Социальные и демографические характеристики сельского населения Республики Бурятия
Автор: Жалсанова Валентина Гурожаповна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 9, 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается влияние институциональных и социальных трансформаций в аграрном секторе современной Бурятии на социальное положение сельского населения, на ход демографических процессов.
Сельское население, демографические процессы, сельское хозяйство
Короткий адрес: https://sciup.org/170167137
IDR: 170167137
Текст научной статьи Социальные и демографические характеристики сельского населения Республики Бурятия
Р еспублика Бурятия является субъектом Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа и имеет невысокий уровень урбанизированности. «В 2000-х гг. в сельской местности проживало 415,8 тыс. чел., что составляло более 40% населения республики. В АПК занято 22,9% работающих, 80% валовой продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах»1. Поэтому для выявления особенностей социальных изменений, протекающих в Бурятии, и их динамики важен анализ состояния сельского населения республики.
Анализируя структуру сельского населения Бурятии, мы можем выделить в ней следующие основные группы населения: сельскую интеллигенцию (она включает в себя бывшие инженернотехнические кадры, работников здравоохранения, образования, культуры, административные кадры), рабочих (квалифицированных и неквалифицированных), безработных (как официально зарегистрированных в органах занятости, так и незарегистрированных), фермеров и владельцев крупных личных хозяйств. Также при изучении состояния сельского населения необходимо типологизировать сами населенные пункты по следующим критериям: по численности населения (крупные, средние, малые), по удаленности от столицы Бурятии (г. Улан-Удэ), по степени развитости инфраструктуры. Необходимо также учитывать территориальные и климатические особенности Бурятии (ее площадь составляет 351,3 тыс. кв. км, большая часть находится под лесными массивами и в зоне вечной мерзлоты; резко континентальный климат), которые не способствуют интенсивному развитию сельскохозяйственного производства.
Несомненно, что в результате крупных социальных преобразований в конце ХХ – начале XXI в. сельское население оказалось в сложном положении. Социальные процессы на селе в 90-х гг. ХХ столетия привели к значительной структурной трансформации сельского населения. Резкое сокращение сельскохозяйственного производства, происшедшее в ходе радикальных экономических реформ, лишило многих сельских жителей рабочих мест и регулярных источников дохода. Институциональные преобразования в АПК в условиях развития рыночных отношений, либерализации цен и изменения форм собственности в 90-х гг. прошлого столетия фактически привели к деградации сельского сообщества. Нулевые годы не стали периодом динамичного роста сельскохозяйственного производ-ства и, соответственно, продолжились процессы накопления социальных про -блем в сельском сообществе1.
Сельское население Бурятии нахо-дится в состоянии экономической, соци-альной и социокультурной депривации. Характерной особенностью депривации сельского населения является резкое ухуд шение условий и качества жизни.
По данным Всероссийской сельско-хозяйственной переписи, в Бурятии на 1 июля 2006 г. насчитывалось 588 сельско-хозяйственных организаций и предпри ятий, 2 455 крестьянских (фермерских) хозяйств, 183 индивидуальных предпри-нимателя, осуществляющих сельскохо зяйственную деятельность, 176 тыс. лич -ных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан и 289 некоммерческих объединений граждан (садоводческих, огороднических, животноводческих и дачных), включающих около 80,5 тыс. участков. В личных подсобных хозяйствах производили сельскохозяйственную про дукцию 91% хозяйств. В ходе переписи было выявлено 7,2 тыс. хозяйств с забро шенными земельными участками2.
Отметим, что к концу 2010 -х гг. наблю -далось разделение сельских семейных хозяйств на товарные, потребительские и частично потребительские. Потенциал фермерства и возможность дальнейшего развития сельских территорий, особенно малых сел, в Бурятии становятся вза имосвязанными и взаимообусловлен ными. При этом следует отметить, что общероссийский вектор развития заметно уклонился от этой модели — и в результате преобразований на селе возник своеобраз ный гибрид, состоящий из разных эконо мических форм, вступающих в частичную кооперацию друг с другом, частично кон фликтующих между собой, но выполняю щих взаимодополняющие и компенсатор ные по отношению друг к другу функции. Риторика государственных деятелей по отношению к сельскому хозяйству стала включать призывы к созданию равных возможностей и условий для функциони рования различных по своей природе эко номических агентов — сельхозпредприя-тий, крестьянско фермерских хозяйств и хозяйств населения3.
По данным двух последних перепи сей 2002 и 2010 г., численность сельского населения составила 40,4% и 41,6% соот ветственно. Некоторое увеличение доли жителей села объясняется тем, что в период между двумя переписями произошли административно территориальные пре образования, в результате которых 15 городских населенных пунктов перешли в статус сельских поселений.
Соотношение мужчин и женщин, про живающих в сельской местности, за меж переписной период ухудшилось. Основная причина — высокая смертность мужчин. По данным переписей, в 2002 г. в сельской местности проживали 192 974 мужчин и 203 294 женщин, а в 2010 г. — 195 814 мужчин и 208 575 женщин. При этом преоб ладание женщин в 2002 г. начиналось в возрасте от 45 лет, а в 2010 г. — в возрасте 30 лет. В 2002 г. значительное преоблада ние женщин происходит в возрасте 60 лет: 1 353 женщины на 1 000 мужчин. В 2010 г. в возрасте 65 лет соотношение составило 1 592 женщины на 1 000 мужчин. Рост смертности среди мужчин стал катастро фическим и подтверждает общероссий скую тенденцию, когда большая часть сильного пола не доживает до пенсии. В 2010 г. тенденция резкого сокращения численности мужчин сохраняется. Число мужчин в возрасте 55—59 лет составляет 12 297 чел. (6,3%), 60—64 лет — 7 612 чел. (3,9%), 65-69 лет - 2 970 чел. (1,5%), 70-74 лет - 4 735 чел. (2,4%), 75-79 лет -2 733 чел. (1,4%), 80-84 года - 1 628 чел. (0,8%).
Результаты переписей показали воз растные изменения, происшедшие среди сельского населения. Во первых, медиан ный возраст увеличился с 32,2 лет в 2005 г. до 33,5 в 2010 г. Во - вторых, стало явным демографическое старение населения. Доля лиц старше трудоспособного воз - раста увели чилась с 62,4 тыс. до 68,1 тыс.
чел., а доля лиц моложе трудоспособного возраста снизилась со 103,3 тыс. до 93,8 тыс. чел. Данный факт также подтвержда-ется следующими данными. На 1 000 жите -лей трудоспособного возраста в 2002 г. приходилось 719 лиц нетрудоспособного возраста (из них 448 детей и подростков до 16 лет и 271 чел. старше трудоспособного возраста), а в 2010 г. — 668 чел. (387 — дети и подростки до 16 лет и 281 чел. старше трудоспособного возраста).
Убыль населения вследствие сниже -ния рождаемости, высокой смертно сти и миграционного оттока, наряду с процессами старения, являются непо средственным следствием радикальных экономических преобразований 90 -х гг. прошлого столетия. Развал сельскохо-зяйственного производства, вызвавший резкое снижение уровня жизни и массо вую безработицу, способствовал тому, что произошел рост числа неестественных причин смертности, в первую очередь это отравление алкоголем, самоубийства, убийства.
Тем не менее, несмотря на сложную демографическую ситуацию, общие пока затели естественного движения населения во второй половине нулевых годов выгля дят оптимистично. Так, в расчете на 1 000 чел. населения число родившихся повы силось с 14,3 чел. в 2005 г. до 19,3 в 2010 г., а смертность снизилась с 16,6 до 14,2 чел.1
Демографические проблемы, явля ясь прямым следствием социально экономических процессов, протекавших в стране в целом и в Бурятии в частности, в свою очередь, вызывают углубление тяже сти социальных последствий последних. В подобных условиях требуется широко -масштабная государственная политика, направленная на преодоление инерцион ности демографических процессов.
Сельскохозяйственное производство должно относиться к приоритетному направлению социально экономического развития наряду с промышленным про изводством. Можно утверждать, что улуч-шение социального самочувствия сель ского населения станет возможным при развитии аграрного сектора, способного обеспечить основные социальные по требности и блага, присущие обществу XXI в. Государство должно максимально повернуться в сторону села и способство вать институциональным преобразова ниям. Конечно, наличие приоритетного национального проекта, направленного на развитие АПК, — это замечательно, но если обратиться к народнохозяйствен ным функциям села, то нужно комплекс ное взаимодействие различных государ ственных структур при проведении инсти туциональных преобразований, например в культурной сфере или в системе здраво -охранения и т.д. Естественно, нельзя отка-заться от участия бизнеса — как крупного, так и среднего и малого — в развитии сель -ских территорий. Для развития бизнеса необходима организация четко налажен ной системы льготного кредитования и налогообложения для сельских бизнес менов, а также системы консультацион ной помощи, поскольку подчас сельским жителям не хватает образования, знания законов и собственных прав2.
Село как социально территориальная подсистема являет собой важную часть любого общественного механизма. Село по прежнему играет важную роль и в эпоху урбанизации, а в условиях, когда обеспечение продовольственной безопас ности становится одной из важнейших задач любого государства, данная роль становится еще более значимой.