Социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе

Автор: Уянаева Х.Б.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 5 (5), 2015 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140266684

IDR: 140266684

Текст статьи Социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе

Современная социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе характеризуется комплексом накопившихся проблем, препятствующих его переходу к динамичному устойчивому развитию.

В структуре сельской экономики преобладает аграрная занятость, что сдерживает развитие в отрасли инновационных технологий, ведущих к высвобождению работников из сельского хозяйства и усилению напряженности на сельском рынке труда. В 2008 г. удельный вес занятых в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве в общей численности занятых в сельской экономике равнялся 28,3%. Общая численность занятых в экономически активном возрасте (15-72 лет) составила 17 млн. человек, из них 1423 тыс. (8,3%) - заняты в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) производством продукции, полностью или частично предназначенной для реализации, и не имеющие другой доходной деятельности, которые по российскому законодательству занятыми не считаются. Уровень занятости экономически активного сельского населения (в том числе в товарных ЛПХ) составил 58,5%, а в трудоспособном возрасте - 67,3%. Без учета работающих в товарных ЛПХ уровень занятости сельского населения в экономически активном возрасте снижается до 52,8%.

По данным официальной статистики, в 2008 г. в сельских поселениях насчитывалось 1813 тыс. безработных, из них 764,5 тыс. - зарегистрированы в государственных органах занятости, получали пособие по безработице 32,2%. Около 1,8 млн фактически безработных (население, при обследовании выразившее желание работать, но не занимавшееся активными поисками работы в течение 1 месяца, предшествующего обследованию, и не готовое приступить к работе в неделю проведения обследования) отнесены органами статистики к экономически неактивному населению. Занятые в товарных ЛПХ и не имеющие другой доходной работы вкупе с так называемым экономически неактивным населением (его частью, выразившей желание работать), а также вынужденно неполными занятыми образуют кластер скрытой безработицы, составляющий 3380,7 тыс. человек. Таким образом, в общей сложности масштабы сельской безработицы достигают 5,2 млн человек, а ее уровень - 27,6% (против 9,6% по официальной статистике).

В 2009 г. в связи с мировым финансово-экономическим кризисом ситуация на сельском рынке труда еще более осложнилась. За период с 1.10.2008 по 16.09.2009 г. только из сельскохозяйственных организаций было уволено по инициативе администрации около 15 тыс. человек. Численность уволенных с начала высвобождения увеличилась в 3,2 раза (в целом по экономике - в 2,9 раза). Из числа уволенных 22,7% трудоустроились сами или были приняты обратно в организацию, в которой работали до увольнения, 60% обратились в службу занятости и 17,3% (2580 человек) остались на неорганизованном рынке труда без социальной защиты.

Моноотраслевая экономика, низкая, экономически и социально несправедливая общественная оценка сельскохозяйственного труда не обеспечивают сельскому населению социально приемлемый уровень доходов. Более того, относительный разрыв в материальном положении сельских и городских семей с 2000 по 2005 г. увеличивался и только в течение трех последних лет стал сокращаться. В 2008 г. среднедушевые ресурсы сельских домохозяйств составили 57,8% от городского уровня.

Из-за недостаточных объемов нового строительства и курса на концентрацию сети социальных объектов в условиях неразвитости дорожной сети, мобильных и дистанционных форм обслуживания снижается территориальная доступность для сельчан образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых и других социальных услуг. Охват детей дошкольным воспитанием составляет 42% против 67% в городе. Обеспеченность больничными койками на 10 тыс. жителей - 38%, амбулаториями - 36% от городского уровня. Снижается доступность даже первичной медицинской помощи, которую оказывают на селе фельдшерско-акушерские пункты. Их число сократилось с 46,6 тыс. в 1990 г. до 39,8 тыс. в 2008 г. [3].

Село все больше отстает от города по вводу жилья. Если в 1990 г. на 1 тыс. жителей села вводилось на 60 м (15%) больше, чем в городе, то в 2000 г. село уже отставало от города по удельному показателю жилищного строительства на 34 м (16%), в 2005 г. - на 81 м (25%), в 2008 г. - на 77 м (16%). По доле общей площади жилья, имеющего все виды инженерного оборудования, город превосходит село в 3,5 раза. Около 1/3 сельских населенных пунктов еще не имеют дорог с твердым покрытием [4].

Остро стоит проблема обеспечения сельского населения качественной питьевой водой. В 2008 г. всего 35% сельского населения пользовалось водой из централизованных систем водоснабжения, менее 20% которой прошло очистку до уровня санитарно-гигиенических норм. Каждое третье сельское домохозяйство использовало для питья воду из колодцев, колонок, реки, родника и т.д.

Сетевым газом оборудовано 48% домов (квартир). В домах с централизованным отоплением проживает только каждый пятый сельский житель, 37% сельских домохозяйств для отопления и нагрева воды используют уголь, кокс, дрова.

На большей части сельских территорий сложилась тревожная экологическая ситуация. Почти четверть сельскохозяйственных угодий, в том числе около 30% пашни, подвержены водной и ветровой эрозии, деградирует лесной фонд. Загрязнена почва не только в зоне влияния промышленных, сельскохозяйственных предприятий, транспортных магистралей, но и в селитебной зоне. В 28% мест водопользования превышена предельная концентрация различных химических веществ, в 16% - микроорганизмов. Каждый пятый колодец, родник не пригоден для хозяйственно-питьевого водоснабжения из-за высокого содержания вредных и опасных для здоровья примесей и микроорганизмов. Отсутствуют или недостаточны инструменты для адресного регулирования важнейших проблем сельского развития, которые не могут быть решены автоматически на основе общего экономического роста и укрепления аграрного сектора, а также с помощью мер, принимаемых в рамках общенациональной социально-экономической и демографической политики.

Для достижения динамичного и устойчивого развития села необходим программно-целевой подход, который позволит интегрировать и усилить государственную координацию принимаемых мер, дополнить их и повысить эффективность использования направляемых на сельское развитие ресурсов, обеспечит комплексность и последовательность позитивных преобразований с учетом приоритетного решения ключевых задач [2].

Разработанная Минсельхозом России Концепция устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года рассмотрена и одобрена на Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса 23 декабря 2008 г., но до сих пор не утверждена. Для вывода села из кризисной ситуации, сохранения и наращивания его природного, экономического и социального потенциалов необходимо ускорить утверждение Концепции и на ее основе разработать федеральную целевую программу устойчивого развития сельских территорий на 2013-2020 гг.

Другим важным шагом в нормативно-правовом регулировании сельского развития является разработка и утверждение государственных стандартов обеспечения сельского населения социальными услугами, которые будут служить ориентиром при разработке программы [1].

Список литературы Социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе

  • Гумерова Л.У., Карачурина Р.Ф. Пути совершенствования методологии планирования // В сборнике: Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2013. С. 83.
  • Кокова Э.Р. Тенденции развития сельскохозяйственного производства Кабардино-Балкарской республики // В сборнике: Проблемы устойчивого развития российских регионов материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ответственный редактор Л. Н. Руднева. 2014. С. 218-222.
  • Лаппо Г.М., Полян П.М. Урбанистическая ситуация в России накануне XXI века // Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. - Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
  • Численность наличного населения по городам, рабочим поселкам, районам и сельским населенным пунктам Кабардино-Балкарской республики на 1 января 1999 г. // Государственный комитет Кабардино-Балкарской республики по статистике. Нальчик, 1999.
Статья