Социально-философский анализ особенностей формирования личности и уровневая концепция глобализации
Автор: Песоцкая Елена Николаевна
Журнал: Регионология @regionsar
Рубрика: Философия в регионе
Статья в выпуске: 3 (88), 2014 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена социально-философскому анализу процессов глобализации с позиций концепции уровневости, системно охватывающей разнообразие взаимодействий личности как социального субъекта, общества и сетевых систем.
Глобализация, концепция уровневости, глокализация, регионализация, личность
Короткий адрес: https://sciup.org/147222692
IDR: 147222692
Текст научной статьи Социально-философский анализ особенностей формирования личности и уровневая концепция глобализации
Статья посвящена социально-философскому анализу процессов глобализации с позиций концепции уровневости, системно охватывающей разнообразие взаимодействий личности как социального субъекта, общества и сетевых систем.
The paper is devoted to the socio-philosophical analysis of the processes of globalization in terms of the conception of levels systematically covering the diversity of interactions between the personality as a social subject, the society, and the network systems.
Системно-структурный анализ глобализации в России, сделанный на основе концепции уровневости, отражает специфические черты и социальность каждого уровня1. Метауровенъ глобализации воссоздает процессы на уровне метагалактики, каждое новое состояние которой является возможным ответом на жизнедеятельность человечества. Мегауровенъ воспроизводит глобализацию мирового пространства, оказывающую воздействие на Россию. Мезоуро-венъ отражает глобализацию постсоветского пространства стран СНГ. Макроуровень охватил глобализацию в рамках региональных пространств России. Макроуровень означает ее проявление на уровне личности2.
Современные мегапроцессы, воздействуя на нижние пласты, вызывают ответную реакцию в виде регионализации. Последняя является вариантом политики альтерглобализма как альтернативы антиглобализма, попыткой ухода от пагубных тенденций и последствий глобализации по-американски.
ПЕСОЦКАЯ Елена Николаевна, доцент кафедры философии Мордовского государственного университета, кандидат философских наук.
Специфика практически всех национальных республик России состоит в том, что экономические, культурные и политические проблемы решаются, преломляясь через национальные отношения.
Региональное самосознание и региональная культура в современной многонациональной и многоконфессиональной России активно трансформируются в связующее звено между миром и человеком, способствуя адаптации, созданию его бытия в меняющемся мире. При этом создаются условия, в которых культура и духовность личности не сводятся к совокупности нравственно положительных качеств, а выступают как способы конституирования индивидуального бытия. В условиях политики мультикультурализма индикатором национальной идентичности становятся региональные ценности и толерантное поведение, которые постепенно отодвигают на задний план прежние локальные способы бытия этносов, задавая интенции на его изменение. Проблема формирования единого образца исследования ценностей и феноменов в меняющихся исторических и социокультурных условиях, их сущности, специфической природы, регулятивов и особенностей своего проявления более чем актуальна и требует пересмотра сложившихся традиционных подходов и методологии изучения, в которой концепция уровневости может стать методологическим стержнем.
Современное общество нуждается в полилоговой матрице культурного разнообразия, основанной на взаимодействии ценностей, которые не будут нивелированы глобализацией, что и обеспечит толерантность в отношениях различных этносов. Успешность функционирования регионов во многом зависит от использования местных ресурсов, построения собственной локальности по отношению к глобальному контексту3. В каждом регионе формируется собственная общественная система как объединение людей с определенными исторически значимыми ценностно-целевыми ориентирами, традициями и мировоззрением, приращение которых определяет динамику регионального развития и связывает мезо-и макроуровень глобализации, этнонациональный фактор как основу, потенциал государственного, общественного и духовно-нравственного развития. Человеческое бытие, ментальность плавно перетекают в мир расширенных реальных и виртуальных горизонтов, происходит преобразование культурных универсалий в синтетическое бытие.
Этнокультуры как основания синтетической культуры взаимодействуют в структуре этого ансамбля, включаясь в единый цикл через адаптационную роль менталитета. В этой цикличности глобализации успешно сопутствует «глокализа-ция» как разработка собственных местных форм культуры, генетически связывающая региональную и национальную культуры4. Кроме того, регионализация отражает становление личности, сохраняющей свою культурную идентичность в ответ на новые вызовы эпохи.
Соотношение глобального и локального, переживаемого личностью, нередко порождает кризис идентичности. Кроме того, в обществе переходного типа идеи глобальной культуры перемежаются с процессами размывания традиционных ценностей многочисленных народов, влияя на личностный модуль каждого представителя. Пребывание субъекта в ситуации постоянного личного выбора означает его ценностную деятельность. Наряду с объективной стороной, глобализационные процессы обретают субъективную составляющую, выступая «сконструированной» реальностью.
В России догоняющая модернизация с присутствием процессов вестернизации отразилась на сфере культуры таким образом, что для личности возникла проблема исчерпанности традиционных ценностных, познавательных и деятельностных регулятивов. Модернизация и вестернизация переживают серьезный кризис в связи с трансформацией Запада. Новым путем развития становится поиск собственных культурных оснований модернизации. Глобализация создала возможности для национального и личностного самоопределения.
На этом фоне отмечается расширение контактов между социальными группами, индивидами из разных культур, религий и этнических общностей5. Общие стандарты во всех сферах жизни, характерные для глобализации, означают создание универсального пространства диалога культур. Формируются новые регуляторы гуманистической культуры: в сфере ценностей таким регулятивом служит гуманизация взаимоотношений людей, их отношений с природой, принцип толерантности; в сфере социальной деятельности — сотрудничество и взаимопомощь; в познании — синтез естественно-научного и гуманитарного знания и их методология.
Последствия глобализации остаются разноплановыми для народов, регионов и личности, которая попадает в центр междисциплинарного дискурса по мере социокультурных изменений в мире и массовой индивидуализации социальной жизни. В условиях единой глобальной потребительской сети активно распространяется психология «одномерного человека». Социальные институты, культура и личностный ценностный выбор в свою очередь во многом определяют подобную психологию, поскольку локальные явления все больше сказываются на жизни отдельной личности через сетевую социальность, а общество все более «структурируется вокруг противостояния сетевых систем и личности, что в определенном смысле отражает противостояние процессов самопрезентации и идентичности»6. На основе анализа взаимодействия субъективной и объективной реальности идентичность характеризуется как самоопределение в социокультурном пространстве и свободная ориентация в этническом мире7 и философски осмысливается с позиции диалектической логики как «формальная — качество каждого объекта (включая абстрактные объекты); и реальная — присуща только эмпирическим объектам и имеет разные формы в зависимости от онтологического статуса объекта (организма, личности, какого-либо неорганического предмета или социального института)»8.
Виртуальная реальность стала развивающимся объектом познания, который трансформирует личностное мировосприятие и социальные аспекты ее жизни, претендуя на особое пространство коммуникации. Через личность она усиливает интеллектуальные возможности цивилизации. Ситуации, связанные с использованием компьютерных сетей и Интернета, показательны в этом плане. Широкий круг проблем, обусловленных информатизацией общества и электронными коммуникациями, предполагает множество вопросов и направлений, среди которых видное место занимают вопросы влияния информационных технологий на развитие экономической и производственной сфер, политики, культуры, науки, образования и языка информационного общества в целом. Социально-философское осмысление субъекта (личности) в Интернете помогает выявить ценностные грани проблемы. Это открывает пласт вопросов, связанных с локализацией индивида, статусом его тела, ума и сознания. Конкретизация проблемы субъектности в сфере информационных коммуникаций сопрягается с идеями автономности мира знания, подчинения деятельности субъекта познания логике этого мира. Новые информационные и коммуникационные технологии приводят к возникновению локальных и региональных информационных сетей и фондов, работая на сохранение либо на разрушение ценностей.
Новая информация трансформирует картину мира, что мотивирует получателей информации на изменение реального социального мира, с тем чтобы последний соответствовал созданной виртуальной действительности. Возникает неустойчивая ситуация, способствующая тому, что реальный социальный мир трансформируется сообразно виртуальной картине мира. Информационная составляющая кризисного общества обладает достаточно большим потенциалом воздействия на процесс социетальной трансформации, стимулируя изменения не только в информационном поле, но и в других значимых полях9.
В формировании индивидуальных и национальных информационных сетей и фондов в условиях возрастания информационных ресурсов и их доступности основную роль играют две составляющие — технологическая и культурно-аксиологическая. Технологическая предполагает решение проблемы качества информации, т. е. ее прагматических и семантических характеристик. Культурно-аксиологическая составляющая связана с уже сложившейся традицией обсуждения социальных эффектов информационных технологий в рамках проблемы сохранения культурной идентичности, где многообразие культур рассматривается как ценность.
Интернет широко используется для распространения всех видов информации (деловой, политической, экономической и т. п.), а принцип ответственности личности в компьютерной и информационной этике становится неотъемлемой частью такого процесса, первично формируя микроуровень глобализации. Кроме того, уровень развития личности все больше определяется ее вовлеченностью в сетевое общество, поэтому в новых условиях «опыт функционирования виртуальной реальности становится одним из основных показателей ’’развитости” и ’’современности” человека»10. Движение к удовлетворению потребностей индивида в оперативном получении информации любого вида и назначения постоянно расширяет сферу его интеллектуального суверенитета. При этом формы и содержание источников в условиях глоба- лизации создают противовес манипуляции общественным мнением, в котором нередко упрекают электронные СМИ. По оценкам некоторых специалистов, процесс взаимодействия современного человека как субъекта познания и виртуальной реальности как особого объекта этого познания приводит к постоянным изменениям в системе ценностных координат в направлении появления качественно иных видов социальных и индивидуальных коммуникативных отношений личности и стратегий их развития11.
Таким образом, происходит процесс постепенного формирования новой модели социально-мобильной личности с качественно иными характеристиками и потребностями, которыми являются в равной мере как вызовы современного общества, так и созидательно-преобразующая деятельность, будучи включенной в разные уровни глобализации. Настоящая модель предполагает для своего целостного и эффективного изучения использование средств и методологии социально-философского анализа. В эту модель, на наш взгляд, вписывается концепция уровневости, системно охватывающая взаимодействия личности как социального субъекта, общества и сетевых систем.
Список литературы Социально-философский анализ особенностей формирования личности и уровневая концепция глобализации
- Ирхен И.И., Ремизов В.А. Социально-культурная регионализация современной России как глобализационный процесс//Современные социально-политические процессы в регионах России и мира. Краснодар: АНО «Центр соц.-полит. исслед. "Премьер"», 2011. С. 78-108.
- Там же. С. 86.
- Иконникова Н.К. Символические границы местных сообществ//Местные сообщества: проблемы социокультурного развития. М., 2010. С. 69-71.
- Козин В.В., Писачкин В.А. Глобализация, глокализация, регионализм: дискурс становления и развития//Регионология. 2007. № 1. С. 5-15.
- Абдрашитова И.В. Российская идентичность в эпоху глобализации//Методология гуманитарного знания: материалы Регион, науч.-практ. конф. «Методология гуманитарного знания», 18-19 мая 2007 г.: сб. ст.: в 3 ч. Саранск, 2007. Ч. 1. С. 62-65.