Социально-психологические условия формирования бытовой солидарности в социокультурном пространстве сельской местности

Автор: Буханько И.С., Гонохова Т.А., Свидерских М.И.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 11 (17), 2016 года.

Бесплатный доступ

Развитие солидарности имеет в своем основании психологические аспекты работы по преодолению «стереотипов в отношении себя», обучению отдельных людей технологиям психологической самозащиты и поддержания собственной социальной самооценки, чтобы формировать и укреплять лидерские качества, необходимые для достижения целей. В статье описаны социально-гуманитарные технологии, применяемые для объединения сельских жителей на основе бытовой солидарности.

Бытовая солидарность, сообщество, социально-гуманитарные технологии, социальное образование, сельские жители

Короткий адрес: https://sciup.org/140267655

IDR: 140267655

Текст научной статьи Социально-психологические условия формирования бытовой солидарности в социокультурном пространстве сельской местности

В целях улучшения ситуации на селе, снижения социальной напряженности необходимо создавать между людьми атмосферу доверия, взаимопонимания, поддержки и взаимной ответственности, возможно, это будет способствовать объединению сельчан в единое целое. Будет тем самым формироваться благоприятная среда для экономической, общественной активности, эффективно укрепляться бытовая солидарность сельских жителей.

При развитии бытовой солидарности в сельской местности можно использовать три основных направления деятельности: в сети Интернет, социально-гуманитарное взаимодействие и образование населения. Рассмотрим психологические условия, при которых возможно внедрение выше перечисленных направлений.

Преимущество использования информационно-сетевого направления в процессе формирования бытовой солидарности связано с общеизвестной спецификой Интернет-аудитории: главным объектом информационного взаимодействия оказывается молодежь, являющаяся наиболее активным потребителем Интернет-услуг (хотя, курсы компьютерной грамотности для представителей «серебряного возраста» снижает этот барьер). С другой стороны, наполнение сетевого ресурса должно отвечать предварительно исследованным социокультурным запросам и психологическим особенностям российских пользователей. Важен предварительный ответ на вопрос: «Какие проблемы, связанные с формированием солидарности, интересуют виртуальное сообщество сельчан?». Следовательно, четкое осознание спецификации проблемы в глазах пользователей сетевых ресурсов – первый шаг к эффективному Интернет-позиционированию бытовой солидарности.1

Специфика сети Интернет заключается в использовании более оперативной взаимосвязи, онлайновых площадок для обсуждения. Для взаимодействия в Интернете характерна свободная структура, не привязанная к центральным узлам информации. Как полагают многие авторы, именно из этой свободы проистекает потенциал всемирной паутины, способствующий качественному росту и развитию. Смена традиционных управленческих манипулятивных отношений между объектом и субъектом на равноправные и распространение субъект-субъектной парадигмы делают Интернет площадкой, наиболее адекватно соответствующей всем типам коммуникации.

Есть и оборотная сторона этого вида деятельности. Интернет может стать идеальным инструментом для запуска в массовое сознание необходимых стереотипов мышления. Слухи, передающиеся через интернет, анонимны. Зато газеты и телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. Это даёт платформу для внедрения так называемой черной информации в массовое сознание. Слухи часто не проверяются, и сельское сообщество привыкло им верить. И это может повлиять на формирование солидарности с негативным вектором: саботаж, игнорирование и т.д.

В современной России широкое распространение получила идея официального сайта. Существенный недостаток многих официальных сайтов – нацеленность на презентацию организации (например, муниципального образования), справочную информацию в ущерб обратной связи (возможность обсуждения на форумах) и различным формам творческой деятельности. В этих случаях «официальное мнение» нередко воспринимается жителями как формальность и закрытость власти. Данную проблему частично преодолевает Интернет-блог – персонифицированный источник информации, нацеленный на высокий уровень групповой динамики и постоянный обмен мнениями. В то же время следует отметить, что блог в сопоставлении с сайтом ограничен в разнообразии информационного контента, всегда персонифицирован и, как правило, заостряет внимание пользователей на одном или нескольких текущих аспектах проблематики. Поэтому существенным условием успешной «раскрутки» блога является личность самого блоггера: например, им может быть человек, являющийся лидером общественного мнения поселения.

Интенсивное развитие виртуальных социальных сетей в современной России открывает новую возможность: создание тематических групп, охватывающих разнообразные аспекты проблемы формирования солидарности. Важнейшее преимущество таких групп – их участники чувствуют себя не субъектами-пользователями информации, а соучредителями ресурса. Его развитие (новые видео и фото, обсуждаемая тематика) в большей степени зависит не от модератора, а от активности виртуального сообщества в целом. Вместе с тем, существенный недостаток таких тематических площадок – их привязанность к динамике популярности социальной сети. Происходит известная потеря масштаба обсуждаемой тематики в сознании сельских жителей. Условно говоря, группа «наше село» стоит в одном ряду с множеством развлекательных сообществ (например, «Сникерс – наше все!» и т.п.). Кроме того, доступ к группе в социальной сети возможен только через первоначальный вход в саму социальную сеть (что усложняет доступность размещенной там информации в режиме простого поиска).2

Социально-гуманитарное взаимодействие при развитии бытовой солидарности представляют собой способы оказания помощи, содействия лицам и социальным общностям, попавшим в трудную жизненную ситуацию по различным признакам. Отличительная черта социальногуманитарного взаимодействия - его двойственная направленность:

  • 1)    на устранение последствий уже произошедшей трудной жизненной ситуациии. В центре такого подхода - идея комплексной социальной (материальной, психологической, юридической и т.д.) реабилитации;

  • 2)    на предупреждение трудной жизненной ситуации: социально -культурную и психологическую адаптацию лиц, нуждающихся в системном содействии (дети-инвалиды, лица пожилого возраста, подростки, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью и т.д.).

Развитие солидарности имеет в своем основании психологические аспекты работы по преодолению «стереотипов в отношении себя», обучению отдельных людей технологиям психологической самозащиты и поддержания собственной социальной самооценки, чтобы формировать и укреплять лидерские качества, необходимые для достижения целей. В данном случае достижением цели будет объединение сельских жителей на основе бытовой солидарности.

Важно подчеркнуть, что в современной России социальногуманитарные технологии и программы, направленные на развитие бытовой солидарности не могут быть сведены только к добровольческим проектам оказания гуманитарной помощи (в том числе юридической и психологической). Очевидно, что первоочередная задача, на решение которой направлено использование социально-гуманитарных технологий, связана:

  • -    с предупреждением ситуаций, проявляющих социальную напряженность;

  • –    с непрерывным мониторингом социальных настроений (агрессия, апатия, образ «чужого»), доминирующих в конкретном регионе или местном сообществе;

  • –    со снижением общего уровня социально-экономической и политической напряженности.

Можно выделить несколько перспективных векторов внедрения социально-гуманитарных технологий развития бытовой солидарности.

Первый вектор – использование ресурса солидарности в целях социальной адаптации пожилых людей. Последние нередко оказываются исключенными из активного социального взаимодействия как в силу объективных факторов (физическая немощь, проблемы со здоровьем, ограниченность в восприятии новой информации), так и в результате конфликтного характера межпоколенческих коммуникаций. Одной из мер формирования солидарных взаимоотношений между молодежью и старшим поколением может выступать как позитивная дискриминация, прежде всего, стимулирование максимально продолжительной трудовой активности пенсионеров, так и расширение системы вертикальных и горизонтальных (межпоколенческих) коммуникаций. Особый интерес для современного российского общества представляет именно межпоколенческий обмен, выступающий в двойственном ключе: как ресурс гражданского воспитания молодежи и в качестве средства социально-психологической терапии, обеспечения более высокого уровня интеграции старшего поколения в процессы экономического и политического развития российской нации. Таким образом, закладывается фундамент для решения двух задач общенационального масштаба:

  • 1.    Переход от социально-депрессивной стратегии «доживания» к инновационной модели ре-актуализации смысложизненных ориентаций старшего поколения через повышение трудового и социально-культурного статуса пенсионеров.

  • 2.    Формирование целостной, а не фрагментированной национальной социально-исторической реальности через преодоление межпоколенческих разрывов, сокращение ментальных дистанций между «внуками» и «дедами».

Второй вектор – включение в процесс формирования бытовой солидарности инвалидов. Данное направление органически связано с решением двух фундаментальных проблем – социально-материальной и психологической.

Материальный аспект предполагает приемлемый, аналогичный уровню жизни здорового населения, уровень жизни и социального комфорта инвалидов в конкретном регионе или муниципальном образовании. Решение материальных проблем инвалидов – важнейший импульс в трансформации общественного сознания, переход к новой парадигме восприятия данной проблемы. В таком случае проводимые тематические акции («День человека с ограниченными возможностями», «Мы вместе!» и т.д.) начинают восприниматься не как одноразовая «компенсация» неспособности власти к системной поддержке инвалидов, а как свидетельство общественной значимости и заинтересованности. Такие мероприятия становятся важным шагом решения психологической проблемы – разрушения стереотипа отторжения, выход людей с ограниченными возможностями из разряда психологических «чужих».

Таким образом, психологический аспект формирования бытовой солидарности при включении в этот процесс инвалидов, приводит к изменению установок и моделей поведения по отношению к ним, преодолению фобий, психических барьеров. Для решения указанной задачи в рамках региона или муниципального образования могут быть использованы такие традиционные технологии как добровольная регулярная помощь (шефство) и регулярные тематические встречи.

Социальное образование при развитии бытовой солидарности характеризуется направленностью на применение образовательных форм сельских жителей.

Ключевыми задачами социального образования сельских жителей выступают:

Комплексный подход, при котором «образование» не сводится к обучению через специализированные институты социализации, позволяет делать упор на уважение автономии личности, одновременно с этим развивать моральную и правовую ответственность сельских жителей за свои действия по отношению друг к другу и территории, на которой они живут.

Очевидно, что образование это взаимно направленный процесс:

  • –    когнитивного освоения «других» в их культурном многообразии;

  • –    эмоционального проникновения в мир других, в том числе, с точки зрения «своих» этических установок «хорошо» и «плохо».

Необходимо учитывать, что на образовательные мероприятия приходят те, кто очень хорошо знаком друг с другом, имеют стереотипные установки в отношении друг друга, поставленная задача усложняется. Одновременно, нужно держать во внимании, что такая среда наполнена психологическими барьерам, застарелыми конфликтами и скрытым недовольством участников по отношению друг к другу, что не способствует скорейшему раскрытию участников и эффективному обучению. Обучающемуся необходим навык управления динамикой группы, снятия барьеров. Для большинства сельских жителей различные формы обучения, например, тренинг, не являются привычной деятельностью. И тогда встаёт вопрос приоритетов: тренеру нужно «заставить» участников пройти тренинг по той форме, которой он задумал, или донести до участников тренинга основную мысль наиболее эффективно. Страхи, комплексы, нежелание быстро открываться не способствуют эффективности участия в тренинге. Тогда стоит задуматься о более гибкой и приемлемой для участников форме подачи материала, например, дискуссии. Ведь важнее продемонстрировать, что многообразие характеров, статусов открывает возможность синтеза культур и технологий, духовного и материального обогащения каждого из участников образовательного мероприятия, чем заставить человека принять ту или иную форму образовательного мероприятия. И тогда, когда обучающийся увидит, что психологические барьеры сняты, можно осторожно внедрять новые формы.

Реализация различных образовательных форматов позволяет задействовать в социально-образовательном процессе подход «солидарность через идентичность», способствует осознанию сельских жителей многомерности местного сообщества, побуждает их к системноаналитическому поиску решений и отказу от простых «объяснительных фобий» («во всем виноваты приезжие: везут грязь, СПИД, занимают наши рабочие места»). Крайне важно, чтобы процесс выстраивания личностной солидарности был органичен и не рассматривался сельскими жителями как технология давления, попытка принуждения к определенной модели в противовес принципиально иным (например, семейным или сформировавшимся в ближайшем окружении) установкам.

Следует признать, что фактором, серьезно уменьшающим эффективность образовательных технологий, способствующих развитию бытовой солидарности, являются «конкурирующие» стереотипы и фобии, воспроизводимые в ближайшем социальном окружении сельских жителей, прежде всего, мнения семьи и близких родственников, друзей. В этом случае не происходит трансляции когнитивной проекции «чужих»: человек не получает практически никакой объективной информации о «других» этносах, религиях и культурах. Исключительным фактором его социализации выступает системный эмоциональный негатив: рассказы «близких значимых» о том, какие проблемы, например, создают «всякие приезжие» как селу в целом, так и им самим - в отдельности. В связи с этим, одним из центральных элементов успешного развития солидарности, как базовой модели поведения сельских жителей, является тесное взаимодействие с его ближайшим социальным окружением, реализация комплексного подхода, в рамках которого семья и ближайшее окружение выступают не «противовесом» генерирующим антисолидарные установки и конфликтные образцы поведения, а соучастниками процесса становления бытовой солидарности.

Занимая определенную позицию в социуме, человек предвосхищает свое будущее, осознает свои реальные достижения и недостатки, стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности и к общению с другими людьми. В этой ситуации личность выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Здесь актуальной становится потребность в самосовершенствовании, в расширении границ собственных возможностей, а также управление собственным развитием. С этой точки зрения, саморазвитие будет обусловлено несовпадением Я-реального и Я-идеального, борьбой мотивов, преодоление недостатков с помощью реорганизации деятельности и поведения. Когнитивная составляющая процессов саморазвития состоит в раскрытии индивидуальной специфики жизненных ориентаций в различных ситуациях, где человек будет принимать преимущественно прагматическое или экзистенциальное решение. Результатом саморазвития будет выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям и духовным запросам.

В заключении можно сказать следующее. Село – условно замкнутая система, и чем древнее это село, тем более условность там перешла в абсолютность. Это условное сообщество людей, объединённых общим местом проживания, работой, родственными связями и т.д. Войти в это сообщество довольно трудно, но возможно.3

Стоит понимать, что классические приёмы тренинга: знакомство, работа с ожиданиями, получение качественной обратной связи сразу могут не «сработать». Поэтому, прежде всего, нужно выстраивать доверие через диалог, дискуссию. И когда уровень доверия достигнут, можно внедрять новые для сельчан технологии.

Список литературы Социально-психологические условия формирования бытовой солидарности в социокультурном пространстве сельской местности

  • Технологии формирования толерантности в молодёжной среде / Курс лекций. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. - 58 с.
  • Фролов А.А. Механизмы осуществления гражданской активности. // Власть, Вып. № 10 / 2014 [Электронный ресурс] // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-osuschestvleniya-grazhdanskoy-aktivnosti (Дата обращения: 12.07.2016)
  • Плешаков С.А. Сопровождение села. Модель сельского развития / С.А. Плешаков. - Хабаровск: Изд-во Тихооокеан. гос. ун-та, 2008. - 343 с.
Статья научная