Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе
Автор: Бадараев Дамдин Доржиевич
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Рубрика: Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы
Статья в выпуске: 5, 2009 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению теоретико-методологических аспектов изучения социального статуса личности и его критериев в современном обществе. Показана важность определения социального статуса клиентов социальной работы при реализации социальной политики государства через принадлежность к социальной группе и занимаемую позицию в социальной структуре общества.
Социальный статус, личность, социальная структура, социальная группа, социальный статус клиентов социальной работы
Короткий адрес: https://sciup.org/148178875
IDR: 148178875
Текст научной статьи Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе
Современное общество – это динамически организованная система, составные элементы которой находятся в постоянном количественно-качественном процессе изменений. Субъектную позицию в общественной системе занимают социальные группы, классы, слои, состоящие из совокупности отдельных личностей, «приписываемых» к ним по определенным признакам, критериям.
Социальная работа как наука и деятельность непосредственно связана с изучением статусного положения людей, которые фактически стали или потенциально могут стать клиентами системы социальной защиты. В связи с этим можно говорить о взаимообусловленности социально-стратификационной структуры населения и института социальной работы. В социальностратификационной структуре населения определяются социально незащищенные слои населения, дается их характеристика: социальный статус, материальное положение, степень властных полномочий и др. Именно представители этих слоев могут стать клиентами системы социальной защиты населения. А институт социальной работы является своего рода «инициатором» изменения социального статуса клиента, может способствовать социальной мобильности клиентов, в частности с вертикальным вектором развития, что непременно отразится на социальной структуре населения в целом [1, с.185-190]. Действительно, при осуществлении социальной работы во главу угла ставится социальный статус конкретного человека, который определяется рядом признаков, критериев. Вопрос о принадлежности конкретного человека к социальной группе по некоторым признакам обусловливает необходимость рассмотрения в данной статье понятий «социальный статус», «статусное положение», «статусная группа» и критериев их определения в современном обществе.
Западная социология оперирует понятиями статуса, преимущественно опираясь на многомерный социально-стратификационный подход, основоположниками и сторонниками которого являются М.Вебер, Т.Парсонс, Г.Ленский, Д.Локвуд, Д.Голторп и др. Подтверждением тому являются определения вышеназванных терминов в Большом толковом социологическом словаре (Collins) [2, с.294-295].
Социальный статус (social status) – положительная или отрицательная репутация, престиж, авторитет личности в рамках системы социальной стратификации. Статусное положение (status situation) – престиж, «социальная репутация», связанные с определенным положением внутри сообщества, одно из трех главных измерений социальной стратификации, идентифицированной Д.Локвудом и Д.Голдторпом. В определении общего положения человека в рамках системы стратификации рыночные силы или наличие либо отсутствие собственности на средства производства сами по себе не являются решающими, но существенное значение имеют три взаимосвязанных измерения: «статусное положение», положение на работе, положение на рынке.
Статусная группа (status group) – группа, которая может быть идентифицирована с точки зрения «положительной или отрицательной социальной оценки репутации» в рамках системы социальной стратификации.
В противоположность к такому подходу социально-классовая теория К.Маркса выдвигает одномерную классовую концепцию общества, где позиция представителей социальных классов определяется по степени отношения человека к средствам производства, т.е. экономический критерий провозглашается основой структурирования общества.
В современной российской социологии нет единого концептуального подхода как в определении критериев социально-стратификационной структуры общества, так и социального статуса личности. Большинство социологов все же придерживается многомерного подхода, учитывая такие признаки, как: 1) собственность, 2) уровень дохода, 3) образ жизни, 4) отношения между людьми в системе общественного разделения труда, 5) отношения распределения, 6) от- ношения по потреблению, 7) место человека в иерархии политической системы, 8) уровень образования, 9) этническое происхождение и др. При этом каждый социолог предлагает свою комбинацию критериев, соответственно группировка населения осуществляется по-разному в зависимости от набора признаков, по которым определяются социальные группы.
К наиболее распространенным относится подход, при котором социальный статус определяется социальными функциями, выполняемыми человеком в процессе взаимодействия с другими индивидами . Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и достигаемые (приобретенные). Предписанный статус – это статус, унаследованный индивидом от рождения или приписываемый ему обществом или группой независимо от его способностей или усилий: национальность, место рождения, социальное происхождение и т.п. Достигаемый статус – это статус индивида, который закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения: профессия, образование и др.
Для современного индустриального общества характерно преобладание достигаемых статусов. В целом это прогрессивная тенденция, т.к. достигаемые статусы ведут к значительно более справедливому заполнению социальных структур в соответствии с личными качествами индивида, его способностями, профессионализмом, что определяет эффективное функционирование индивида в рамках занимаемого статуса. Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы.
Кроме того, в социологии существует так называемый главный статус, т.е. наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он сам себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью.
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества. Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.
Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью . Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.
Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу). Однако, несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.
Как известно, материальное положение людей оказывает существенное влияние на их со- циальный статус. Последнее, однако, не сводится только к уровню благосостояния, это гораздо более широкое понятие, включающее и реальный доступ к власти, и престиж профессии, и уровень образования, и многое другое. Такой обобщенный статус, учитывающий ряд признаков, называется индексом социальной позиции.
Как показывают исследования ИКСИ (Института социологии) РАН, интегральной характеристикой, где все эти компоненты наиболее полно «сплавляются» в единое целое, выступает самооценка людьми своего места в обществе [3]. В связи с этим надо отметить, что россияне в большинстве своем в настоящее время своим положением в обществе скорее довольны, чем недовольны. И это очень важная положительная тенденция последних лет. Ведь удовлетворенность своим положением в обществе – не только существенная предпосылка социальной стабильности, но и очень важное для людей условие комфортности их социальнопсихологического состояния в целом. Если, воспользовавшись полученными данными, попытаться построить модель социальной структуры сегодняшней России, где расположить всех россиян на избранных ими социальных ступеньках, то получится следующая картина (рис. 1).

Рис. 1. Модель социальной структуры России, построенная на основе самооценок респондентами своего места в обществе летом 2004 г., в %
Учитывая прежние и нынешние данные ИКСИ (Института социологии) РАН, можно утверждать, что социальная структура российского общества, построенная на основе оценки самими россиянами своего места в нем, впервые за все годы реформ начинает приближаться к модели, характерной для стабильно развивающихся стран, где большинство населения ощущают себя представителями средних слоев, а пребывание в состоянии «социальных аутсайдеров» – удел сравнительно немногих. Глубокий прорыв, совершенный российским обществом за период после кризиса 1998 г., особенно очевиден при сравнении рисунка 1 и 2, где представлена модель социальной структуры, построенная аналогичным способом в июле 1998 г., до начала финансово-экономического кризиса.

Рис. 2. Модель социальной структуры России, построенная на основе самооценок респондентами своего места в обществе в июле 1998 г., в %
По результатам социологического исследования, проведенного на территории Республики Бурятия в феврале-июне 2004 г., с общей выборочной совокупностью в 497 человек, можно представить рисунок 3, схематично отражающий модель социальной структуры Республики Бурятия на основе самооценок материального положения респондентов.
Рис. 3. Модель социальной структуры Республики Бурятия, построенная на основе самооценок респондентами своего места в обществе в июне 2004 г., в %
Особую значимость приобретает практическое применение теоретического подхода в определении социального статуса клиентов социальной работы. Прежде всего, важно учитывать социально-стратификационную структуру населения на современном этапе развития общества, где комплексно отображается субъективное количественно-качественное положение социальных групп. Это способствует посредством дедуктивного метода выявлению численного состава какой-либо социальной группы в общей структуре населения, что позволит выделить ее наиболее характерные черты: профессиональную принадлежность, социально-экономическое положение, уровень политической активности, некоторые психологические особенности и т.д. Принадлежность личности к социально незащищенной группе является основанием для принятия конкретных мер по оказанию социальной помощи клиенту социальной службы на основании социальных гарантий государства.
На выбор социальных технологий, их форм и методов при реализации социальной политики государства влияет индивидуальный подход к личности и его социальному окружению. На практике этот подход реализовывается при непосредственном взаимодействии клиента со специалистами по социальной работе с обязательным заполнением личной карты и акта обследования условий его жизнедеятельности. Целостный, комплексный подход к клиенту и его окружению – основа эффективной диагностики, что в дальнейшем обеспечит применение комбинированной схемы социальных методов при оказании социальной помощи наиболее нуждающимся представителям социально незащищенных категорий населения.
Клиент социальной службы – человек, социальный статус которого находится в затруднительном положении, куда входят экономический, социальный, культурный, психологический, политический компоненты. Поэтому в идеале для наиболее полного восстановления или положительного изменения социального статуса клиента необходимо учитывать все его компоненты, что позволит достичь системности и максимальной эффективности при реализации социальной политики государства.
Таким образом, в процессе оказания социальной помощи клиенту наиболее важными критериями определения его социального статуса являются профессиональная принадлежность или принадлежность к какой-либо социальной группе или слою, уровень финансовой и материальной обеспеченности (экономический критерий), степень политической активности, уровень образования. Тем не менее, учитывая реалии российской действительности, представляется важным подчеркнуть детерминированность социального статуса личности от экономического составляющего в его структуре, что не раз уже доказано социально-классовой теорией, опытом современной рыночной экономики, рядом социологических исследований, когда социальный престиж личности зависит от степени его владения производственными средствами.