Социальные аспекты формирования аутоагрессивного поведения у лиц призывного возраста

Автор: Бойко Е.О., Мыльникова Ю.А., Ложникова Л.Е.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Психиатрия. Психология. Неврология

Статья в выпуске: 3 (46) т.9, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140221010

IDR: 140221010

Текст статьи Социальные аспекты формирования аутоагрессивного поведения у лиц призывного возраста

В настоящее время в среде призывников срочной службы отмечается заметный рост аутоагрессии, что обуславливает актуальность и важность междисциплинарных и эмпирических исследований.

На базе ГБУЗ «Специализированная клиническая психиатрическая больница № 1» МЗ Краснодарского края с помощью клинико-патопсихологического и анамнестического методов, были обследованы 200 юношей в возрасте 17-26 лет (19±0,4), с аутоагрессивным поведением в анамнезе, направленных на стационарное обследование военными комиссариатами Краснодарского края для решения вопроса о годности к воинской службе.

В большинстве случаев призывники, совершившие самоповреждающие действия, воспитывались в неполной семье, в 52,0% случаев это была только мать (n=104) и в 5,0% случаев (n=10) – отец. В 7,5% (n=15) случаев призывники воспитывались ближайшими родственниками. В 6,0% случаев (n=12) находились под опекой государства.

Воспитание в семьях по типу гипопротекции, в условиях социально-психологической заброшенности имело место в 51,5% случаев (n=103). В условиях потворствующей гиперпротекции или по типу «Кумир семьи», воспитывались 19 призывников (9,5%), доминирующая гиперпротекция наблюдалась в 9 семьях (4,5%). Воспитание по типу «Золушки» наблюдалось в 3 семьях (1,5%). В условиях жестких взаимоотношениях воспитывались 5 подростков, что составило 2.5% от общего числа обследуемых. Воспитание вне семьи имело место в 10 случаях (5,0%). Гармоничное воспитание было выявлено лишь в 49 случаях (24,5%).

В 52 (26,0%) семьях призывников один или оба родителя злоупотребляли алкоголем, в 4 семьях (2,0%) – были наркозависимыми, в 6 (3,0%) ближайшие родственники имели судимости. По анамнестическим сведениям у 24 призывников (12,0%) наблюдались такие девиации поведения, как побеги из дома, бродяжничество, у 42 юношей (21,0%) – ранняя алкоголизация, 53 человека (26,5%) имели приводы в полицию и 12 (6,0%) состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Судимости на момент обследования имели 39 призывников, что составляет 19,5% от всех обследуемых.

Выявлено, что эпизодически употребляют алкоголь 115 лиц призывного возраста (57,5%), регулярно – 53 (26.5%). Употребление каннабиноидов не отрицает 42 человека (22,5%) из них 10 человек (5,0% от всех обследуемых) делают это регулярно.

Триггером процесса дезадаптации на ранних этапах развития суицидогенеза являются различные формы девиантных детско-родительских отношений, что приводит к недоразвитию эмоционально-волевой сферы, искажению формирования морально-этических норм, и как следствие, формированию отклонений от социальных норм поведения. Биологические факторы являются благоприятной почвой формирования дезадаптации, а клинико-психологические факторы способствуют развитию суицидального поведения.

Таким образом, формирование аутоагрессивного поведения в молодом возрасте носит системный характер, связанный с объективными и субъективными детерминантами психического развития, учет которых в практике психиатрической помощи будет способствовать снижению рисков развития психических расстройств.

Полученные результаты определяют необходимость усиления мер первичной профилактики, направленных на предупреждение действия неблагоприятных социальных факторов, выявлению групп риска и проведения профилактических мероприятий в этих группах.

Статья