Социальные перспективы поиска баланса интересов власти, бизнеса и общества

Автор: Зиралов Ислам

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 3, 2008 года.

Бесплатный доступ

Роль бизнеса в формировании социально ориентированного, ответственного облика российского предпринимателя оценивалась в авторском социологическом исследовании'' в трех субъектах Российской Федерации: г. Москва, Московская область и Республика Дагестан. Экспертному сообществу (представители бизнеса, госслужащие и научное сообщество) московского мегаполиса и Республики Дагестан было предложено оценить социальную роль представителей бизнеса и складывающиеся взаимоотношения с органами государственной власти.

Короткий адрес: https://sciup.org/170164379

IDR: 170164379

Текст обзорной статьи Социальные перспективы поиска баланса интересов власти, бизнеса и общества

Э кспертам было предложено ответить на вопрос «Как вы считаете, в течение последнего года отношения между бизнесом и властью улучшились, ухудшились или же остались на прежнем уровне?». Как показывает исследование, экспертное сообщество московского мегаполиса – представители бизнеса (30%), государственные служащие (40,7%) и научное сообщество (33,8%) считают, что отношения между бизнесом и государственной властью в течение последнего года «улучшились». Практически поровну распределились ответы экспертного сообщества, которые считают, что отношения между бизнесом и властью в течение последнего года «ухудшились» – 24,0% бизнес-сообщества, 22,2% госслужащих и 23,4% ученых. Примерно треть экспертного сообщества считают, что отношения между бизнесом и властью «остались на прежнем уровне» (32,0, 22,2 и 28,6% соответственно).

Довольно значительное число экспертов Дагестана оценили сдержанно динамику отношений между бизнесом и властью за последний год, полагая, что они «остались на прежнем уровне» – представители бизнеса (38%), государственных служащих (39%) и научное сообщество (48%). Но в то же время более трети экспертов представителей бизнес сообщества (37%) и государственные служащие считают, что отношения между бизнесом и государственной властью за последний год улучшились. Это является показателем налаживания не только взаимоприемлемого диалога между властью и бизнесом, но и законодательной их поддержкой. Хочется пожелать, чтобы этот диалог был постоянным и плодотворным, особенно с точки зрения социального эффекта.

При оценке отношений между бизнесом и властью в течение последнего года мнения экспертов федерального и субфедерального уровня все же несколько расходятся. Б-олее 2/3 экспертов московского мегаполиса считают, что отношения между бизнесом и властью в течение последнего года «улучшились», в то время как экспертное сообщество Дагестана считает, что в течение последнего года отношения между бизнесом и властью «остались на прежнем уровне». Экспертное сообщество как московского мегаполиса,

Зиралов

Ислам – кафедра социологии Финансовой академии при правительстве РФ

так и Дагестана считает, что необходим разумный компромисс между и властью, а не «позиционный торг» либо «представление» позиции силы. Взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и власти на долговременной основе способствует росту капитализаций и финансовых возможностей бизнеса, в том числе и для социальных мероприятий.

Для определения препятствий, стоящих на пути к разумному диалогу бизнеса и власти, экспертам было предложено ответить на вопрос «Ч-то мешает созданию долгосрочных взаимовыгодных отношений между бизнесом и государственной властью?» Основным барьером на пути к взаимовыгодному сотрудничеству бизнеса и власти представители бизнеса в московском мегаполисе считают – «политическая непредсказуемость, и экономическая нестабильность в стране» (37,5%), «отсутствие гарантий целевого использования средств» (20,5%), «недостаточность государственной поддержки благотворительной деятельности бизнеса со стороны власти» (18,2%).

Представители же бизнеса в Дагестане основным барьером на пути к взаимовыгодному сотрудничеству бизнеса и власти считают «недостаточную государственную поддержку благотворительной деятельности бизнеса со стороны власти» (44%) и «отсутствие гарантий целевого использования средств» (35%). Для представителей бизнеса Дагестана необходимо более весомое одобрение государственной властью их социально-благотворительной деятельности, в первую очередь, а они заинтересованы в некоррупционной схеме, взаимодействия с гарантией целевого использования средств.

Федеральные государственные служащие как московского мегаполиса, так и республиканские их коллеги, в качестве препятствия для создания долгосрочных взаимовыгодных отношений между властью и бизнесом отмечают – «отсутствие у представителей бизнеса знания о социальном эффекте от их социально-благотворительной деятельности» (34,5 и 51% соответственно). Также государственные служащие Дагестана выделяют и «экономическую нестабильность в стране» (24,4%) в качестве основного барьера на пути установления долгосрочных взаимовыгодных отношений между бизнесом и властью.

Ученые Москвы и Дагестана видят основной барьер на пути установления взаимовыгодных отношений между бизнесом и властью в «экономической нестабильности» (30 и 22,8% соответственно) и «политической непредсказуемости деятельности властей» (29 и 26,8% соответственно). На формирование социальной ответственности российского бизнеса влияют, по мнению экспертов из числа представителей бизнеса как московского мегаполиса, так и Р-еспублики Дагестан:

  •    «политическая ситуация в стране» (30,4 и 25,6%),

  •    «внутреннее экономическое положение в стране» (29,3 и 21,1%),

  •    «налоговое законодательство» (26,4 и 23,3% соответственно).

В комплексе это «трио препятствий», по мнению представителей бизнеса, является барьерами на пути к формированию социальной ответственности российского бизнеса.

Однако государственные служащие Дагестана не разделяют такую точку зре-ния.Онисчитают,чтоосновнымпрепятст-вием на пути к формированию социальной ответственности бизнеса в первую очередь является «социально-психологический настрой самих бизнесменов» (37,1%), а «политическая ситуация в стране» (17,2%) и «внутреннее экономическое страны» (18,9%) выходят на второй план. Такого же мнения придерживаются федеральные государственные служащие и из московского мегаполиса, полагая, что на формирование социальной ответственности российского бизнеса влияет «социально-психологический настрой самих бизнесменов» (35,7%), а затем «политическая ситуация или непредсказуемость деятельности властей» (19,6%).

Оценки экспертов- ученых как Москве, так и в Дагестане, влияющих на формирование социальной ответственности российского бизнеса, распределились примерно в такой же иерархии: «политическая ситуация в стране» (28,5% и 28,9% соответственно). На второй план выходит «внутреннее экономическое положение» (20,4 и 27,3% соответственно) и «налоговое законодательство» (19,7% экспертов-москвичей и 24% дагестанцев).

Для оценки деятельности органов государственной власти с точки зрения создания благоприятного климата для социально-ответственного предприни- мательства экспертам было предложено дать характеристику роли государства в этом направлении.

Эксперты в Р-еспублике Дагестан: бизнесмены (46,9%), госслужащие (49%) и ученые (57,6%) оценивают деятельность государственной власти недостаточно эффективной с точки зрения создания благоприятных условий для повышения СОБ-, отмечая при этом, что государство для этого «кое-что делает, но недостаточно». По этой позиции ответы экспертов распределились практически поровну. Но в то же время, если представители бизнеса Дагестана (44,5%) дают солидарную с московскими предпринимателями оценку, то ученые Дагестана (24,2%) менее критичны к усилиям республиканских властей.

Б-изнес и государство в процессе общественного развития призваны играть взаимодополняющие роли. Взаимовыгодное сотрудничество власти и бизнеса, с точки зрения экспертного сообщества является атрибутом социально ответственного предпринимательства. Экспертному сообществу было предложено ответить на вопрос: «При наличии существенных налоговых льгот в какую сферу жизнедеятельности вы бы направили бы средства?».

Представители бизнеса Дагестана могли бы выделить средства:

  •    в первую очередь «на помощь детям-инвалидам и сиротам» (27%);

  •    во вторую очередь «на строительство религиозных объектов» (17,6%);

  •    в третью очередь «на образование, культуру и науку» (16,9%), «на помощь пенсионерам» (12,3%).

По мнению представителей бизнеса московского мегаполиса, при наличии существенных налоговых льгот они могли бы выделить спонсорские средства, по следующим направлениям:

  •    в первую очередь «на образование, культуру и науку» (23,2%) и «на помощь детям-инвалидам, и сиротам» (21,7%);

  •    во вторую очередь «на помощь пенсионерам» (17,4%), «на программы инновационной социально-экономической деятельности» (10%), и «на строительство мостов, дорог и объектов социальной инфраструктуры» (11%).

Государственные служащие московского мегаполиса при наличии существенных налоговых льгот, преимущественно направили бы средства по следующим направлениям:

  •    «на помощь детям-инвалидам и сиротам» (34,5%);

  •    «на образование, культуру и науку» (29,1%);

  •    «на помощь пенсионерам» (12,7%).

А- научное сообщество московского мегаполиса в отличие от представителей бизнеса и госслужащих направили бы средства по следующим направлениям: «на помощь детям-инвалидам и сиротам» (18,2%),

  •    «на строительство мостов, дорог и других объектов социальной инфраструктуры» (16,5%),

  •    «на помощь пенсионерам» (15,2%) и «на социально-экономические исследования» (14,7%).

Государственные служащие и ученые Дагестана солидарны по социальному финансированию при наличии существенных налоговых льгот по следующим направлениям: «на помощь детям-инвалидам и сиротам» (21,3 и 19,4% соответственно) и «на помощь пенсионерам» (17,6 и 17,7% соответственно).

Необходимо отметить, мнения государственных служащих (12,9%) и научного сообщества (16,7%) Дагестана существенно разошлись по таким направлениям социального финансирования, как «на строительство религиозных объектов» и «на строительства мостов, дорог и других объектов социальной инфраструктуры» (6,8 и 17,3% соответственно). По таким направлениям социального финансирования, как «на строительство религиозных объектов» и «на строительство мостов и других объектов социальной инфраструктуры», научное сообщество одинаково высказалось наряду с представителями бизнеса (17,6 и 16,7% соответственно). По мнению государственных служащих Дагестана, строительство мостов, дорог и других объектов социальной инфраструктуры является прерогативой власти, а не бизнеса. Ч-то касается строительства религиозных объектов, то они считают, что в этом направлении представители бизнеса могут оказать существенное содействие, по собственному желанию, то есть по доброй воле.

Ч-то же необходимо делать, чтобы повысить социальную ответственность бизнеса? Экспертному сообществу было

Что нужно, чтобы повысить социальную ответственность бизнеса?

Диаграмма

S'

30 ■

30

S

10

0

принять ФЗ»О с си лолнтнке бизнеса:-

2 ЛК Я ЗЗкргЛИТЪ за язиком

СЯ ООП

пр UXT явить язику лысти поддвржся праг

закреп за 05 шла лат при Пре РФ ф-

создзпь

Над Асе я соп от

Е ЕТСТ ОВДНКМ

ЕНЕДрНТЕ зя стандарты саш альная

способов реалнз соп программ чере^СПП

* 11 Меченые

20

1Я5

27,9

58

2.6

89

152

—^РД_ученые

193

21,7

1ЯЗ

81

6J

11,4

12.8

■ XI М_г осслужапие

313

202

248

59

3.7

10,1

154

"Т^Р Д_Г KG^A ЛШНс

24,6

244

258

64

43

88

5,7

—^ММ Я2НК

15,7

18

344

9^

0

66

82

♦ РД_6нж«

25,4

227

1Я2

142

2^

■68

08

предложено ответить на вопрос «Как вы считаете, что необходимо делать, чтобы повысить социальную ответственность бизнеса?».

Для того чтобы повысить социальную ответственность российского бизнеса, по мнению представителей бизнеса (38%), государственных служащих (36,1%) и научного сообщества (36,9%) московского мегаполиса, необходимо «принять федеральный закон «О социальной политике бизнеса» и «законодательно закрепить за бизнесом обязательства по поддержке социальных программ» ( см. диаграмму ). Позицию, связанную с «принятием «федерального закона «О социальной политике бизнеса» и «законодательного закрепления за бизнесом обязательства по поддержке социальных программ», поддерживает также экспертное сообщество Дагестана: представители бизнеса – 49%, государственные служащие – 48,1% и научное сообщество – 41,5% ( см. диаграмму 1 ).

Не случайно, что солидарно выступает экспертное сообщество как Московского мегаполиса, так и Дагестана за «предоставление льгот бизнесу, поддерживающих социальные программы»: представители бизнеса (24 и 25,8%), и их точку зрения разделяют государственные служащие (14,9 и 19,2%), почти такая же часть экспертов-ученых (27,8 и 19,3% соответственно)

Как и следовало ожидать, государственные служащие московского мегаполиса акцентируют внимание на необходимости «закрепления за Общественной палатой при президенте Р-Ф функции контроля социальных обязательств бизнеса» (19,8%) и «способствовать реализации социальных программ при активном содействии Р-оссийского союза промышленников и предпринимателей» (12,3%).

Б-изнес должен демонстрировать обществу стандарты социальной ответственности, государство несовершенно, уровень жизни в обществе невысок, а разрыв между богатыми и бедными за прошедшие годы нисколько не сократился.

Статья обзорная