Социальные медиа как инструмент формирования этнической идентичности
Автор: Ханхунова М.Ю., Чойропов Ц.Ц.
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления @vestnik-esstu
Статья в выпуске: 2 (41), 2013 года.
Бесплатный доступ
Формирование общественного мнения происходит во многом посредством влияния средств массовой информации. Последние несколько лет к ним добавились различные социальные медиа. В силу своей доступности и интерактивности социальные медиа рассматриваются многими исследователями как один из самых перспективных инструментов формирования социализации и самоидентификации, в том числе этнической.
Социальные медиа, социализация, этническая идентичность
Короткий адрес: https://sciup.org/142142652
IDR: 142142652
Текст научной статьи Социальные медиа как инструмент формирования этнической идентичности
На современном этапе средства массовой информации являются результатом последствий прогресса информационно-коммуникационных технологий. То, что Интернет завоевал массовую аудиторию, формирует и продолжает формировать медиапространство, предлагая зрителям новые многочисленные возможности и дополнительные услуги, является результатом развития современных информационных процессов.
Традиционные СМИ переживают технологический процесс, который Е.Л. Вартанова называет дигитализацией, или цифровизацией [7], – это процесс перехода средств массовой информации в цифровой (электронный) формат. В результате этого процесса Интернет становится особым информационным коммуникационным пространством, в котором медиапродукты благодаря цифровому формату способны преодолеть традиционные «ограничители» СМИ. Медиапродукт напрямую выходит к своей аудитории, распространяется автоматически благодаря цифровым технологиям – собственным сайтам, «живым» журналам, блогам, страничкам в социальных сетях, и не ограничивается только одним инструментом из перечисленных. Таким образом, можно говорить о существовании новых медиа , под которыми мы понимаем совокупность социальных медиа, использующих технологии Web 2.0, и которые позволяют создавать и обмениваться контентом (англ. content – содержание), аппелирующим к чувству принадлежности к определенным сообществам или группам по интересам. Для таких медиа отсутствуют понятия времени и редакции. Если ранее, чтобы опубликовать какой-либо материал, необходимо было потратить время на подготовку, печатание материалов, то сейчас рамки времени значительно сократились, материал становится актуальным здесь и сейчас; редакция для социальных медиа также не столь важна, т.е. контент становится продуктом коллективно создаваемым – пользователи могут делиться своими мнениями, опытом, знаниями, новостями, фотографиями, видео- и аудиозаписями и ссылками, формируя вокруг себя интерактивный культурный интерфейс.
Основные конкурентные преимущества социальных медиа - это доступность информации, минимизация персонального пространства, отсутствие пространственных ограничений, оперативность и мобильность [4].
Таким образом, можно говорить о том, что социальные сети выступают особым социальным пространством [5], той сферой, где трансформируются традиционные формы социализации и социальных отношений, т.е. в сетях пользователь может быть таким, каким он хочет быть, но не является на самом деле. Доступность Интернета для городской молодежи привела к максимальной доступности и транспарентности информации. Молодые люди значительную часть своего свободного времени, а зачастую и рабочего, проводят в Интернете, в частности в социальных сетях: общаются, развлекаются (слушают музыку и смотрят фильмы, ролики и фотографии, делятся новостями и т.п.), организуют свой досуг и т.д. Кроме того, медиа представляют интерес именно для молодежи, потому что в виртуальном мире всегда легче познакомиться и выдать желаемое за действительное.
Социальные сети играют огромную роль в процессе социализации молодого человека, когда происходит формирование основных ценностных ориентаций, социальных норм и идентификации и т.д. Идентификация как один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы, тесно связана с социальными институтами - семьей, системой образования, но в современном и информационном обществе роль этих институтов нивелируется, и наиболее важными факторами социализации молодежи выступают социальные инструменты коммуникации - социальные медиа.
-
Н. Спивак говорит о социальном хаосе СМИ, о массовой информационной перегрузке [1] - это взрыв активности в социальных сетях, где сотни или тысячи друзей в режиме реального времени делятся бесконечным количеством информации. Поэтому следующие несколько лет наша жизнь будет все более фрагментированной. За этот процесс отвечают одновременно и социальные сети, и сами пользователи.
К негативным эффектам социальных медиа можно отнести процесс изменения самосознания вследствие использования компьютерных технологий, т.е. киберсоциализацию, в результате которой у пользователя возникает целый ряд новых ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности [7].
В связи с обозначенными проблемами влияния социальных медиа на социализацию и формирование идентичности молодежи было проведено исследование с целью определения степени влияния виртуального информационно-коммуникационного пространства на процесс формирования этнической идентичности. Объектом анкетного опроса являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет * . Предмет исследования - социальные сети как инструмент формирования этнической идентичности.
Интернет для большинства молодежи до 30 лет является основным и доступным источником получения информации , общения и развлечений, а также инструментом формирования мнения по важным вопросам и проблемам - политическим, экономическим, философским, социальным и т.д. Под воздействием увиденного и прочитанного в виртуальном пространстве формируется своя воображаемая реальность [9], переносимая в реальный мир.
Социальные сети представляют для молодежи до 30 лет основной и доступный инструмент формирования мнения и принятия решений. Во-первых, это объясняется тем, что молодежь представляет собой самую мобильную и активную категорию населения, быстро воспринимающую все технические новинки. И для них социальные медиа превалируют в вопросе получения информации. Во-вторых, социальные медиа выполняют функцию социального присутствия и «самопрезентации», что способствует самораскрытию молодых людей, т.е. одобре- ние сверстниками более значимо, чем одобрение некого, часто отстраненного, «общества» [5].
В анкетном опросе, состоящем из 23 вопросов, в соответствующих пропорциях по критерию возраста и пола всего принял участие 621 человек (30,5 % мужчин и 69,4 % женщин), с различными формами занятости (школьники, учащиеся средних специальных учебных заведений, учащиеся вузов, работающая молодежь и т.д.).
Выборка, использованная в исследовании, – простая случайная, где каждый представитель совокупности имеет одинаквую неизвестную вероятность быть выбранным. Простая случайная выборка – наиболее верный способ достижения репрезентативности выборки. Многоступенчатость выборки оправдывается тем, что факторы этнической идентификации молодежи зависят от таких элементов, как уровень образования, возраст и пол. Подобные критерии позволили в полной мере сделать выводы о мнении молодежи о социальных сетях и их влиянии на процесс идентификации.
Для достижения репрезентативности полученных результатов объект исследования был разделен на 4 группы: молодые люди (до 18 лет включительно), учащаяся молодежь (от 19 до 21 года), работающая молодежь (от 22 до 25 лет и от 26 до 30 лет). Процентное соотношение опрошенных представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Процентное соотношение респондентов по возрастному признаку
Полученные в ходе исследования данные показывают, что Интернет помогает организовать свободное время для 32 % опрошенных – они проводят время в социальных сетях более 4 ч; 43% респондентов указали, что находятся в сети от 1 – 3 ч, что по-прежнему считается высоким показателем; 16 % заходят в социальные сети менее чем на 1 ч; 4 раза в неделю в социальных сетях проводят 4 % и 1 – 2 раза в неделю и меньше также 3% (рис. 2).


Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Сколько времени вы проводите в социальных сетях?» (с половозрастными характеристиками)
Для всестороннего понимания также было установлено соотношение с зависимостью времени, проводимого в Интернете с возрастными категориями. Из диаграммы (рис. 3) видно, что наиболее активны в Интернете молодые люди в возрасте от 22 до 25 лет – 20,8 % , они проводят в сети ежедневно от 1 до 3 ч. Однако разница с теми респондентами, которые проводят в социальных медиа более 4 ч, – невелика (15,4% опрошенных). Согласно выборке, проводят в глобальной сети от 1-3 ч 10,9% молодых людей от 19 до 21 года. 8,7% возрастной категории от 26 до 30 лет находятся в сети от 1-3 ч, молодые люди до 18 лет (включительно) – 2,9% опрошенных. Согласно результатам исследования (рис. 4), 49% женщин проводят от 1-3 ч в сети, более 4 ч – 24%, на третьем месте – 10,4% респондентов – менее 1 ч. Среди опрошенных мужчин 46% в Интернете – от 1-3 ч, 8,7% – более 4 ч, менее 1 ч – 5,9%. Для сравнения: американцы проводят в Интернете ежемесячно 32 ч (рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Сколько времени вы проводите в социальных сетях?» (с половозрастными характеристиками)
Как видно из диаграммы на рисунке 5, больше всего времени в Интернете проводят люди в возрасте от 45 до 54 лет, т.е. в среднем они тратят 39 ч. Молодые люди в возрасте от 18-24 лет – 32 ч, от 25-34 лет – 35 ч. Еженедельно средний американец тратит примерно 13 ч (или 2 ч в день), используя Интернет как телевизор в автономном режиме (опрос 30 тыс. чел.)[1].

Рис. 5. Среднее время нахождения в Интернете в США (источник: comScore Media Metrix, Average Jan.2010 – Dec.2010) [2]

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Какие темы вы чаще обсуждаете при общении в социальных сетях?»
Значительное число молодых людей в сети ничего серьезного не обсуждают, а общаются с друзьями – 57 % опрошенных; тему отношений между людьми обсуждают 14% респондентов; на третьем месте по популярности обсуждаемых тем среди молодежи – проблемы культуры, языка и этноса, вопросы религии – 8,7%, вопросы политики и экономики интересуют 5 % опрошенных; образование и наука – 4% молодых людей; для развлечения социальные сети используют 7% (рис. 6).

Рис. 7. Распределение ответов опрошенных на вопрос: «С какой целью вы посещаете социальные сети?»
Молодых людей интересуют развлечения и организация своего досуга, а также виртуальное общение вместо реального. Судя по исследованию, значительное число молодых людей (рис. 7) определяют цель пребывания в социальных сетях как общение и знакомство – 29,3 %; развлечение
– 33,3 % респондентов; общение по интересам в группах и сообществах – 26,8%; социальные сети для самовыражения используют 5,9%, для поиска новых возможностей и работы – 6,8 %, и другое (в том числе троллинг) – 11 %.
В связи с этими данными выяснилось, что наиболее ценными в жизни для молодежи Республики Бурятия являются ежедневное общение со сверстниками и друзьями, организация своего досуга и развлечение, знакомство – 62,6% опрошенных. Общаются в группах и сообществах по интересам 26,8% опрошенных, самостоятельно создают контент, т.е. пишут заметки, ведут дневники и блоги – 5,9%. Проблемы культуры, языка и этноса, вопросы религии интересуют незначительную часть опрошенных, а именно 8,7%, однако система ценностных ориентаций свидетельствует о содержательном отношении молодежи к данной социальной действительности, при этом полученные данные характеризуют внутреннюю готовность молодежи и интерес обсуждения данных тем в многочисленных сообществах и группах по интересам.
Электронное пространство оказывает сложное влияние на процесс идентификации личности (Д.В. Иванов, А. Бюль и М. Пэтау, А. Кронкер и М. Вэйнстейн). Говоря о б образе бурятской молодежи, формировании ее интересов, ценностных ориентаций и этнической самоидентификации, то она формируется под влиянием различных социальных сайтов, форумов, порталов, в частности сайт бурятского народа1 предоставляет информацию, состоящую из символов и знаков, воздействующих на процесс создания образа бурятской молодежи [6].
По данным настоящего исследования, социальные сети формируют мнения относительно идентификации достаточно стихийно. К примеру, респонденты ассоциируют себя с Родиной, таким образом: мужчины Родиной считают «деревню/город, где родился/вырос» – 43%, а 24,1% опрошенных женщин Родиной считают Россию. Среди мужчин также высок процент тех, кто считает Родиной «родную землю моего народа», – 21,7%, женщин меньше – 13,3% (рис. 8).

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Какое место вы считаете в первую очередь своей Родиной?»
Гражданами России себя идентифицируют 42,1% женщин и 40,2% мужчин; на втором по популярности – «В равной степени гражданином России и человеком своего народа» – 25,6% мужчин и 24,1% женщин, и жителями республики считают себя 13,5% женщин и 11,1% мужчин (рис. 9).
В рамках исследования было выявлено, что 54,2% опрошенных считают, что информация, полученная из социальных сетей, оказывает незначительное влияние на их жизненную позицию; 36,9% респондентов указали, что «Интернет может повлиять на мнение по незначительным вопросам, для 8,7% опрошенных информация в Интернете оказывает значительное влияние и полностью формирует их жизненные установки (рис. 10).
■ Жен. Другое
■ Муж.
Жителем своей республики
Гражданином России
Жителем своего города/местности
В равной степени гражданином России и человеком своего народа
Человеком своего народа

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос: «Кем бы Вы назвали себя в первую очередь?»

Рис. 10. Распределение мнения о влиянии Интернета на формирование мнения
В жизни современного молодого человека Интернет занимает важное место. Хотя анкетирование показало, что молодежь пока еще смотрит телевизор (постоянно 23,6%), слушает радио («иногда от случая к случаю» 34,9%), также читает газеты и журналы («иногда от случая к случаю» 44,4%), значительно реже или чаще это делает посредством Интернета. Интернет большинством респондентов воспринимается скорее как развлекательный, информационный ресурс, не влияющий на принятие решений: играть в видеоигры, слушать музыку, смотреть концерты и фильмы - все это стало доступно благодаря Интернету. Скорее молодежь ведет пассивный образ жизни за компьютером, а просмотру телевизора, прослушиванию радио или чтению журналов и газет отводятся второстепенные роли.
Количество тех, кто формирует свое мнение посредством Интернета, составляет не более 9%. Интернет позволяет молодежи ощущать себя частью глобального медийного пространства, а не только жителем исключительно своего региона, страны, в отличие от традиционных СМИ. Однако значительная часть опрошенных используют социальные сети для общения в сообществах по интересам, ведь распространены различные страницы, сайты и сообщества и форумы, где молодые люди высказывают свое мнение по поводу различных проблем, касающихся науки, культуры, политики, состояния языка и этноса. Такие темы интересуют 22,1% опрошенных.
Самой популярной по посещаемости социальной сетью среди опрошенных является социальная сеть «Вконтакте», в ней зарегистрированы все опрошенные респонденты. Всего этот сервис объединяет более 35 млн. чел. [8] и доступен более чем на 50 языках. В этой социальной сети насчитывается 1520 сообществ и групп, посвященных Республике Бурятия и народам, в ней проживающим. Самые многочисленные группы: «Буряты всех стран, объединяйтесь!» (16970 участников), «Я бурят(ка) и я этим горжусь!» (8130 человек), «Бурятия Вконтакте» (4928 человек), «Самые-самые буряты» (4105 участников), «Клуб всем сердцем любящих Бурятию, Байкал, Улан-Удэ» (2310 участников) и др. Видеозаписей, связанных с Бурятией и присутствующих в сети у разных пользователей, – 5057 тыс., и 499 аудиозаписей, добавленных на персональные страницы. Очевидно, что социальные медиа можно рассматривать в качестве одного из самых перспективных инструментов формирования этнической идентичности.
Социальные медиа – это набор онлайн-технологий, позволяющих пользователям общаться между собой, они хоть и формируют мнение и идентичность, но стихийно. Цель социальных медиа – создать иллюзию реальности, которая позволяет пользователю или зрителю самостоятельно формировать свое коммуникационное пространство. Если ранее для СМИ основными характеристиками были текст, печать, тираж, то сейчас для медиа характерны интерфейс, базы данных и доступность.
Социальные медиа создают эффект социальной эйфории, т.е. они автоматически конструируют ту реальность, где пользователю было бы максимально комфортно; ссылки и новости единомышленников, рекомендованные аудио- и видеозаписи друзей подстраиваются под того или иного пользователя. И основная проблема, стоящая перед нами сегодня, – это фильтрация поступающей информации из различных источников и создание этического корпуса социальных медиа. Однако будущее социальных медиа скорее благоприятно, потому как темпы роста всемирной сети будут продолжать расти вследствие увеличения количества пользователей и роста объемов информации, а их роль в качестве эффективного инструмента идентификации, в том числе этнической, будет также только возрастать.