Socially - pedagogical aspects of physical and moral upbringing of a student as a person
Автор: Akhmetov S.
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Проблемы физической культуры и спорта на Кубани
Статья в выпуске: 1, 2008 года.
Бесплатный доступ
Moral upbringing of a student as a person lasts through all his studies at a higher educational institution. But major features of a mans moral cast of mind are formed at preschool and school educational institutions, and in his family as well. In the period of students years only perfection of shortages of upbringing takes place. Self upbringing and reupbringing take their special share. Patriotism, internationalism, humanism, relation to labour and social property, sense of collectivism, personal convictions, wishes and ambitions make up the basis of moral upbringing of students.
Valuable orientations, physical and moral upbringing, students, health
Короткий адрес: https://sciup.org/14263462
IDR: 14263462
Текст научной статьи Socially - pedagogical aspects of physical and moral upbringing of a student as a person
В современной педагогической науке можно выделить два подхода к определению ценностных ориентаций человека: онтологический и гносеологический. Онтологический подход означает, что для человека ценно все, что несет в себе полезное содержание. Гносеологический подход позволяет рассматривать ценностные ориентации с точки зрения способов познания их содержания и значимости посредством сознания, самосознания, рефлексии (reflexio – обращение назад). Ряд авторов предлагают рассматривать ценности по категориям ценностей жизни и ценностей культуры. К первой категории они относят жизнь, здоровье, радость жизни, общение. Ко второй – материальные (пища, одежда, жилище), социально-политические (свобода, равенство, мир, общественный уклад) и духовные (наука, искусство, образование) ценности [2, 5, 10, 11].
Категория «ценность» получила достаточно убедительное раскрытие в современной педагогической науке применительно к ориентации молодежи на освоение ценностей общечеловеческой культуры и физической культуры в частности. Содержание понятия «ценностные ориентации» многие ученые [3, 6, 7, 9, 14, 16] характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей.
На важность ценностных ориентаций студентов на физическое и нравственное воспитание указывается в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Законом предусматривается создание мотиваций и установки на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья, выработку навыков здорового образа жизни.
При формировании ценностных ориентаций на физическое и нравственное воспитание студентов необходимо опираться, прежде всего, на потребности к сохранению и накоплению физического и этического здоровья как первичной основы определения ценностных предпочтений. Эта потребность у студентов реализуется через развитие и совершенствование физических качеств (силы, вынос ливости, быстроты, гибкости и подвижности в суставах), двигательных способностей, которые, в свою очередь, стимулируют обменные процессы и функции всех систем организма. Ценностные ориентации на физическое и нравственное воспитание, безусловно, предполагают опору на здоровый образ жизни студентов, который позволяет воспитать у них те качества и черты характера личности, которые определяют, в конечном итоге, успешность учебы в вузе и спортивных занятий, стойкость и упорство в достижении цели [15].
Итак, ориентация на физическое и нравственное воспитание студентов опосредованно определяет и их ценностный выбор на высокие результаты как в учебном процессе, так и в спортивной деятельности. В противном случае разрушенное непосильной нагрузкой или нарушением режима учебы, тренировки и отдыха здоровье не позволит студенту рассчитывать на успех в различных видах деятельности [1, 12].
Студенты, избравшие для своей будущей профессиональной деятельности физическую культуру и спорт, поставлены в отличие от студентов других профессий в условия заведомого ограничения времени на учебу и занятия спортом. Поэтому в вузе физической культуры выявление и проверка эффективности педагогических условий формирования ценностных ориентаций на физическое и нравственное воспитание студентов являются важнейшей составляющей педагогического процесса преподавателей и сотрудников. Профессорско-преподавательскому составу вуза необходимо постоянно осуществлять свою деятельность по тщательному отбору педагогических методов воспитания, которые бы способствовали повышению помехоустойчивости студентов к учебному процессу. Сохранение здоровья студентов – это главное условие научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Формирование ценностных ориентаций на физическое и нравственное воспитание студентов является актуальной проблемой, требующей своего решения на современном этапе развития теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
С целью выявления наиболее значимых для студентов ценностных ориентаций были проведены специальные исследования. Студентам было предложено определить для себя приоритеты в списке следующих жизненно важных ценностей: общая обстановка в стране, здоровье, уверенность в себе, самостоятельность, счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь, удовольствие, красота природы, искусство, свобода, жизненная мудрость, познание, общественное признание.
Результаты этих исследований показали, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. Однако выяснилось и то, что между потребностью студентов в здоровье и усилиями, направленными на его формирование и сохранение, существует явное несоответствие. В связи с этим необходима актуализация потребности в здоровье, обусловленная его ценностью как средства достижения других жизненно важных ценностей (например, быть красивым, богатым, занять определенное положение в обществе и т.п.).
Нравственность – это совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе. К нравственным качествам студента можно отнести дисциплинированность, ответственность, правдивость (честность), доброту и многие другие. Нравственное воспитание студентов – это целенаправленное формирование в процессе учебы морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [13]. Нам близки некоторые весьма важные соображения о нравственности Е.П. Ильина (1980), который определяет нравственность как “включающую в себя любовь, доброту, свободу, красоту, совесть и благородство”. Раскрывая эти понятия, он пишет: “Великое идет изнутри, от сердечного созерцания, из глубины – от всепостигающей и приемлющей любви, из таинственной духовности инстинкта, разума, от очистившего “«воображения»”.
Ценностные ориентации студентов реализуются в первую очередь в собственном совершенствовании способностей, которые обеспечивают индивидуальный успех, определяющих его социализированные функции во взаимоотношениях с товарищами, с социальным окружением. Социализированные функции, выполняемые студентом, находятся в органическом единстве с его биологической природой. Социальное и биологическое в деятельности человека генетически детерминировано. Генетическая информация, передаваемая от предыдущего к последующему поколению, проявляется в социализированном фенотипе, способствуя или препятствуя личностному нравственному становлению. Процесс физического совершенствования поставлен в достаточно жесткие социальные рамки, протекает целенаправленно, без нравственных девиаций (латинское Deviato – отклонение, de – от, via – дорога), источники которых лежат, как правило, вне самой тренировочной практики.
Нравственное поведение – это поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в данном обществе. Важным условием воспитания нравственного поведения студентов является формирование у них нравственного сознания, нравственных понятий и нравственных чувств.
Нравственное сознание – отражение в сознании человека принципов нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу и к обществу.
Нравственное сознание выражается в человеке в форме нравственных понятий и суждений. Оно определяется условиями материальной жизни общества, общественным бытием.
Нравственные понятия – это понятия, в которых отражаются существенные стороны нравственных отношений, т.е. отношение человека к другим людям и к обществу. Важнейшими составляющими нравственного понятия являются добро, долг, совесть, справедливость, честь, счастье. Содержание нравственного понятия связано с оценкой поступка и его мотива.
Нравственные чувства – переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым нормами нравственности. Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным по структуре.
Наши исследования позволили выделить следующие этапы формирования нравственного поведения студентов:
Первый этап – студент учится принимать требования, предъявляемые к нему преподавателем.
Второй этап – студент принимает требования преподавателя добровольно, осознавая свои обязанности, однако эти требования остаются для него внешними побудителями поступков.
Третий этап – нравственные требования, идущие от преподавателя, становятся для студента личными, внутренними требованиями.
Четвертый этап – студент активно воздействует на окружающих, стремясь изменить их поведение согласно своим убеждениям и духовным идеалам.
Показателями высокого уровня дисциплины на теоретических и практических учебных занятиях студентов являются:
-
– понимание необходимости соблюдения дисциплины;
-
– готовность и даже потребность в выполнении общепринятых требований и правил нравственного поведения;
-
– самоконтроль за поведением;
-
– активная борьба с недисциплинированными поступками других.
Дисциплинированное поведение приводит к формированию важнейшей черты личности студента – дисциплинированности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с нормами и требованиями нравственных норм поведения. Психологическими основами проявления этого качества служат волевые процессы, умение студентов подавлять свои желания, подчинять поведение необходимости.
Причины недисциплинированного поведения студентов на учебных занятиях могут быть следующими:
-
1. Отсутствие у преподавателя четкого логически обоснованного плана не только проведения теоретических и практических занятий, но и нравственного воспитания студентов.
-
2. Недостаточный учет психологических и половых особенностей студентов различных курсов.
-
3. Неудовлетворенность студентов отношениями с преподавателем: они хотят, чтобы к ним относились с пониманием тех проблем, которые возникают в повседневной студенческой жизни и быта, не придираясь по мелочам. Следует отметить, что нередко неудовлетворенность студентов отношениями с преподавателем связана с субъективизмом последнего по отношению к недисциплинированным студентам.
-
4. Недочеты в организации учебно-методической работы кафедры в целом и преподавателей в отдельности.
-
5. Безнаказанность нарушителей дисциплины.
Неумение преодолевать трудности приводит к разрыву между моральным сознанием студента и его реальным поведением.
Другой феномен – моральный реализм (лат. realis – вещественный), когда студенты судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным побуждением (желанием помочь товарищу), но закончившийся неудачно, расценивается ими как плохой. Это проявляется и в том, что студенты часто прямолинейно воспринимают требование преподавателя быть честными и правдивыми, не признают никаких исключений из правил. Поэтому, призывая студентов к правдивости, преподаватель должен в то же время объяснять им, что не всякая правда должна публично высказываться, что надо щадить самолюбие товарища, проявляя при этом другое нравственное качество – тактичность.
Студентам необходимо ставить следующие задачи в процессе нравственного воспитания:
-
1. Формировать навыки поведения, необходимые для выполнения моральных правил, подкрепляя при этом положительной оценкой даже незначительные успехи студента в нравственном поведении.
-
2. Формировать адекватное представление студента о его нравственности, доводя до его сознания расхождения между его представлением о себе как о нравственном образце и его действительным поведением. Важно при этом добиться переживания у студента в случае наличия такого несоответствия.
-
3. Развивать трудолюбие, заинтересованность в результатах спортивной подготовки, увлеченность тренировочным процессом. Для этого преподаватель должен оценивать не только результаты спортивной работы студента, но и затрачиваемые им усилия.
-
4. Учить студента судить о поступках по их мотивам, а не только по результатам.
-
5. Развивать у них необходимость обращать внимание на переживания других людей, проявлять сочувствие к этим переживаниям.
-
6. Уделять особое внимание организации коллективной жизни студента, выработке у них правильных взаимоотношений.
Потребность в общении чаще всего реализуется студентами в группах сокурсников. Это имеет несколько следствий. Во-первых, у студента среди нравственных ценностей на первом месте стоит товарищество. Во-вторых, у студента формируется эталон «настоящего товарища», и если собственное поведение не соответствует этому эталону, то, в отличие от детей, это расхождение остро переживается студентом. Нравственные нормы студента, особенно на первом курсе, неустойчивы, требования к себе носят хаотичный характер и часто не могут выдержать конкуренции с другими побуждениями. Поэтому студенты–первокурсники нуждаются в побуждениях извне, например в виде общественного мнения сокурсников или преподавателя. От школьных лет остается у студентов и «моральный формализм»: для них все еще большое значение имеет внешняя форма поступка, а не внутреннее его содержание. Как уже говорилось, студенческий возраст характеризуется сильно выраженным стремлением к самоутверждению. Именно этим можно объяснить негативизм и браваду студентов, с одной стороны, и уход в мир своих привычек, вкусов, переживаний – с другой стороны [4, 7, 12].
Важнейшей потребностью студентов является потребность в самоопределении, которая меняет характер нравственных идеалов и их функцию. Студенты хотят сами убедиться в правильности правил поведения. В этом возрасте осуществляется переход знаний о нравственности в непосредственно побуждающие мотивы нравственного поведения, и поскольку одной из наиболее ярких черт молодости является «общественная устремленность», такой переход способствует становлению гражданских качеств личности и формированию активной жизненной позиции.
Однако студенческий возраст не лишен противоречий. «Переоценка ценностей», о которой говорилось выше, часто становится причиной морального релятивизма, когда студент осознает относительность нравственных ценностей. Разочарование в нравственных принципах и жизни, которая, по мнению студента, «далека от совершенства», «недостойна высоких принципов», происходит потому, что эти принципы несколько абстрактны и порой их трудно прямо применить на практике.
Важнейшая задача нравственного воспитания в этот период жизни студента – формирование у них умения отстаивать свои моральные принципы, бороться за утверждение своих идеалов. Для решения этой задачи необходимо помогать им увидеть действие наиболее важных нравственных принципов в реальной практике человеческих отношений.
Установлено, что подавляющее большинство студентов, например факультета спорта, на первое место в ценностных предпочтениях ставят спортивный успех. Это и оправдано: успешность состязаний невозможна без целенаправленной, специально организованной деятельности, психологическая установка на которую и определяет ценностный выбор. Но сама установка на высокие достижения включает в себя ценности, от выбора которых зависит успешность не только в спортивной деятельности, но и в учебном процессе. Личностная целеустремленность к успеху в спортивной деятельности студента должна находиться в прямой связи с ценностными предпочтениями к учебному процессу.
В самостоятельном ценностном выборе студент, как правило, руководствуется так называемым здравым смыслом. И если в этом здравом смысле студента отсутствует нравственная оценка, то его выбор может легко оказаться и в ряду асоциальных, неприемлемых в обществе предпочтений. Умение сопоставлять, критически осмысливать различные варианты возможного решения сложной бытовой проблемы или выхода из конфликтной ситуации создается у студента при соблюдении достаточно жестких, проверенных на практике педагогических условий формирования ценностных ориентаций. Исходные данные в ценностных ориентациях студентов должны служить для преподавателей вуза ориентиром при разработке концептуальной модели целенаправленного формирования ценностных ориентаций и практической их реализации в условиях учебного процесса и соревновательной деятельности.
Выводы. Нравственное развитие личности студента происходит на протяжении всей его учебы в вузе. Но, надо признать, что основные черты морального облика студента складывались в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, а также в семье. В студенческие же годы происходит лишь совершенствование приобретенных качеств или исправление недостатков воспитания, где особое место занимают самовоспитание и перевоспитание. Планирование целенаправленной работы в вузе по нравственному воспитанию позволит более успешно формировать у студентов высокие моральные качества, которые вырабатываются в результате целого комплекса воспитательных воздействий.
В основу нравственного воспитания студентов должны входить (почему-то забытые в наши дни) такие понятия, как патриотизм, интернационализм, гуманизм, добросовестное отношение к умственному и физическому труду и общественной собственности, коллективизм, личные убеждения, желания и стремления добиться успеха. Нравственные качества личности студента формируются, проявляются и развиваются в тесной взаимосвязи. Патриотизм порождает отношение к учебному процессу, что проявляется в организованности, дисциплинированности, коллективизме. Коллективизм влечет за собой товарищество, взаимную помощь и поддержку. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости.