Социальные механизмы противодействия экстремизму в регионе

Автор: Брежнев Игорь Викторович

Журнал: Регионология @regionsar

Рубрика: Политическое пространство региона

Статья в выпуске: 3 (92), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные социальные механизмы противодействия экстремизму, что во многом обеспечивается деятельностью органов государственной власти и государственных структур в регионе.

Экстремизм, регион, общество, конфликт, межэтническое согласие, конфессии

Короткий адрес: https://sciup.org/147221803

IDR: 147221803

Текст научной статьи Социальные механизмы противодействия экстремизму в регионе

В статье рассматриваются основные социальные механизмы противодействия экстремизму, что во многом обеспечивается деятельностью органов государственной власти и государственных структур в регионе.

The paper examines the main social mechanisms of counteraction to extremism that owes much to the activities of public authorities and state structures in a region.

Эскалация экстремизма в условиях современного общества — одна из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации. При этом экстремизм становится особой формой функционирования деструктивного мировоззренческого потенциала, выражающегося в разрушительной интеллектуальной деятельности, подрывающей ценностные начала. Как социальный феномен он характеризуется формированием определенной общественной деструкции, выстраивающей систему антиценностей и направленной на реализацию культа насилия. Экстремизм, проявляющий себя в обществе в крайних делинквентных формах, в условиях современных геополитических проблем воссоздает попытку дестабилизации ситуации в современной России.

Ситуация в Российской Федерации свидетельствует о наличии предпосылок для проявлений экстремистского характера в регионах. Одним из факторов, способствующих этому, является многонациональность регионов.

БРЕЖНЕВ Игорь Викторович, аспирант кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

BREZHNEV Igor Viktorovich, Postgraduate at the Department of Socio-Economic Disciplines, Saransk Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation (Saransk, Russian Federation).

Численность постоянного населения в Мордовии к концу 2014 г. составила 809 888 чел., включая представителей 119 национальностей; 98,3 % населения республики составляют русские, мордва и татары. Их численность такова: мордва — 333,1 тыс. чел. (40,0 %), русские — 443,7 (53,0 %), татары — 43,4 тыс. чел. (5,0 %)*.

Необходимо отметить, что в регионе складываются определенные социальные механизмы, направленные на реализацию межэтнической интеграции. Поэтому необходимо работать по следующим направлениям: формирование мировоззренческой позиции, нацеленной на утверждение межконфессионального созидания; развитие образовательного потенциала, реализующего историко-культурные знания; сохранение национальных традиций, формирующих самобытность и самоопределение нации; деятельность религиозных организаций по формированию межконфессионального диалога.

Состояние преступности в Республике Мордовия, носящей экстремистский характер, позволяет говорить о ее росте, что вызывает серьезную озабоченность. В 2011—2012 гг. в республике не было совершено ни одного подобного преступления, в 2013 г. — 4, в 2014 г. — 62.

Следует отметить, что деятельность организаций, созданных по национальному признаку на территории региона, не выходит за рамки правового поля и находится на постоянном контроле правоохранительных органов. Для недопущения проникновения в республику деструктивных радикальных идей, формирования устойчивой протестной идеологии среди мусульманского населения ведется соответствующая профилактическая работа. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти совместно с региональными органами реализуют комплекс оперативных и профилактических мероприятий, которые направлены на пресечение попыток разжигания сепаратистских настроений, локализацию деятельности религиозных экстремистов. Ведется работа по предупреждению и пресечению идей «ваххабизма», противоправной деятельности лиц, проповедующих это течение ислама. Постоянно изучается состояние проповеднической деятельности в культовых помещениях мусульманской конфессии. С лидерами религиозных исламских организаций проводятся беседы.

Ведется профилактическая работа в молодежной среде по противодействию тенденциям агрессии, в том числе в целях недопущения формирования негативных проявлений в отношении мигрантов, выявлению преступных молодежных группировок, в том числе экстремистской направленности, установлению и пресечению деятельности лиц, вовлекающих молодежь в преступную среду. Для обеспечения безопасности иностранных граждан, проживающих на территории республики, осуществляются проверки в местах их проживания и обучения. В целях своевременного выявления и пресечения экстремистских акций на национальной основе, противодействия экстремистской деятельности в молодежной среде, обеспечения безопасности иностранных студентов, обучающихся в вузах Мордовии, Управлением Федеральной службы безопасности России по Республике Мордовия разработаны и реализуются совместные с Министерством внутренних дел по Республике Мордовия планы.

Конфессиональный состав населения республики за последнее десятилетие существенно не изменился. В республике зарегистрированы 372 религиозные организации — православные (305), мусульманские (54), протестантские (9) и иные (4), в деятельности которых нарушений законодательства экстремистского характера не зарегистрировано5. Межконфессиональная ситуация в регионе характеризуется как стабильная, несмотря на наличие некоторых противоречий внутри конфессий и во взаимоотношениях между ними.

Прокуратура региона также проводит работу по профилактике межнациональных конфликтов и экстремистских проявлений. Приняты дополнительные меры по совершенствованию организации надзора за исполнением требований законодательства правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Рассматривая мировоззренческий уровень противодействия экстремизму в современной России и в ее регионах, необходимо выделить следующие ценностные основания: единое духовное пространство народов России, защищенное от деструктивного влияния в современных геополитических условиях; поддержку и развитие религиозного и национального традиционализма России; противодействие деструктивному информационно-психологическому влиянию на общественное сознание путем формирования патриотического самосознания российской нации.

Основным понятием становится «единое духовное пространство», которое предполагает наличие территориальной целостности и создание благоприятной культурной, информационной, научной, образовательной, конфессиональной среды. Духовно разобщенное общество неспособно развиваться ни в одной из сфер социальной жизни. Единое духовное пространство России, в которой развиваются возможности национальной идеи, основывается на национальных духовных ценностях.

К основным факторам сохранения единого духовного пространства относятся: государственный язык, оптимальное межнациональное общение, национальная идея (идеология), ментальность, единое национальное информационное пространство, элитарная и народная культура.

Россия нуждается в формулировке национальной идеологии, которая может быть реализована только посредством российской национальной доктрины. Это позволит говорить о возможности сохранения национальных духовных ценностей и единого информационного пространства, которые в условиях информационно-психологического воздействия экстремизма способствуют реализации духовного потенциала. В условиях современного геополитического соперничества важно сохранение суверенной российской государственности, которое во многом опирается на развитие потенциала духовной безопасности.

Экстремистские настроения, потенциально присутствующие в регионах Российской Федерации, имеют тенденцию к нарастанию. Это стало возможным в связи с дисбалансом, возникающим из-за экономических различий регионов, контраста в уровне жизни людей, а также значительного имущественного и социокультурного расслоения населения.

Работу по выявлению и пресечению функционирования экстремистских объединений необходимо совершенствовать. Одно из возможных направлений — развитие этнокультурного образования, основанного на принципе равенства, значимости и ценности всех этнокультур. Для того чтобы такое образование не стало пропагандой национализма из-за некомпетентного преподавания, необходим контроль за деятельностью педагогов. Однако, как отмечает Е. А. Коваль, «в настоящее время не существует отлаженной системы контроля за качеством преподавания предметов, курсов и дисциплин (модулей), имеющих этнокультурное содержание. Не до конца ясно, какие специалисты должны привлекаться к осуществлению контроля за преподаванием этих предметов и курсов»6. Полагаем, что такими специалистами могут быть не только культурологи, этнографы и др., но и представители правоохранительных органов, отвечающие за противодействие идеологии экстремизма в регионе.

Таким образом, национальная специфика Республики Мордовия предполагает оптимизацию взаимодействия властных структур региона, органов местного самоуправления с общественными, религиозными объединениями, политическими партиями по вопросам, связанным с профилактикой экстремизма. Назрела необходимость формирования четкой системы противодействия экстремизму: разработки програм- мы комплекса мероприятий, обеспечивающих взаимодействие, согласованность действий всех заинтересованных ведомств.

Список литературы Социальные механизмы противодействия экстремизму в регионе

  • См.: Федеральная служба государственной статистики по Республике Мордовия. URL: http://mrd.gks.ru (дата обращения: 27.03.2015).
  • См.: Интервью с начальником Центра по противодействию экстремизму Сергеем Карташовым. URL: https://13.mvd.ru/news/item/1157428 (дата обращения: 27.03.2015).
  • Там же.
  • Айзятов Ф.А., Бурова Ю.В. Реализация государственной политики по противодействию терроризму в рамках системы образования // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 12.
  • Интервью с начальником Центра по противодействию экстремизму Сергеем Карташовым.
  • Коваль Е.А. Нормативно-этическая характеристика этнокультурного образования // Регионология. 2013. № 4. С. 65.
Статья научная