Социально-экономический аспект современной бедности в России
Автор: Краковская В.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 12 (43), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается социально-экономический аспект бедности, ее причины и тенденции развития на современном этапе.
Бедность, качество жизни, социокультурный аспект, потребности, экономическая безопасность
Короткий адрес: https://sciup.org/140235441
IDR: 140235441
Текст научной статьи Социально-экономический аспект современной бедности в России
Являясь одним из важных макроэкономических проблем не только в области экономики, но и всего общества в целом бедность в современной России оказывает существенное влияние не только на социальноэкономическое развитие государства, но и на социокультурную среду. По статистическим данным численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за 2014 (16,1 млн. чел), 2015 (19,5 млн. чел.) за 2016 г. 19,8 (млн. чел) [1]. Данные показатели говорят о негативной динамике падения доходов и, в частности, - уровня жизни («качества жизни») населения.
Бедность может рассматриваться с точки зрения борьбы за существование. Данной концепции придерживается социальнодарвинистское направление защищаемое либерализмом. Другая концепция принадлежит сторонникам социалистической идеологии, в которой доминирует уравнительный подход к распределению всех благ между людьми. В большей мере опасна «наследуемая» бедность, когда дети бедных родителей при одинаковых способностях имеют гораздо меньше шансов самореализоваться, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком. Также из-за бедности дети зачастую лишены отдыха и досуга, ведь они могут удовлетворить только первый и второй уровень пирамиды потребностей по А. Маслоу - физиологические потребности и потребности в безопасности. По мнению С.А. Строева «пирамида потребностей является одновременно и пирамидой социальной иерархии» [2, стр. 75].
Физиологический уровень потребностей выступает в качестве необходимого минимума для реализации всего спектра потребностей. Физиологические потребности самые жизненноважные, самые мощные из всех потребностей, они обладают самой большой движущей силой по сравнению со всеми прочими потребностями [3, стр. 98].
Потребность в безопасности относятся ко второму уровню актуализации потребностей, который формирует поведенческие установки, ориентирующие индивида в системе нормативно -поведенческих характеристик, и прогнозирует его образ жизни [4, стр. 71].
Что касается удовлетворению потребности в социальных связях (третий уровень пирамиды А. Маслоу), то И. И. Корчагина, исследуя бедность в контексте потребления благ и услуг, акцентирует внимание на невозможности удовлетворения потребности в социальных связях не только малоимущими гражданами, но и представителями среднего класса [5, стр. 89-90].
В рамках исследования мы придерживаемся следующего определения бедности. Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. В этой связи, бедными принято считать ту часть населения, которая не может удовлетворить базисные потребности. Последние зависят от уровня экономического развития государства. Например, с таким показателем как доход и его взаимосвязь с прожиточным минимумом принято выделять «три формы бедности: нищета (доходы не обеспечивают стоимость продуктовой части прожиточного минимума); нуждаемость (доходы на уровне прожиточного минимума); малообеспеченность (доходы превышают уровень бюджета прожиточного минимума, но не достают минимального потребительского бюджета)» [6].
Отличительной чертой современного этапа развития России является то, что на фоне социальной бедности с традиционными категориями населения - одинокими пенсионерами, многодетными, неполными семьями с детьми, инвалидами и т.д., растёт так же и экономическая бедность.
Рассматривая экономические причины бедности, на первое место выходит такой фактор как безработица. Ее высокий уровень предопределяет не только бедность, но и способствует росту преступности, так как человек вынужден идти на крайние меры, вынужденно изменяя свои ценностные стереотипы [7, 199]. Преступность, в свою очередь, препятствует устойчивому развитию экономики и является следствием нестабильности социально-экономической политики, как на региональном, так и федеральном уровнях.
Рост экономической бедности заключается в том, что работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или её задержке. В последнее время как в средствах массовой информации, так и в научной литературе такое понятие как «работающие бедные». По данным Росстата, зарплату ниже прожиточного минимума получает около 2 млн. россиян (7,3% работающих на апрель 2017 г.). Эксперты правительства Российской Федерации отмечают, что начиная с 2011 г. увеличивается разрыв доли бедных работающих в госсекторе. Она составляет «в 4 раза больше, чем в частном, хотя на частных предприятиях трудится две трети занятых» [8]. В перспективе, данная ситуация может оказать существенное влияние на подготовку и дефицит высококвалифицированных кадров, что повлечет за собой рост социальной напряженности и повышения рисков социальной безопасности [9].
Для снижения уровня бедности в России, по мнению А.А Разумова и М.А. Ягодкина, целесообразно выделить следующие государственные меры по снижению бедности [10, стр. 172]: создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения; поддержание макроэкономической стабильности; проведение антиинфляционной политики; увеличение минимального размера оплаты труда; разработка социальных программ и механизмов их реализации; повышение адресности социальной политики и разработка специальных мер, направленных на ликвидацию очагов глубокой бедности; повышения уровня жизни тех граждан, чьи доходы больше всего отстают от прожиточного минимума.
Вышеперечисленные меры, направлены на снижение бедности, развитие социально-экономического и социокультурного потенциала государства и социальной политики в целом.
Список литературы Социально-экономический аспект современной бедности в России
- Федеральная служба государственной статистики. Неравенство и бедность. . Режим доступа. -URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/#
- Строев С.А. Альтернативная экономика как база образов, смыслов и ценностей//Философия хозяйства. 2017. -№ 5. -С.69-84.
- Маслоу А. Мотивация и личность. . Москва. Директ-Медиа, 2008, 947 с. Режим доступа. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=39200
- Золотухин В.М., Козырева М.В. Социокультурные основания реализации и регламентации потребностей в контексте исследования «качества жизни»//Вестник КемГУКИ, 2016. -№ 37-1. -С. 68-75.
- Корчагина И.И. Немонетарное измерение бедности и социальной уязвимости населения России. -Народонаселение. -2015-№2 -94 с.
- Бедность: понятие, причины, измерение и формы. Режим доступа: http://www.motivtruda.ru/bednost_.htm
- Золотухин В.М., Щенников В.П. Социально-философский аспект деятельности в рамках социокультурного процесса.//Вестник КемГУ, 2015. -№ 1-4(61). -С.198-201.
- Эксперты правительства назвали точное число бедных работающих россиян. Режим доступа: -https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/10/31/739932-tochnoe-chislo-bednih-rabotayuschih? utm_source=news.mail.ru&utm_medium=partner&utm_campaign=teaser-top
- Золотухин В.М, Чигаева В.Ю. Угрозы социальной безопасности выпускников вузов при трудоустройстве: реальные и потенциальные.//Социология образования, 2015. -№ 4. -М.: Изд-во СГУ. -С. 67-77.
- Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. -М.: Формула права, 2007 -336 с.