Социальные факторы экстремизма в современной России

Автор: Москаленко М.Р.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 3-2 (16), 2015 года.

Бесплатный доступ

Цель работы - рассмотрение социальных причин, косвенно способствующих развитию экстремизма в российском обществе. Результаты работы могут быть использованы для анализа социально-психологических и духовно-нравственных аспектов экстремистских форм поведения.

Противодействие экстремизму, социальные противоречия

Короткий адрес: https://sciup.org/140113961

IDR: 140113961

Текст научной статьи Социальные факторы экстремизма в современной России

Вопросы противодействия экстремизму и профилактики экстремистских форм поведения очень актуальны в России из-за острых социальных противоречий в обществе. Следует отметить ряд тревожных тенденций, которые содействуют усилению социальной напряженности и могут косвенно способствовать развитию экстремистских форм поведения:

Главным фактором, способствующим появлению экстремистских форм поведения, является, конечно же, высокая социальная поляризация в российском обществе и высокая степень недоверия друг к другу различных социальных групп. Так, по некоторым данным, Россия занимает 2 место в мире по числу миллиардеров [1], но 47 место по уровню валового национального дохода на душу населения [2]. Разница в доходах между богатыми и бедными в России в разы выше, чем в развитых странах, и по данному показателю наше общество больше похоже на страны «третьего мира». Но в России острота данного противоречия усиливается из-за ряда обстоятельств:

Прежде всего, это достаточно высокий уровень образования населения: в настоящее время высшее образование имеют 54% взрослых россиян, причем по данному показателю Российская Федерация уступает всего трем странам – Южной Корее, Японии и Канаде [3]. Образованному человеку, во-первых, гораздо тяжелее осознавать сам факт такого высокого социального неравенства, а, во-вторых, хорошее образование перестает быть весомым фактором «вертикальной мобильности».

К этому следует добавить такой фактор, как ориентация населения на потребительские стандарты развитых стран, сформированная массовой культурой, и их несоответствие реальным доходам (зарплата россиянина в 34 раза меньше, чем у жителя Западной Европы и США).

Кроме того, существует определенная «коллективная историческая память» общества, в которой все фундаментальные прорывы и успехи нашей страны (индустриализация, победа в Великой Отечественной войне, космический проект и т.д.) прочно связаны с единением всех социальных слоев ради общей цели, минимальным социальным расслоением и осознанием личной ответственности каждого человека за судьбу страны. Естественно, что нынешнее высокое социальное расслоение общества, культ индивидуализма и эгоизма воспринимается как некое отклонение от данного общественного идеала, идущего из архаичных представлений древней общины.

Пропагандируемый имидж России как сильной державы, проводящей независимую политику, стереотипы о высокой духовности и «широте души» народа, и в то же время повседневная социально-бытовая неустроенность и низкая культура поведения в быту, создают серьезное расхождение между идеалом и реальностью, увеличивающее степень взаимного отчуждения различных социальных групп. Кроме того, данное расхождение понижает и без того невысокую степень привлекательности России и русской культуры в глазах собственных граждан.

Следует отметить также такие факторы, как:

– высокая степень криминализации общества: в 1990–1991 гг. количество убийств, приходящихся на 100 тыс. населения, было практически одинаковым в России и в США (в Европе данный показатель намного меньше), но в начале XXI в. Россия по этому показателю обогнала США почти в 4 раза [4, 11];

– распространение бытового национализма среди молодежи: по некоторым данным, если радикально националистически настроенные граждане среди жителей России составляют 4,6% от общего числа населения, то в молодежной среде этот показатель выше и составляет 15% [5].

– агрессивная информационно-психологическая среда, обилие информации негативного плана, разрушающе действующей на психику;

– психологическая напряженность в обществе, множество конфликтных ситуаций в быту, на работе и часто в семьях;

– низкая бытовая культура населения;

– отчужденность власти от общества, когда большинству людей в критических ситуациях не приходится рассчитывать на помощь властей;

– фактическое господство идеологии социал-дарвинизма в обществе, когда люди, имеющие богатство и власть, откровенно издеваются над обездоленными, а роскошная жизнь российских нуворишей и эстрадных звезд остается в центре внимания прессы.

– наблюдающаяся тенденция постепенного отказа от идеалов эпохи Модерна (идеи прогресса, девиза «Свобода! Равенство! Братство!»), критика и ревизионизм данной парадигмы европейской цивилизации и связанные с этим социальные процессы размывания среднего класса и дезинтеграция общества, распространения деструктивных идеалов религиозного фундаментализма, терроризма, кризис доверия власти и т.д.

Данные тенденции могут создать потенциальную угрозу социальной стабильности обществу. Требуется комплексная система мер по улучшению социальных условий жизни населения, оздоровлению психологической атмосферы и профилактике экстремизма.

Список литературы Социальные факторы экстремизма в современной России

  • Россия на 2-м месте по количеству миллиардеров. URL: http://www.nashgorod.ru/news/news57911.html
  • Рейтинг стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения URL: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info
  • Инновационная образовательная сеть «Эврика». URL: http://eurekanet.ru/ewww/promo_print/18679.html
  • Калабеков И.Г. Преступность. Глава из книги «Российские реформы в цифрах и фактах». URL: http://kaivg.narod.ru/criminality.pdf
  • Молодежный ресурс инновационного развития России. URL: http://www.fadm.gov.ru/agency/reports/733/
  • Суслонов П.Е. Теоретико-методологические аспекты изучения социальной психологии политического экстремизма и терроризма//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2014. -№ 8. -С. 215-218.
Статья научная