Ермолаев Терентий Степанович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 6, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются проблемы становления нового формата взаимоотношений в системе «власть - бизнес - общество» на материалах формализованного интервью с руководителями малого и среднего бизнеса Южной Якутии.

Бизнес, социальная ответственность, региональное сообщество, взаимодействие

Короткий адрес: https://sciup.org/14934485

IDR: 14934485

Текст научной статьи Социальная ответственность бизнеса: региональное измерение

Одним из главных моментов в скорейшем выводе российской экономики на волну подъема должен стать совершенно новый формат взаимоотношений в системе «власть -бизнес - общество». Он базируется на идеологии социальной ответственности, уходящей корнями в концепцию устойчивого развития, что позволяет выстраивать отношения между властью, бизнесом и обществом, основанные на возвращении бизнесом доли ренты от использования природных и иных ресурсов обществу, включая будущие поколения.

В настоящее время в стране отсутствует социальная политика в полнокровном понимании этого слова как система целенаправленных действий, отвечающих интересам большинства населения. Данное состояние крайне опасно для государства, особенно учитывая неразвитость гражданского общества. Формирование гражданственности как особой формы социального капитала, выступающей основой социального равновесия, включающего кооперацию, благосостояние для всех, гражданскую вовлеченность [1], является непростой задачей. Многими исследователями поднимается вопрос о том, что государству пора уступить место и другим акторам, для чего требуется «разрушить имидж государства как единственного защитника интересов общества, нанимающего это государство в качестве общественной управляющей компании» [2, с. 63]. Например, в Германии социальное государство обязывает себя и своих граждан к солидарности; при этом одновременно через принцип субсидиарности создаются предпосылки и для социальной ответственности [3], что не менее важно для устойчивого развития.

В российском бизнес-сообществе тема социальной ответственности начинает приобретать практический смысл. Эволюция вопроса состоит в том, что российский бизнес начал переходить от форм чистой благотворительности к стратегиям, где социальная ответственность уже стала частью корпоративной культуры. В настоящее время бизнес-элита начинает приходить к пониманию, что социальная активность компаний является составляющей стоимости бизнеса, таких его нематериальных активов, как репутация, лояльность потребителей, надежность, интеллектуальный капитал. Российский бизнес во все большей степени начинает рассматривать социальную ответственность как неотъемлемую часть своей оперативной деятельности.

Рассмотрим эти вопросы на региональном уровне. Опираясь на материалы проведенных летом 2009 г. личных формализованных интервью среди бизнесменов Южной Якутии, попытаемся оценить уровень социальной ответственности региональных хозяйственных агентов. В опросе приняли участие руководители предприятий среднего и малого бизнеса Нерюнгрин-ского района с численностью работников не менее 50 человек и функционирующих не менее 3-х лет. Профиль предприятий охватывает строительство и ремонт, торговлю, информационные технологии, обработку полезных ископаемых, бытовое обслуживание населения. Перед руководителями частных структур были поставлены вопросы о социальной составляющей их бизнеса. Даже этот небольшой срез отдельно взятой социальной группы, имеющей довольно высокий статус, обусловленный региональными особенностями, дает нам весьма ценную информацию для анализа происходящих в регионе социальных процессов.

С точки зрения внутренней социальной ответственности, наибольшую значимость для южноякутских бизнесменов представляет уровень заработной платы. Оплата труда является одним из основных мотивов к повышению уровня производительности труда, и как следствие прибыльности предприятий. К сожалению, уровень заработной платы на российских предприятиях не всегда соответствует заявленному в бухгалтерских отчетах. Распространена практика выплаты «серой» и «черной» зарплаты. И это является нарушением социальных прав человека. Но работодатели, сокращая налогооблагаемую базу и получая сверхприбыли, оправдывают себя, исходя из реалий сегодняшнего социально-экономического положения не только в Южной Якутии, но и в стране в целом. В ситуации высоких институциональных рисков они предпочитают платить «быстрые деньги», полагая, что они являются более надежным и выгодным источником обеспечения старости работников.

Следующей наиболее значимой задачей социальной ответственности для бизнесменов Южной Якутии является повышение профессиональной квалификации работников. Работнику высокой квалификации можно доверять более технологичное оборудование, что способствует повышению производительность труда. Но проблема состоит в том, что в стратегиях бизнеса достаточно редко встречаются модели, ориентированные на подготовку высококвалифицированных специалистов за счет средств самих предприятий. Очень немногие работодатели готовы вкладывать в обучение специалистов с отрывом от производства. К тому же на региональном рынке труда наблюдается высокая конкуренция за квалифицированные кадры, что также стимулирует работодателя на повышение заработной платы для таких кадров. При этом работодатели все же делают социальные заказы в службы занятости, оплачивая при этом обучение в основном по рабочим специальностям, так как бизнесмены сегодня ощущают нехватку рабочих и среднего персонала, при одновременной перенасыщенности рынка труда менеджерами, юристами и т.д.

Хозяйственные агенты в Южной Якутии заботятся также о дисциплине и об общем улучшении условий труда на предприятии. Условия и безопасность труда встают сегодня в ряд важнейших социальных вопросов, контролируемых на уровне мирового бизнес-сообщества. Поэтому весьма важно, что региональные бизнесмены отмечают высокую степень социальной значимости этих вопросов. Улучшение условий труда напрямую корреспондирует с укреплением здоровья сотрудников. Тем не менее последняя социальная задача среди опрошенных бизнесменов имеет более низкий рейтинг. Срабатывает «советское наследие», когда здоровье не рассматривалось как часть национального богатства и не имело экономической базы. До сих пор большинство бизнесменов не видят связи между временными потерями трудоспособности сотрудников и экономическими показателями предприятий. О второстепенной значимости для региональных бизнесменов такой социальной задачи, как укрепление здоровья сотрудников, говорит и распределение их ответов на вопрос о компенсации затрат работников на медицинское и санаторно-курортное обслуживание. Самым распространенным объяснением неготовности нести дополнительные издержки по улучшению здоровья работников является то, что на предприятии на это просто нет средств. Показатель «Улучшение жилищных условий» стоит на последнем месте среди социально значимых вопросов. Это наиболее затратная и более сложная задача, которая практически ушла из стратегий предприятий в силу объективных причин.

Как показывает практика, бизнесмены сами решают, какому виду социальных задач отдать предпочтение. Неудивительно, что выбираются в основном наиболее выгодные с точки зрения самого бизнеса. Например, уровень заработной платы, который является прямым мотивом к улучшению показателей работоспособности людей. Компенсация затрат на медицинское и санаторно-курортное лечение, также зависит от решения хозяйственного агента: многое зависит от его стоимости, ценности конкретного работника для предприятия и т.д. Некоторые из социальных задач являются важными для бизнесменов только на декларативном уровне. Это говорит о недостаточной зрелости форм социальной ответственности хозяйственных агентов. Говоря в целом о социальной ответственности регионального бизнеса, нужно отметит следующие особенности. Во-первых, рыночный формат в настоящее время ограничивает социальные возможности бизнеса, как бы «продавливает» политику корпоративного эгоизма; во-вторых, предприятия не имеют финансовых средств для решения основных социальных проблем своих сотрудников; в-третьих, само государство установило такие правила, изменив в корне социальную политику предприятий. Правила поведения, регулирующие действия хозяйственных агентов в области социальной ответственности в Южной Якутии, являются в своей основной массе неформальными. Большинство хозяйственных агентов убеждено, что роль государства в данном процессе - не жесткое вмешательство в его ход с применением принудительных мер, а его регулирование, то есть стимулирование бизнеса в этом направлении и контроль за соблюдением законов. На практике же получается наоборот: институт социальной ответственности существует при постоянном вмешательстве со стороны государственных и муниципальных органов власти. Зачастую местные органы власти просто вынуждают хозяйственных агентов отдавать часть прибыли в виде неформальных сборов. Часто это происходит под предлогом помощи учреждениям здравоохранения, детским домам и т.д., но их расходование происходит далеко не по целевому назначению. Предприниматели же вынуждены платить, так как власть угрожает возведением различных административных барьеров и проведением бесконечных проверок тех, кто отказывается участвовать в «благотворительности».

Само понятие «социальная ответственность бизнеса» рассматривается руководителями предприятий неоднозначно. Для большинства из них – это исключительно выпуск качественной продукции, продажа сертифицированного товара и выплата всех налогов. Такая позиция сформировалась и широко распространилась среди бизнеса, получив существенную рыночную «подпитку» из самой идеологии либеральных реформ. Вместе с тем важно отметить, что, несмотря на чиновничий произвол и коррупцию, бизнес сумел не утратить своих социальных функций, подразумевающих под понятием «социальная ответственность» более гуманный смысл, а именно: дополнительные социальные гарантии для работников и проведение активной социальной политики. По нашему мнению, такая социальная направленность бизнеса объясняется, скорее, коллективистской традицией, имеющей глубокие корни в нашем обществе, чем высоким уровнем социальной зрелости, до которой бизнес должен еще дорасти. Реальное поведение регионального бизнеса соотносится со стратегией социальной ответственности скорее декларативно, чем на практике.

Таким образом, происходящие в Южной Якутии социально-экономические процессы несут в себе значительный конфликтный потенциал, сформировавшийся не только вследствие мирового кризиса и исчерпании запаса предыдущего этапа промышленного освоения, но и «благодаря» невысокой эффективности управленческих решений региональной власти и низкой социальной ответственности бизнеса. Реальная ситуация характеризуется отсутствием последовательной поддержки со стороны государства гражданских инициатив (в том числе на законодательном уровне); излишней риторикой в стремлении государства к сотрудничеству с бизнес-сектором взамен конструктивному взаимодействию и открытому общественному диалогу, а главное – нежеланием учитывать общественное мнение в принятии решений.

Ссылки:

  • 1.    См.: Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М., 1996.

  • 2.    Якунин, В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. М., 2007. № 2 (274).

  • 3.    Ливальд Т. Финансирование социальной сферы в Германии. Роль третьего сектора // О взаимодействии организаций третьего сектора (НКО) с государственными органами в сфере социальной политики. Международный опыт. М., 1999.

Список литературы Социальная ответственность бизнеса: региональное измерение

  • Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М., 1996.
  • Якунин, В.И. Партнерство в механизме государственного управления//Социологические исследования. М., 2007. № 2 (274).
  • Ливальд Т. Финансирование социальной сферы в Германии. Роль третьего сектора//О взаимодействии организаций третьего сектора (НКО) с государственными органами в сфере социальной политики. Международный опыт. М., 1999.
Статья научная