Социально-педагогические аспекты физического и нравственного воспитания личности студента
Автор: Ахметов Султан Меджидович
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Проблемы физической культуры и спорта на Кубани
Статья в выпуске: 1, 2008 года.
Бесплатный доступ
Нравственное воспитание личности студента протекает на протяжении всей его учебы в вузе. Но основные черты морального облика человека складываются в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, а также в семье. В студенческие годы происходит лишь совершенствование приобретенных качеств или исправление недостатков воспитания, где особое место занимают самовоспитание и перевоспитание. В основу нравственного воспитания студентов входят патриотизм, интернационализм, гуманизм, отношение к труду и общественной собственности, коллективизм, личные убеждения, желания и стремления.
Ценностные ориентации, физическое и нравственное воспитание, студенты, здоровье
Короткий адрес: https://sciup.org/14263462
IDR: 14263462
Текст научной статьи Социально-педагогические аспекты физического и нравственного воспитания личности студента
В современной педагогической науке можно выделить два подхода к определению ценностных ориентаций человека: онтологический и гносеологический. Онтологический подход означает, что для человека ценно все, что несет в себе полезное содержание. Гносеологический подход позволяет рассматривать ценностные ориентации с точки зрения способов познания их содержания и значимости посредством сознания, самосознания, рефлексии (reflexio – обращение назад). Ряд авторов предлагают рассматривать ценности по категориям ценностей жизни и ценностей культуры. К первой категории они относят жизнь, здоровье, радость жизни, общение. Ко второй – материальные (пища, одежда, жилище), социально-политические (свобода, равенство, мир, общественный уклад) и духовные (наука, искусство, образование) ценности [2, 5, 10, 11].
Категория «ценность» получила достаточно убедительное раскрытие в современной педагогической науке применительно к ориентации молодежи на освоение ценностей общечеловеческой культуры и физической культуры в частности. Содержание понятия «ценностные ориентации» многие ученые [3, 6, 7, 9, 14, 16] характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей.
На важность ценностных ориентаций студентов на физическое и нравственное воспитание указывается в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Законом предусматривается создание мотиваций и установки на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья, выработку навыков здорового образа жизни.
При формировании ценностных ориентаций на физическое и нравственное воспитание студентов необходимо опираться, прежде всего, на потребности к сохранению и накоплению физического и этического здоровья как первичной основы определения ценностных предпочтений. Эта потребность у студентов реализуется через развитие и совершенствование физических качеств (силы, вынос ливости, быстроты, гибкости и подвижности в суставах), двигательных способностей, которые, в свою очередь, стимулируют обменные процессы и функции всех систем организма. Ценностные ориентации на физическое и нравственное воспитание, безусловно, предполагают опору на здоровый образ жизни студентов, который позволяет воспитать у них те качества и черты характера личности, которые определяют, в конечном итоге, успешность учебы в вузе и спортивных занятий, стойкость и упорство в достижении цели [15].
Итак, ориентация на физическое и нравственное воспитание студентов опосредованно определяет и их ценностный выбор на высокие результаты как в учебном процессе, так и в спортивной деятельности. В противном случае разрушенное непосильной нагрузкой или нарушением режима учебы, тренировки и отдыха здоровье не позволит студенту рассчитывать на успех в различных видах деятельности [1, 12].
Студенты, избравшие для своей будущей профессиональной деятельности физическую культуру и спорт, поставлены в отличие от студентов других профессий в условия заведомого ограничения времени на учебу и занятия спортом. Поэтому в вузе физической культуры выявление и проверка эффективности педагогических условий формирования ценностных ориентаций на физическое и нравственное воспитание студентов являются важнейшей составляющей педагогического процесса преподавателей и сотрудников. Профессорско-преподавательскому составу вуза необходимо постоянно осуществлять свою деятельность по тщательному отбору педагогических методов воспитания, которые бы способствовали повышению помехоустойчивости студентов к учебному процессу. Сохранение здоровья студентов – это главное условие научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Формирование ценностных ориентаций на физическое и нравственное воспитание студентов является актуальной проблемой, требующей своего решения на современном этапе развития теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
С целью выявления наиболее значимых для студентов ценностных ориентаций были проведены специальные исследования. Студентам было предложено определить для себя приоритеты в списке следующих жизненно важных ценностей: общая обстановка в стране, здоровье, уверенность в себе, самостоятельность, счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь, удовольствие, красота природы, искусство, свобода, жизненная мудрость, познание, общественное признание.
Результаты этих исследований показали, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. Однако выяснилось и то, что между потребностью студентов в здоровье и усилиями, направленными на его формирование и сохранение, существует явное несоответствие. В связи с этим необходима актуализация потребности в здоровье, обусловленная его ценностью как средства достижения других жизненно важных ценностей (например, быть красивым, богатым, занять определенное положение в обществе и т.п.).
Нравственность – это совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе. К нравственным качествам студента можно отнести дисциплинированность, ответственность, правдивость (честность), доброту и многие другие. Нравственное воспитание студентов – это целенаправленное формирование в процессе учебы морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [13]. Нам близки некоторые весьма важные соображения о нравственности Е.П. Ильина (1980), который определяет нравственность как “включающую в себя любовь, доброту, свободу, красоту, совесть и благородство”. Раскрывая эти понятия, он пишет: “Великое идет изнутри, от сердечного созерцания, из глубины – от всепостигающей и приемлющей любви, из таинственной духовности инстинкта, разума, от очистившего “«воображения»”.
Ценностные ориентации студентов реализуются в первую очередь в собственном совершенствовании способностей, которые обеспечивают индивидуальный успех, определяющих его социализированные функции во взаимоотношениях с товарищами, с социальным окружением. Социализированные функции, выполняемые студентом, находятся в органическом единстве с его биологической природой. Социальное и биологическое в деятельности человека генетически детерминировано. Генетическая информация, передаваемая от предыдущего к последующему поколению, проявляется в социализированном фенотипе, способствуя или препятствуя личностному нравственному становлению. Процесс физического совершенствования поставлен в достаточно жесткие социальные рамки, протекает целенаправленно, без нравственных девиаций (латинское Deviato – отклонение, de – от, via – дорога), источники которых лежат, как правило, вне самой тренировочной практики.
Нравственное поведение – это поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в данном обществе. Важным условием воспитания нравственного поведения студентов является формирование у них нравственного сознания, нравственных понятий и нравственных чувств.
Нравственное сознание – отражение в сознании человека принципов нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу и к обществу.
Нравственное сознание выражается в человеке в форме нравственных понятий и суждений. Оно определяется условиями материальной жизни общества, общественным бытием.
Нравственные понятия – это понятия, в которых отражаются существенные стороны нравственных отношений, т.е. отношение человека к другим людям и к обществу. Важнейшими составляющими нравственного понятия являются добро, долг, совесть, справедливость, честь, счастье. Содержание нравственного понятия связано с оценкой поступка и его мотива.
Нравственные чувства – переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым нормами нравственности. Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным по структуре.
Наши исследования позволили выделить следующие этапы формирования нравственного поведения студентов:
Первый этап – студент учится принимать требования, предъявляемые к нему преподавателем.
Второй этап – студент принимает требования преподавателя добровольно, осознавая свои обязанности, однако эти требования остаются для него внешними побудителями поступков.
Третий этап – нравственные требования, идущие от преподавателя, становятся для студента личными, внутренними требованиями.
Четвертый этап – студент активно воздействует на окружающих, стремясь изменить их поведение согласно своим убеждениям и духовным идеалам.
Показателями высокого уровня дисциплины на теоретических и практических учебных занятиях студентов являются:
-
– понимание необходимости соблюдения дисциплины;
-
– готовность и даже потребность в выполнении общепринятых требований и правил нравственного поведения;
-
– самоконтроль за поведением;
-
– активная борьба с недисциплинированными поступками других.
Дисциплинированное поведение приводит к формированию важнейшей черты личности студента – дисциплинированности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с нормами и требованиями нравственных норм поведения. Психологическими основами проявления этого качества служат волевые процессы, умение студентов подавлять свои желания, подчинять поведение необходимости.
Причины недисциплинированного поведения студентов на учебных занятиях могут быть следующими:
-
1. Отсутствие у преподавателя четкого логически обоснованного плана не только проведения теоретических и практических занятий, но и нравственного воспитания студентов.
-
2. Недостаточный учет психологических и половых особенностей студентов различных курсов.
-
3. Неудовлетворенность студентов отношениями с преподавателем: они хотят, чтобы к ним относились с пониманием тех проблем, которые возникают в повседневной студенческой жизни и быта, не придираясь по мелочам. Следует отметить, что нередко неудовлетворенность студентов отношениями с преподавателем связана с субъективизмом последнего по отношению к недисциплинированным студентам.
-
4. Недочеты в организации учебно-методической работы кафедры в целом и преподавателей в отдельности.
-
5. Безнаказанность нарушителей дисциплины.
Неумение преодолевать трудности приводит к разрыву между моральным сознанием студента и его реальным поведением.
Другой феномен – моральный реализм (лат. realis – вещественный), когда студенты судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным побуждением (желанием помочь товарищу), но закончившийся неудачно, расценивается ими как плохой. Это проявляется и в том, что студенты часто прямолинейно воспринимают требование преподавателя быть честными и правдивыми, не признают никаких исключений из правил. Поэтому, призывая студентов к правдивости, преподаватель должен в то же время объяснять им, что не всякая правда должна публично высказываться, что надо щадить самолюбие товарища, проявляя при этом другое нравственное качество – тактичность.
Студентам необходимо ставить следующие задачи в процессе нравственного воспитания:
-
1. Формировать навыки поведения, необходимые для выполнения моральных правил, подкрепляя при этом положительной оценкой даже незначительные успехи студента в нравственном поведении.
-
2. Формировать адекватное представление студента о его нравственности, доводя до его сознания расхождения между его представлением о себе как о нравственном образце и его действительным поведением. Важно при этом добиться переживания у студента в случае наличия такого несоответствия.
-
3. Развивать трудолюбие, заинтересованность в результатах спортивной подготовки, увлеченность тренировочным процессом. Для этого преподаватель должен оценивать не только результаты спортивной работы студента, но и затрачиваемые им усилия.
-
4. Учить студента судить о поступках по их мотивам, а не только по результатам.
-
5. Развивать у них необходимость обращать внимание на переживания других людей, проявлять сочувствие к этим переживаниям.
-
6. Уделять особое внимание организации коллективной жизни студента, выработке у них правильных взаимоотношений.
Потребность в общении чаще всего реализуется студентами в группах сокурсников. Это имеет несколько следствий. Во-первых, у студента среди нравственных ценностей на первом месте стоит товарищество. Во-вторых, у студента формируется эталон «настоящего товарища», и если собственное поведение не соответствует этому эталону, то, в отличие от детей, это расхождение остро переживается студентом. Нравственные нормы студента, особенно на первом курсе, неустойчивы, требования к себе носят хаотичный характер и часто не могут выдержать конкуренции с другими побуждениями. Поэтому студенты–первокурсники нуждаются в побуждениях извне, например в виде общественного мнения сокурсников или преподавателя. От школьных лет остается у студентов и «моральный формализм»: для них все еще большое значение имеет внешняя форма поступка, а не внутреннее его содержание. Как уже говорилось, студенческий возраст характеризуется сильно выраженным стремлением к самоутверждению. Именно этим можно объяснить негативизм и браваду студентов, с одной стороны, и уход в мир своих привычек, вкусов, переживаний – с другой стороны [4, 7, 12].
Важнейшей потребностью студентов является потребность в самоопределении, которая меняет характер нравственных идеалов и их функцию. Студенты хотят сами убедиться в правильности правил поведения. В этом возрасте осуществляется переход знаний о нравственности в непосредственно побуждающие мотивы нравственного поведения, и поскольку одной из наиболее ярких черт молодости является «общественная устремленность», такой переход способствует становлению гражданских качеств личности и формированию активной жизненной позиции.
Однако студенческий возраст не лишен противоречий. «Переоценка ценностей», о которой говорилось выше, часто становится причиной морального релятивизма, когда студент осознает относительность нравственных ценностей. Разочарование в нравственных принципах и жизни, которая, по мнению студента, «далека от совершенства», «недостойна высоких принципов», происходит потому, что эти принципы несколько абстрактны и порой их трудно прямо применить на практике.
Важнейшая задача нравственного воспитания в этот период жизни студента – формирование у них умения отстаивать свои моральные принципы, бороться за утверждение своих идеалов. Для решения этой задачи необходимо помогать им увидеть действие наиболее важных нравственных принципов в реальной практике человеческих отношений.
Установлено, что подавляющее большинство студентов, например факультета спорта, на первое место в ценностных предпочтениях ставят спортивный успех. Это и оправдано: успешность состязаний невозможна без целенаправленной, специально организованной деятельности, психологическая установка на которую и определяет ценностный выбор. Но сама установка на высокие достижения включает в себя ценности, от выбора которых зависит успешность не только в спортивной деятельности, но и в учебном процессе. Личностная целеустремленность к успеху в спортивной деятельности студента должна находиться в прямой связи с ценностными предпочтениями к учебному процессу.
В самостоятельном ценностном выборе студент, как правило, руководствуется так называемым здравым смыслом. И если в этом здравом смысле студента отсутствует нравственная оценка, то его выбор может легко оказаться и в ряду асоциальных, неприемлемых в обществе предпочтений. Умение сопоставлять, критически осмысливать различные варианты возможного решения сложной бытовой проблемы или выхода из конфликтной ситуации создается у студента при соблюдении достаточно жестких, проверенных на практике педагогических условий формирования ценностных ориентаций. Исходные данные в ценностных ориентациях студентов должны служить для преподавателей вуза ориентиром при разработке концептуальной модели целенаправленного формирования ценностных ориентаций и практической их реализации в условиях учебного процесса и соревновательной деятельности.
Выводы. Нравственное развитие личности студента происходит на протяжении всей его учебы в вузе. Но, надо признать, что основные черты морального облика студента складывались в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, а также в семье. В студенческие же годы происходит лишь совершенствование приобретенных качеств или исправление недостатков воспитания, где особое место занимают самовоспитание и перевоспитание. Планирование целенаправленной работы в вузе по нравственному воспитанию позволит более успешно формировать у студентов высокие моральные качества, которые вырабатываются в результате целого комплекса воспитательных воздействий.
В основу нравственного воспитания студентов должны входить (почему-то забытые в наши дни) такие понятия, как патриотизм, интернационализм, гуманизм, добросовестное отношение к умственному и физическому труду и общественной собственности, коллективизм, личные убеждения, желания и стремления добиться успеха. Нравственные качества личности студента формируются, проявляются и развиваются в тесной взаимосвязи. Патриотизм порождает отношение к учебному процессу, что проявляется в организованности, дисциплинированности, коллективизме. Коллективизм влечет за собой товарищество, взаимную помощь и поддержку. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости.