Социо-экономическая оценка прогнозирования затрат на реабилитацию природохозяйственной системы региона
Автор: Темирканова Алла Васильевна
Журнал: Горные науки и технологии @gornye-nauki-tekhnologii
Статья в выпуске: 11, 2013 года.
Бесплатный доступ
Повышение эффективности процесса управления экологической реабилитацией природохозяйственной системы региона требует предложения новых научных подходов, разработки соответствующих алгоритмов и индикаторов контроля и оценки за ходом реализации стратегии экологической реабилитации. Они должны соответствовать современным реалиям с одной стороны, и учитывать перспективы развития отдельных регионов и существующий уровень развития среды обитания хозяйствующих субъектов - с другой.
Природохозяйственная система, реабилитация
Короткий адрес: https://sciup.org/140215636
IDR: 140215636
Текст научной статьи Социо-экономическая оценка прогнозирования затрат на реабилитацию природохозяйственной системы региона
Структура региона может рассматриваться, с различных точек зрения [1]: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и т.д. Схема функционирования региона должна включать, как минимум, три взаимосвязанных блока: "экономика", "население", "природная среда".
Уровень социально-экономического развития региона, равно как и уровень благосостояния населения в регионе, невозможно выразить в одном непосредственно измеряемом показателе. В методологии экономических измерений применяются три основных подхода для отражения множества характеристик региональных уровней развития благосостояния:
выделение главного индикатора и фиксирование (или регулирование) значений других существенных индикаторов в виде ограничительных условий. Например, главным индикатором может быть выбрана величина ВРП, а ограничительными условиями (в виде минимально необходимых уровней) могут быть обеспечение населения жильем и социальной инфраструктурой, условия труда (с точки зрения комфортности, безопасности и т.п.), качество окружающей среды и др.;
многоцелевая оптимизация по нескольким индикаторам как процедура достижения наилучших состояний социально-экономического развития с учетом компромисса между целевыми индикаторами;
построение интегрированных (сводных) социально-экономических индикаторов.
-
Н. Стерном создана новая структура экономического моделирования, учитывающая все возможные типы воздействий, и ее формализация в модели интегрированной оценки PAGE2002.
Структура двухмерна: одно измерение – «климат», второе – «категории экономического воздействия». Климат имеет две опции:
обычное для экономического моделирования использование описанных выше сценариев IPCC.
Средние из этих сценариев названы «базовым климатом»: возможность ухудшения климатических условий. Ухудшение может быть вызвано более слабым поглощением СО2 растениями и почвой в более жарких условиях; а также эмиссией метана, сейчас законсервированного в болотах и вечной мерзлоте, в частности, в Сибири. Рассмотрение сценария «ухудшенный климат» является новым шагом в экономическом моделировании.
Экономическое воздействие на изменение климата разделяется на три категории:
Рыночные воздействия – моделирование развития и ущерба для секторов экономики, где уже имеются цены, рынки и т. п. (например энергетика, сельское и лесное хозяйство).
Внерыночные воздействия – прямое влияние на окружающую среду и здоровье человека, где нет разработанных методов оценки и рыночных цен. Учет таких воздействий всегда связан с оценкой стоимости человеческой жизни, цены вымирания отдельных видов животных и т. п.
Социальные катастрофы – крупномасштабные вторичные эффекты стихийных бедствий: различные виды конфликтов между странами, миграция населения, потеря капиталовложений и т. п.
Модель PAGE2002 использует вероятностный подход и способна оценить широкий спектр рисков. С помощью метода Монте-Карло задается случайный разброс входных данных. Делается расчет с каждым из таких наборов, а результаты усредняются по большому числу прогонов модели, например по 1000. Из секторов экономики детально рассматривались энергетика, сельское хозяйство и экономика береговых зон. Из нерыночных воздействий – прямое влияние на смертность населения и окружающую среду. Учет социальных катастроф наиболее сложно сделать в полной мере. В данном случае авторы модели использовали консервативный подход и воздерживались от имитации потенциально возможных особо крупных и трагических катастроф.
Существуют различные методики расчета оказываемых нагрузок на различные природные комплексы при их массовом посещении, позволяющие определить порога или границы устойчивости природнокультурного объекта туристско-рекреационного показа в зависимости от интенсивности внешних воздействий.
В подтверждение предлагаемых способов решения проблемы устойчивого экономического роста следует упомянуть в первую очередь труды участников Римского клуба. В 1970 г. Форрестер разработал модели “Мир-1” и “Мир-2”, включив в них население, производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, и продемонстрировал членам Римского клуба первые результаты математического метода компьютерного моделирования. Далее Д. Медоузом на основе моделей Д. Форрестера была 292
создана модель “Мир-3”, результаты исследований были опубликованы в 1972 году под названием «Пределы роста». По степени охвата социальных, экономических и экологических факторов роста и соответствующих проблем данную модель можно охарактеризовать как глобальную. Основные составляющие данного исследования – численность населения, производство продовольствия, загрязнение природной среды, расход невозобновимых ресурсов. Перечисленные величины увеличиваются по закону «экспоненциального» роста, то есть за фиксированный период времени они увеличиваются в фиксированное число раз.
Основной вывод модели – невозможность сохранять прежние темпы интенсивного роста, если питающие этот рост ресурсы ограничены. В качестве решения данной проблемы предлагалась программа действий, которая получила название концепции «нулевого роста». Основная идея данной стратегии – остановка роста, иными словами, достижение равновесного баланса, при котором численность населения и объем капитала поддерживаются на постоянном уровне.
Анализируя рассматриваемую модель, необходимо выделить следующие положительные моменты исследования: впервые осознана и воплощена в модель первостепенная важность решения экологических задач в неразрывной связи с социальными и экономическими; была проведена попытка определить и исследовать факторы, влияющие на долгосрочное поведение мировой системы в противовес распространенному изучению факторов экономического роста в краткосрочном периоде; определено присутствие ведущей роли человеческого фактора в модели; был дан толчок экспериментальным исследованиям будущего, на основе которых в настоящее время возник целый ряд новых моделей социально-эколого-экономического развития мира.
Из современных концепций экономического роста, разработанных экономистами, придерживающихся экологического подхода к проблеме, можно выделить концепцию создания симбиотической среды, в которой академик И.И. Гительзон с группой ученых Института биофизики и Института леса Сибирского отделения РАН полагают необходимым осуществить переход к иному типу развития экономики, на принципах, так называемой, симбиотической среды. Эта среда позволяет сочетать экономическое развитие с улучшением экологической ситуации.
Основная идея данной концепции - создание симбиотических систем, например, оросительных технологий, связанных с выращиванием рисовых полей, наращиванием плодородного слоя ила и разведением рыбы. Данная система, по мнению ее авторов, отодвигает в отдаленное будущее проблему истощения ресурсов, которые могут воспроизводиться в процессе самого производства продукции. К сожалению, технологии такого рода можно применить в отношении некоторых видов сельскохозяйственного производства. Перспектива их применения в промышленной сфере проблематична, поскольку требует увеличения 293
затрат на разработку и внедрение индивидуальных технологий для каждой отрасли промышленности.
Системы с социально-ориентированной экономикой характеризуются гибким сочетанием элементов либерального и планового характера. С одной стороны государство дает возможность развитию естественных процессов, с другой стороны способно поддержать отдельные территории, если последние испытывают трудности.
Из множества индикаторов, характеризующих различные аспекты устойчивости, мы предлагаем адаптировать один из наиболее известных показателей устойчивого развития - показатель чистых сбережений, который рассчитывается Всемирным банком, к специфике исследуемых регионов различных типов.
Показатель чистых сбережений по методике Всемирного банка рассчитывается по следующей формуле [2]:
ЧС = ВВС - Э - М - Л - СО 2 + О (1)
где ВВС - валовые внутренние сбережения;
Э - истощение источников энергии;
М - истощение минеральных запасов;
Л - истощение лесных ресурсов;
СО2 - урон наносимый окружающей среде выбросами диоксида углерода;
О - затраты на образование.
Валовые внутренние сбережения - статистический показатель, который рассчитывается как разница между валовым внутренним продуктом и совокупными частным и государственным потреблением. Истощение оценивается как разница между мировыми ценами и стоимостью производства того или иного ресурса, умноженное на его произведенное физическое количество. Энергетическое истощение включает в себя сырую нефть, природный газ и уголь. Урон от выбросов парниковых газов рассчитывается как реальное количество выбросов, умноженное на социальную стоимость единицы выброса. Социальная стоимость рассчитывается различными методами.
Вместе с тем затраты на образование рассматриваются как дополнительный вклад в устойчивость развития, отчасти этот показатель учитывает инвестиции в человеческий капитал. В то же время эта формула не учитывает истощение человеческого капитала, рассчитать который не представляется возможным.
Важное значение при расчете индекса устойчивого развития имеют не столько абсолютные цифры, сколько их отношение к валовому внутреннему продукту, т.е. та доля активов, которая сберегается ежегодно.
Представленная выше формула чистых сбережений предназначена для расчета данных по странам мира. Эту формулу возможно использовать и в разрезе региона. Мы предлагаем принять следующую формулу устойчивого развития региона:
ЧС гарол = ВТП - П - СО2 + О (2)
где ВТП - валовой территориальный продукт;
П - потребление домашними хозяйствами;
СО2 - объем выбросов диоксида углерода;
О - затраты на образование.
Таким образом, мы имеем все необходимые данные для расчета показателя «чистых сбережений» регионов различных типов.
Расчет агрегированного индикатора оценки устойчивости развития территории с учетом особенности состояния и развития экономики региона – индекса «Фактические сбережения среды обитания» предлагается проводить по следующей формуле:
ФССО = ЧВС + ВРО – УЗОС – УЗН – ИЭ, (3)
где ЧВС – чистые внутренние сбережения, %; ВРО – величина расходов на образование, %; УЗОС – ущерб от загрязнения окружающей среды (земля, воздух, вода), %; УЗН – ущерб здоровью населения от экологического фактора, %; ИЭ – истощение энергоресурсов (потребление энергии – газ, вода, электроэнергия), %.
Динамика агрегированного индикатора «Фактические сбережения среды обитания» для регионов Юга России представлена в табл. 1.
Таблица 1.
Динамика агрегированного индикатора «Фактические сбережения среды обитания» для регионов Юга России, %
Регион |
Период исследования |
Прогноз |
||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Южный федеральный округ |
||||||||||
Краснодарский край |
0,00884 |
0,00936 |
0,06904 |
0,00888 |
0,0014 |
0,00968 |
0,00968 |
0,00884 |
0,00392 |
0,00392 |
Ростовская область |
0,00058 |
0,00576 |
0,0005 |
0,00058 |
0,00052 |
0,0004 |
0,00522 |
0,00504 |
0,00504 |
0,00486 |
Волгоградская область |
0,0132 |
0,0136 |
0,0128 |
0,0132 |
0,0124 |
0,012 |
0,012 |
0,0108 |
0,0108 |
0,0104 |
Астраханская область |
0,00138 |
0,00282 |
0,00294 |
0,00294 |
0,0027 |
0,00268 |
0,00244 |
0,00256 |
0,00184 |
0,00138 |
Республика Калмыкия |
0,00097 |
0,00117 |
0,00117 |
0,00118 |
0,00118 |
0,00120 |
0,00122 |
0,00126 |
0,00127 |
0,00129 |
Республика Адыгея |
0,00179 |
0,00192 |
0,00204 |
0,00204 |
0,00217 |
0,00230 |
0,00243 |
0,00256 |
0,00268 |
0,00281 |
Севе |
о-Кавказский федеральный округ |
|||||||||
Ставропольский край |
0,00202 |
0,00335 |
0,00036 |
0,00322 |
0,00316 |
0,00318 |
0,00375 |
0,00289 |
0,00702 |
0,00202 |
Республика Ингушетия |
0,00156 |
0,00806 |
0,00832 |
0,00884 |
0,0091 |
0,00936 |
0,00962 |
0,00988 |
0,00988 |
0,01014 |
Республика Дагестан |
0,00212 |
0,00212 |
0,00263 |
0,00164 |
0,02164 |
0,02214 |
0,00164 |
0,02164 |
0,02115 |
0,02115 |
Республика Северная Осетия-Алания |
0,02136 |
0,02492 |
0,02848 |
0,03916 |
0,03916 |
0,04272 |
0,03916 |
0,04628 |
0,04628 |
0,04806 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,00112 |
0,00112 |
0,00153 |
0,00153 |
0,00194 |
0,00123 |
0,00123 |
0,00177 |
0,00277 |
0,00118 |
КабардиноБалкарская Республика |
0,00164 |
0,00211 |
0,00254 |
0,00307 |
0,00296 |
0,00307 |
0,00348 |
0,00309 |
0,00331 |
0,00331 |
Чеченская республика |
0,0216 |
0,024 |
0,022 |
0,0224 |
0,0224 |
0,0228 |
0,0224 |
0,0228 |
0,0232 |
0,024 |
Расчеты показывают, что регионы Юга России живут в долг у будущих поколений, нуждаются в дополнительных финансовых вливаниях, получают дотации из федерального бюджета; происходит истощение запасов природных ресурсов, большую проблему создают оползневые процессы и истощение почвы, накопленный или прошлый экологический ущерб в виде нарушенных и загрязненных систем приводит к деградированию экосистем, дискомфортному проживанию населения, росту заболеваний, особенно среды молодого поколения, и сокращению продолжительности жизни людей.
природохозяйственная система, реабилитация nature economic system, rehabilitation
Список литературы Социо-экономическая оценка прогнозирования затрат на реабилитацию природохозяйственной системы региона
- Анопченко Т.Ю., Журавель В.Ф., Савон Д.Ю., Чалова А.И. и др. Устойчивое развитие регионов: «Зеленая» экономика и модернизация. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Академ Лит», 2012.
- Проданова Н.А. Совершенствование субъектно-объектной структуры отношений и интересов в региональных социо-природо-хозяйственных системах//Научное обозрение, 2012. -№ 1. -С. 198-207.
- Савкин В.И. Экологический менеджмент как мера реализации концепции устойчивого развития//Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010. -№ 13. -С. 48-50.
- Савон Д.Ю., Гассий В.В. Сценарий устойчивого развития Ростовской области.//Инженерный вестник Дона, 2012. -Т. 22. -№ 4-1(22). -С. 159.
- Савон Д.Ю., Сафронов А.Е. Экологический риск окружающей среды и его влияние на качество жизни и уровень населения Ростовской области.//Экономика природопользования, 2010. -№ 2. -С. 127-135.