Социальная среда как потенциал саморазвития человека
Автор: Михайлов С.Г.
Журнал: Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований @teleskop
Рубрика: Экономическая социология
Статья в выпуске: 3, 2023 года.
Бесплатный доступ
Социальная среда практически всегда рассматривается как совокупность материальных, экономических, политических и духовных условий существования человека, социальных групп населения. Однако, социальная среда не является однородной и решает как общие, так и частные задачи, обусловленные современными вызовами общественного развития. Изменения технико-технологической структуры предприятий и организаций, формирование внутрипроизводственных отношений и культуры поведения персонала предполагает обращение внимания на потенциал опережающего саморазвития человека. В статье предпринята попытка акцентировать внимание на возрастающей роли социальной среды в определении и саморазвитии потенциала человека, адекватного целям и задачам общественного развития.
Социальная среда, саморазвитие, потенциал, человек, самоактуализация, общественные отношения, сознание, социальное поведение, социальный интерес, компетенции, социальные ожидания
Короткий адрес: https://sciup.org/142238839
IDR: 142238839 | DOI: 10.24412/1994-3776-2023-3-31-35
Текст научной статьи Социальная среда как потенциал саморазвития человека
В стремлении познать сущность развития общественных отношений многие исследователи обращают внимание на сознание человека, процессы его функционирования в общественной среде под воздействием различных социальных и производственных практик.
Сознание как социальный феномен личности состоит из ощущений человека, его переживаний, возможных социальных реакций и социальных действий. На сознание человека прямо и косвенно воздействуют его характер, поступки, мысли, чувства и чувствования, ощущения в контексте сопричастности к определенной социальнопрофессиональной среде [6; 7; 14].
Михайлов Сергей Григорьевич – доктор социологических наук, профессор. Консультант центра развития науки и образования АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС»
S. Mikhailov – Doctor of Sociological Sciences, Professor. Consultant of the Center for the Development of Science and Education, ANO VO "University under the IPA EurAsEC"
Сознание имеет социокультурный и морально-этический контекст, который является своеобразной предпосылкой для самооценки, самоорганизации и саморазвития человека.
В последние годы учеными и специалистами подчеркивается особая роль потенциала саморазвития человека в социальных процессах преобразования общественных отношений. Так, Ж.П. Сартр писал, что «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам» [13, c. 15]. В саморазвитии наиболее полно отражаются интересы и превалирующие ценности и социальные ожидания человека. Однако, в реалиях общественного развития люди в силу сложившихся обстоятельств становятся отчужденными и отстраненными от социальных процессов, вынуждены придерживаться каких-то старых шаблонов, предполагающих ожидание, иждивенчество, зависимость от сложившихся стереотипов поведения и управления общественными процессами.
Саморазвитие человека, видимо, невозможно без развития потребностей в самоуважении. Самоуважение включает в себя такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. И, действительно, в обосновании своего участия в социальных процессах человеку необходимо знать, что он достойный, заслуживает уважения, может справляться с задачами и требованиями, стоящими перед обществом. Самоуважение - это не только самопризнание своих достоинств, но и уважение другими, строящееся на основе таких понятий, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этих случаях человеку как участнику социальных и производственных процессов важно учитывать в своей общественной позиции складывающееся по отношению к нему общественное мнение.
В саморазвитии человека выделяется аспект самоактуализации, то есть, то, что характеризует человека с позиций его желаний в достижении определенного уровня развития. Иными словами, самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины человеческого потенциала. Люди, которые озабочены условиями самоактуализации по мнению А. Маслоу должны обладать следующими характеристиками: более эффективное восприятие реальности; приятие себя, других и природы; непосредственность; простота и естественность; централизованность на проблеме; независимость и потребность в уединении; автономия и независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей, философское чувство юмора; креативность; сопротивление окультированию [10, c. 122].
Н.Н. Семенов, обращаясь к исследователям общественных отношений, отмечал, что в процессе научного творчества постоянно возникают противоречия между желаемым и действительным [3, c. 235-261] Так, попытка управлять процессом самоактулизации человека может привести к отрицательному результату, повысив напряженность в процессе коллективной деятельности, сомнению в выборе пути развития, тревоги по поводу возможных результатов. Видимо, тезис А.Н. Маслоу «Улучшите природу человека, и вы улучшите все…» [9, c. 227] можно использовать в общественной практике с ограничениями. Однако, было бы справедливо предположить, что стремление человека к самоуважению и самоактуализации является способом совершенствования не только внутреннего потенциала саморазвития, но и развития общественного, достигаемого посредством участия человека в социальных процессах. В этой связи следует отметить, что К. Роджерс полагал, что человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации... Это сущность жизни. [11, c. 123] Посредством участия человека в социальных процессах самореализуется не только потенциал человека, он становится не только полноценно функционирующей личностью, но способствует общественному развитию.
Многообразие интересов и направлений в общественном развитии, обусловленных неопределенностью его целей и задач, а иногда и отсутствием ресурсной базы, усиливает позиции тех ученых и специалистов, которые обосновывают необходимость управления саморазвитием человека. Однако, процесс управления в этом случае нельзя сводить лишь к управленческому воздействию, так как управленческий процесс всегда имеет и обратную зависимость.
Выдвигая тезис о взаимозависимости управляющей и управляемой подсистем в той или иной степени участвующих в социальных процессах, необходимо отметить весьма распространенную точку зрения, по которой «...рассуждения о субъекте, сознании, свободном духе, творящем историю, становятся насмешкой или надувательством... Люди не существуют уже вне установленных отношений, а лишь специфицируют вид поведения. Вместо субъектов мы получаем формы» [8]. Если вспомнить М. Фуко, то проблема «состоит в том, чтобы заменить абстрактную, общую и монотонную форму «изменений» анализом дифференциальных типов трансформации» [5, c. 634].
Общественные трансформации, во-многом, являются основой для формирования социального поведения человека, оформляются и направляются импульсами и побуждениями, как правило, находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются человеком, так как формируются под воздействием бессознательного, но и полностью недоступны для осознания, хотя в полной мере определяют и поведение, и социальное развитие человека.
Социальные действия человека, и это надо констатировать, во многом, являются следствием внешних раздражителей, в меньшей степени внутренних, таких как условия жизни и т.д. Внешние раздражители по принципу воздействия на сознание человека подразделяются на адресно-целевые, импульсивные, иррациональные, нарцистические. Они формируют социальный образ человека, его представлений о характере и направленности происходящих в обществе социальных процессах.
Социальные оценки в сознании человека способствуют преодолению комплекса неполноценности, сглаживают стремление к превосходству, реализующемуся зачастую посредством эгоистичного поведения и озабоченности достижением личной славы за счет других, обеспечивают формирование стиля жизни, характеристиками которого являются «жизненный план» или карьерный рост.
Социальный интерес представляет чувство эмпатии ко всем людям, проявляется в сотрудничестве и коммуникациях с другими индивидами ради общего успеха, выступает критерием социально-психологической и общественной зрелости человека. Социальная активность в полной мере зависит от того, как человек подходит к решению жизненных проблем: от вялости и апатичности до постоянной активности. Заметим, что социальная активность играет либо конструктивную, либо деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом, который может складываться из самопредпочтений или под воздействием сформированной социальной среды. Объективизация социального интереса вполне логична, так как человек никогда не бывает статичным, соотносит свои реакции и социальные действия с социальной средой. Социальная среда представляет собой своеобразное хранилище коллективных инстинктивных побуждений, эмоций, воспоминаний и настроений, которые могут стать побудительным мотивом к созидательной деятельности и наоборот стать угрозой сознанию человека и стать первопричиной отклоняющегося поведения. При этом возникает объективная необходимость влияния на сознание человека с целью осознания им своих социальных действий хотя бы по принципу: «правильнонеправильно», «хорошо-плохо», «нравственно-безнравственно» и т.д. Здесь необходимо обратить внимание на высказывание Дж. Кейнс о следующем: «… опасные человеческие наклонности можно направить по сравнительно безобидному пути там, где существуют перспективы «делать деньги» и накапливать личное богатство. Эти же наклонности, если они не будут удовлетворены таким путем, могут найти выход в жестокости, безрассудном стремлении к личной власти, влиянию и других формах самовозвеличивания» [2, c. 425].
Вместе с тем, в конце своей знаменитой книги Дж. Кейнс отмечал: «Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей ... рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными и для добра, и для зла» [2, c. 432].
Социальная среда является носителем «доступной памяти», которая включает в себя ранее накопленный человеком опыт общественной жизни, человеческих взаимоотношений и коммуникаций, кризисных общественных явлений, которые оказывают влияние на социальный облик людей и их общественную позицию в сферах труда и управления. При этом выделяется социально-полезный тип человека, соединяющий в себе высокую степень социально-профессионального интереса и высокого уровня социально-профессиональной активности, в достижении намеченного уровня и качества жизни.
По К. Роджерсу «хорошая жизнь» - это не конечный пункт, в котором происходит фиксация какого-то уровня благосостояния человека, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе [12]. В последние годы отчетливо проявился рыночный тип человека, который исходит из того, что личность оценивается как товар, который можно продать или обменять. Этот тип человека является по своей сути самоакцентированным на своей деятельности, и, во-многом, отстранен от глобальных целей общественного развития.
Отметим, что структура социальной среды достаточно сложна. Она определяется разнообразием сфер жизнедеятельности человека (сфер преломления общественных отношений), в которых непосредственно протекает деятельность горожанина, его обычная, будничная жизнь. Обобщенно можно выделить следующие: производственная сфера (все многообразие производственных предприятий от самых мелких до самых крупных объединений и комплексов); социально-бытовая и рекреационная (внепроизводственная -эксплуатация жилья, пользование социально-бытовыми услугами, возможностями здравоохранения, физкультуры и спорта, зонами отдыха и т. п.); культурно-просветительская сфера (сфера приобщения к духовным ценностям - посещение культурных и учебных заведений). Все вместе они предоставляют необходимые для человека условия, в которых формируются отношения «совместной деятельности». Уровень развития этих сфер (бытие) в значительной мере определяет уровень развития самого человека (сознание). В них, через них, через их посредство формируется «совокупность всех общественных отношений», формируется и сам человек, человеческая личность. Это сферы тех ««действительных отношений», которые возникают в человеческом обществе в процессе их производства, их общения, их общественной и политической организации».
На практике социальная среда не есть саморазвивающаяся система, а создается для социального воспроизводства человека, с учетом все возрастающих его потребностей, и, пожалуй, что очевидно, на нормативной основе. Именно в этой социальной среде происходит совместная жизнедеятельность, формирование прямых человеческих взаимосвязей и отношений на различных уровнях (межличностных и межколлективных, межгрупповых и межрегиональных, межгородских и межреспубликанских) непосредственность этих взаимосвязей, непосредственность взаимосвязи между людьми составляет действительное богатство человека. Эти отношения в отличие от отношений человека и природы мы бы определили как второй уровень общественных отношений. Если первый уровень - это собственно материальные отношения, то второй уровень - собственно социальные, человеческие. Отношения первого и второго уровней объединены тем, что это отношения реальной, практической жизнедеятельности. Вместе с тем известно, что действительность, хотя и определяется материальной стороной жизнедеятельности, однако ею не исчерпывается. Базируясь один на другом, эти уровни представляют собой основание для перехода из одного порядка общественных отношений в другой, третий уровень - духовные взаимосвязи и отношения, отношения на уровне сознания, интеллекта, освоения духовного и интеллектуального опыта человечества. Так определяется качественно иной, высший, по отношению к первым двум, уровень общественных взаимосвязей и отношений, хотя и тесно связанный с ними.
Без учета и анализа этого уровня отношений невозможно представить социальное воспроизводство человека в полной мере. Это столь же неотъемлемая сторона процесса воспроизводства человека в крупном городе, как и материальная, и социальная. Последнее обстоятельство, в частности, прослеживается в том, что, например, и производственная сфера и бытовая являются источниками формирования общественного сознания, так или иначе, питают развитие человеческого мозга, сознания, интеллекта. На чем основывается эта позиция? Известно, что любой производительный труд невозможен без синтеза человеческого разума, мускульной силы, нервов, социальных отношений.
И если общество не создает необходимые экономические условия для воспроизводства интеллекта человека, то человеческое в нем умирает [4, c. 14]. То есть возникает объективная потребность постоянного насыщения трудовой деятельности человека новыми знаниями, компетенциями, опытом, формирования духовной и нравственной позиции, отвечающих решению общественно значимых задач. Видимо, справедливо утверждение, что высокопроизводительный труд человека обеспечивается не административным и экономическим принуждением к напряженному труду, а его интеллектуализацией, свободным выражением творческого потенциала человека, его творческих и созидательных способностей. Тогда оправдаются надежды исследователей, полагающих, что учет условий труда, условий развития и приложения способностей человека превратит функцию потребления в функцию благосостояния, что механизм рационализации социальных процессов сместится от структур административных к структурам интеллектуальным, что реальной станет перспектива удовлетворения потребностей людей не только «посредством произведенною продукта, но и непосредственно через сам произведенный процесс как решающую сферу реализации творческих способностей человека», что общественное производство станет, по сути, производством и воспроизводством в расширенном масштабе способностей самих людей [1, c. 123].
Список литературы Социальная среда как потенциал саморазвития человека
- Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека. - М.: Мысль. 1988. с. 123.
- Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. Т.2. М.: Эконов, 1993. С. 425.
- Семенов Н.Н. Наука и общество. Статьи и речи. Второе, дополненное изд. - М.: Наука, 1981, с. 235261.
- Сила общества - в интеллекте // Моск. новости. 1989. 5 марта, с. 14.
- Фуко M. В книге: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 4. СПб.: Петрополис, 1997, с. 634.
- Adomo T.W., Frenkel-Brunswick E., Levinson D.I. & Sanford R. N. The authoritarian personality. New York: Harper & Row, 1950. 990 p.
- Balay J, Shevrin H. The subliminal psychodynamic activation method. A critical review. Am Psychol. 1988 Mar;43(3):161-74. doi: 10.1037//0003-066x.43.3.161. PMID: 3284423.
- Levi-Strauss С. Tristi Tropici, Milano: 1960.
- Maslow A.H. A philosophy of psychology. In Y. Fairchild, Personal problems and psychological frontiers. New York: Sheridan House, 1956, p. 227.
- Maslow А.Н. Motivation and personality. New York: Harper and Row, 1987, p. 122.
- Rogers C.R. A way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980, p. 123
- Rogers C.R. On becoming а person: A therapist's view of psychotherapy, Boston: Houghton Mifflin. 1961.
- Sartre, J.P. (1957). Existentialism and Human Emotions. New-York: Wisdom Library 1957, p. 15.
- Westen D., Gabbard G. & Ortigo K. (2008). Psychoanalytic approaches to personality. In L. Pervin (ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. Guilford Press. pp. 21-65. New-York: Guilford Press, 1990.