Социально-экономические последствия монополизации олигополистического рынка нефтяной отрасли

Автор: Чугаева Ю.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 3 (8), 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140105732

IDR: 140105732

Текст статьи Социально-экономические последствия монополизации олигополистического рынка нефтяной отрасли

Рынок нефтяной отрасли имеет олигопольный характер. Олигополия – это такой тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями [5].

При этом необходимо отметить, что олигополистический рынок характеризуется социально-экономическими последствиями, включающими как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным можно отнести: эффективное использование капитала, сдерживание сокращения производства, возникновения безработицы. К отрицательным – уничтожение конкуренции, существование жёстких барьеров вступления в отрасль, присутствие монопольно высоких цен, незаинтересованность в применении научно-технического прогресса.

Особенностью олигополистической структуры нефтяной отрасли является её состав. Превалирующее большинство на данном рынке - это вертикально интегрированные нефтяные компании. Они доминируют на рынке добычи, переработки, сбыта нефти. Существует множество мотивов, побудивших фирмы к установлению вертикального контроля над поведением и собственностью других предприятий, вопреки действующему рыночному механизму перераспределения ресурсов. Так, вертикальная интеграция способствует экономии на трансакционных издержках, связанных с подготовкой и заключением контракта, улучшает информационный обмен между сторонами, развивает возможность диверсификации производства, получения сверхприбылей [3]. В вертикально интегрированных компаниях нефть продаётся НПЗ и сбытовым компаниям по сниженным оптовым ценам, а ведь именно на стадию добычи и переработки и приходятся основные налоги. Избегая выплаты больших налогов на первых двух звеньях производственной цепочки, нефтяные компании могут себе позволить устанавливать высокие цены на нефтепродукты. Вертикальная интеграция крайне выгодна предприятиям. Но, с другой стороны, у вертикальной интеграции в условиях олигополистического рынка есть и недостатки, касающиеся прежде всего потребителей. Одно из отрицательных последствий вертикальной интеграции – ослабление конкуренции. В качестве другого ее недостатка необходимо указать медленную адаптацию к новым технологиям и снижении производственной гибкости.

Структура рынка нефтепродуктов характеризуется высокой концентрацией участников на нем: 80% нефти добывается и перерабатывается в России пятью крупнейшими вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Необходимо подчеркнуть, что вертикальная интеграция способствует укреплению позиций монополизма в отрасли и формированию непрозрачной структуры отрасли. Длинные цепочки посредников на пути нефтепродуктов от НПЗ до АЗС искажают цену и скрывают источник происхождения нефтепродукта от потребителя, формируют монопольно высокие цены. Ценовой сговор нефтяной компании является следствием олигополизации этого рынка. Этот фактор обусловливает постоянный рост цен на нефтепродукты.

В нефтяном секторе существуют высокие барьеры вступления в отрасль. Все вертикально интегрированные компании контролируют отраслевую инфраструктуру, включая доступ к факторам производства (месторождения, транспорт, места хранения нефти и нефтепродуктов и т.д.). Все ресурсы разделены между крупными компаниями. Нефтяные гиганты предпочитают работать на крупных месторождениях, где действует эффект масштаба [2]. Как только месторождение становится «трудным» для добычи нефти, компании оставляют его, эффект масштаба падает. Им на смену приходят более мелкие фирмы, вынужденные вкладывать значительные капитальные вложения в «доработку» этих месторождений. Такая ситуация возникает в связи с тем, что мелкие компании имеют ограниченный доступ к инфраструктуре и имеют сложности с получением лицензии на крупные месторождения. Нельзя не отметить, что мелкие компании зачастую являются более гибкими, специализированными, превосходя по эффективности добычи вертикально интегрированные компании.

В связи с тем, что крупные нефтяные компании доминируют на рынке хранения, переработки нефти, имеют доступ к транспортной системе, они имеют возможность диктовать условия независимым участникам рынка [4]. Если своим участникам производственной цепочки нефтяные компании продают нефть по низким оптовым ценам, то независимым компаниям эти цены зачастую в разы преувеличиваются. Дочерние компании вертикально интегрированных компаний всегда уверены в поставках нефти, нефтепродуктов от вышестоящих звеньев, у независимых предприятий такой уверенности нет.

Развитию конкуренции в нефтяной отрасли мешают высокие первоначальные инвестиции, наличие общего налогообложения для вертикально интегрированных фирм и других компаний, дискриминационный доступ к инфраструктуре. Всё это приводит к высоким ценам нефтепродукты и неэффективному использованию природных ресурсов.

Ещё одно условие, сдерживающее конкуренцию, - это проблема собственности. Главной угрозой конкуренции в России ФАС назвало в докладе «О состоянии конкуренции в России», государственные корпорации, естественные монополии, крупные компании. Ведь государственные органы оказывают поддержку за счёт бюджета государственным компаниям, способствуют антиконкурентным соглашения, особенно в сфере слияния и поглощения с мелкими фирмами. Топ-менеджеры нефтяных компаний совмещают работу в законодательных органах и крупных нефтяных компаниях, поэтому они могут отстаивать производственные интересы на государственном уровне.

Чтобы снизить высокие барьеры входа в отрасль, а, значит, и стимулировать развитие конкуренции на олигополистическом рынке нефтяной отрасли необходима поддержка государства [1]. Прежде всего это касается необходимости реформирования налоговой политики, систем ценообразования, а также контроля за лицензированием прав на разведку и разработку месторождений. Для создания конкуренции можно считать целесообразными давние предложения о создании эффективно функционирующей нефтяной биржи.

Ещё одно условием, которое могло бы стать отправной точкой развития конкуренции, – это качество нефтепродуктов. Эти меры касаются прежде всего перехода топлива на стандарты Евро-4, Евро-5. Чем больше компании будут вырабатывать топлив, соответствующих новым стандартам, тем более конкурентоспособнее они будут. Глубина переработки в России составляет 75%, в развитых странах – 85-95%. Качество вырабатываемых нефтепродуктов    напрямую зависит от технической оснащённости нефтеперерабатывающих заводов. Основными проблемами отрасли являются:  низкая глубина переработки нефти, невысокое качество выпускаемых нефтепродуктов, отсталая структура производства, высокая степень износа основных фондов, высокий уровень энергопотребления. Российские нефтеперерабатывающие предприятия отличаются низким уровнем конверсии нефтяного сырья в более ценные продукты переработки. В среднем по Российской Федерации выход основных моторных топлив (автобензин, дизельное топливо) уступает показателям нефтепереработки в промышленно развитых странах мира, а доля выработки топочного мазута наиболее высока. Только вкладывая инвестиции в нефтепереработку, можно улучшить состояние этой сферы нефтяной отрасли.

Таким образом, необходимо отметить, что олигополистический рынок служит фактором экономической устойчивости для вертикально интегрированных нефтяных компаний. Но, с точки зрения потребителя, преимущественнее было бы развитие конкуренции в нефтяной конкуренции. Для достижения модели монополистической конкуренции следует реализовать ряд мер, а именно: поддержка государства мелких производителей, совершенствование системы налогообложения, создание внутри страны биржи по продаже нефтепродуктов, улучшение технической базы нефтеперерабатывающих заводов. Создание конкурентной среды на рынке нефти и нефтепродуктов позволило бы снизить цены на нефтепродукты, улучшая их качество.

Статья