Социокультурная идентичность и профессионально-образовательные стратегии молодежи Республики Северная Осетия - Алания

Автор: Федосова Елена Владимировна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 12, 2017 года.

Бесплатный доступ

Вопросы формирования социокультурных ценностей и установок у молодежи Северного Кавказа исторически имеют полифакторный и многослойный характер. С одной стороны, на процесс формирования активно влияет этническая идентификационная матрица, доминирующая в регионе проживания и конструирующая локальные этнические, конфессиональные, культурные смыслы и пространства. С другой стороны, социокультурная идентичность опирается как на базовые компоненты гражданской идентичности, и прежде всего на чисто политологические - «государство», «политика», так и на темпоральные характеристики «страна», «культура», «нация» и т. д. В молодежной когорте населения Северного Кавказа характерными для ценностно-нормативной системы являются распад и противостояние двух этих линий в социокультурной идентификационной модели. В статье представлены результаты проведенного в апреле - мае 2017 г. исследования, в котором дана научная оценка процессам, способствующим формированию ценностно-нормативной системы современной молодежи Республики Северная Осетия - Алания, а также определены группы ценностей (традиционные или общегражданские), являющихся доминантными в среде северокавказской молодежи. Ценностные ориентации структурированы автором по шести основным измерениям, предложенным нидерландским социологом Г. Хофстеде: «индивидуализм/коллективизм», «маскулинность/феминность», «большая/меньшая» дистанцированность от власти, «избегание неопределенности», «долгосрочная ориентация», «потворство желаниям / сдержанность». Автор делает вывод о зависимости социокультурной идентичности у жителей Северного Кавказа от актуализации механизмов «традиционной» идентичности и определенных «модернизационных» процессов.

Еще

Социокультурная идентичность, ценности, трансформационные процессы

Короткий адрес: https://sciup.org/14938838

IDR: 14938838   |   DOI: 10.24158/tipor.2017.12.3

Текст научной статьи Социокультурная идентичность и профессионально-образовательные стратегии молодежи Республики Северная Осетия - Алания

Ценности и ценностные ориентации являются основным компонентом в структуре деятельности любого человека, тем более молодого, поэтому исследование ценностного содержания деятельности молодежи является, на наш взгляд, весьма значимой и актуальной задачей.

Вопросы формирования социокультурных ценностей и установок у молодежи СКФО имеют полифакторный и многослойный характер. С одной стороны, на процесс формирования социокультурной идентичности молодежи северокавказских республик активно влияет этническая идентификационная матрица, доминирующая в регионе проживания и конструирующая локальные этнические, конфессиональные, культурные смыслы и пространства. С другой стороны, социокультурная идентичность опирается как на базовые компоненты гражданской идентичности, и прежде всего на чисто политологические - «государство», «политика», так и на темпоральные характеристики «страна», «культура», «нация» и т. д.

В молодежной когорте населения СКФО характерными для ценностно-нормативной системы являются распад и противостояние двух этих линий в социокультурной идентификационной модели. Поэтому для анализа социокультурной модели молодежи СКФО были выделены такие значимые для идентификационной модели компоненты:

  • 1)    ценности гражданской идентичности ( отношения и представления о стране «Россия», о «государстве», лидерах федерального уровня, общероссийские культурные ценности - писатели, музыканты и т. д. );

  • 2)    ценности региона проживания ( отношения и представления об этнической культуре и основных этнических паттернах, влияние семьи на формирование ценностно-нормативной системы; отношение к региональному руководству и т. д. );

  • 3)    образы в дихотомии « свой - чужой ».

Главная цель исследования, которое было проведено в апреле - мае 2017 г., - дать научную оценку тем неоднозначным процессам, которые способствуют формированию ценностнонормативной системы современной молодежи Республики Северная Осетия - Алания. Помимо этого, необходимо было определить, какие группы ценностей ( традиционные или общегражданские ) являются доминантными в среде северокавказской молодежи.

При реализации данного проекта авторы исходили из того посыла, что поведение современной молодежи является результатом взаимодействия различных общественных факторов, которые определяются как спецификой самой личности, так и влиянием внешних воздействий на молодых людей. Внешним воздействиям принадлежит особая роль, так как сама индивидуальность человека формируется под их влиянием в процессе социализации.

Система ценностных ориентаций молодежи в современном научном дискурсе рассматривается с разных позиций. В ходе исследования авторы исходили из следующего понимания ценностных ориентаций молодежи: ценности - это то, что имеет наибольшую значимость для человека, обеспечивая определенную преемственность поведения и деятельности и формируя направленность потребностей и интересов личности [1].

Одной из задач прикладного исследования был поиск таких социальных индикаторов у молодежи РСО - Алания, которые можно было бы интегрировать в структуру ценностных ориентаций молодежи Северной Осетии.

Формирование социокультурной идентичности у жителей Северного Кавказа во многом зависит, с одной стороны, от актуализации механизмов « традиционной » идентичности, основанных на постоянном воспроизводстве одних и тех же архаичных практик. С другой стороны, на формирование социокультурной идентичности оказывают значительное влияние определенные модернизационные процессы, которые влияют на профессионально-образовательные стратегии молодежи.

В национально-территориальных республиках СКФО влияние социокультурных стереотипов на выбор и реализацию образовательно-профессиональных стратегий молодежи достаточно велико. При изучении профессиональных стратегий молодежи в СКФО всегда необходимо учитывать давление традиционного общества на профессиональный выбор представителей молодого поколения. Очень важно понять, насколько в подобных условиях применима методология научных исследований профессиональных стратегий молодежи для постмодерных или модернизированных обществ. Социокультурная идентичность вообще, а молодого поколения в особенности подвержена влиянию ситуативных изменений, представляя собой достаточно пластичное и изменчивое ментальное образование.

В современном научном дискурсе в качестве основных базовых компонентов национальнокультурной идентичности рассматриваются такие идентичности, как культурная, религиозная, национальная, территориальная, государственная [2; 3]. Дополнительными элементами, влияющими на формирование различных идентичностей у молодежи, выступают ценности и ценностные установки.

Прежде всего к внешним условиям, влияющим на выбор молодежью приоритетных для нее образовательных и профессиональных траекторий развития, мы относим условия определенных социальных групп, имеющих специфические нормы и ценности, т. е. социальные группы (семья, школа, малые группы, СМИ), формирующие субъективные социально-профессиональные ориентации у молодежи. Эти субъективные ориентации в профессионально-образовательных стратегиях молодежи могут соответствовать ожиданиям общества, а могут вступать в противоречие с потребностями рынка труда. Субъективные ориентации могут отражать как реальные задатки и способности личности, так и лишь уровень амбиций и притязаний, которые ничем не подкреплены.

Ценностные ориентации северокавказской молодежи можно структурировать по шести основным измерениям, предложенным нидерландским социологом Г. Хофстеде [4].

Результаты, полученные в ходе социологического исследования, в дихотомии «индивиду-ализм/коллективизм» показывают, что в молодежной среде осетинского общества уровень цен- ностей коллективизма выше, чем уровень индивидуальных ценностей. 80,4 % респондентов указывают на то, что их близкое окружение (семья, родственники, соседи и т. д.) являются для них безусловным авторитетом, влияющим на их выбор. Доминирование ценностей коллективизма над индивидуализмом является для народов Северного Кавказа достаточно традиционным, так как архаизация жизни в быту в итоге привела и к архаизации социально-культурных отношений.

Индикатор « маскулинность/феминность » демонстрирует, какие качества личности наиболее ценятся в том или обществе. Условно можно выделить основные качества, характерные для маскулинных и феминных обществ. Для маскулинных обществ характерны настойчивость в достижении цели, напористость, рационализм, деньги, обладание статусными вещами; для феминных – качество жизни, интуиция, доброта, милосердие и т. д. Для Северного Кавказа в общем и для Северной Осетии в частности характерны, конечно, маскулинные характеристики общества. При ответах на вопрос, на что готовы респонденты ради достижения своих целей, большинство опрошенных – 40 % – ответили, что готовы на все, даже на нарушение общепринятых моральных норм.

« Большая/меньшая » дистанцированность от власти характеризует отношение к власти респондентов. 61 % опрошенных определенно недовольны или скорее недовольны республиканской властью (18,2 и 42,8 % соответственно). Помимо этого, в классификации «большей/мень-шей» дистанцированности от власти в качестве характеристик большой дистанцированности от власти Г. Хофстеде выделяет такие, как уважение и трепет по отношению к старшему поколению; власть – это основа общества, и ее легитимность невозможно оспорить [5]. В Республике Северная Осетия – Алания безусловное одобрение федеральной власти высказали 72,9 % респондентов. В меньшей степени респонденты поддерживают действия региональных властей – 45,2 %. Уважение к старшим испытывают 80,2 % респондентов. Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне дистанцированности населения от власти.

« Избегание неопределенности » - это индекс, показывающий, насколько члены общества боятся неопределенности и насколько они способны оградить себя от неопределенности. Больше всего респонденты боятся: за свое будущее – 30,7 %; одиночества и болезни – 33,8 %; безработицы и бедности – 25,2 %. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне неопределенности в североосетинском обществе, когда члены общества боятся неоднозначных событий и пытаются оградить себя «традиционными» нормами поведения.

«Избегание неопределенности» очень тесно связано с другим маркером – « долгосрочная ориентация » : насколько члены данного общества могут прогнозировать свои долгосрочные перспективы. Прогнозные ожидания в отношении своего будущего характерны только для 17,1 % североосетинской молодежи, что говорит о достаточно низкой способности молодых людей к формированию долгосрочных ориентаций в своей жизни.

« Потворство желаниям / сдержанность » – это готовность молодежи удовлетворять свои сиюминутные желания. Несмотря на то что в кавказских обществах всегда ценилась сдержанность не только в удовлетворении своих желаний, но даже в их проявлении, современные молодые люди, за редким исключением, предпочитают не отказывать себе в тех или иных желаниях – об этом заявили 53,8 % респондентов.

Таким образом, формирование социокультурной идентичности у жителей Северного Кавказа во многом зависит, с одной стороны, от актуализации механизмов « традиционной » идентичности, основанных на постоянном воспроизводстве одних и тех же архаичных практик; с другой стороны, от определенных « модернизационных » процессов, которые влияют на социокультурную идентичность молодежи.

При анализе ситуации на Северном Кавказе необходимо четко понимать, что проблемы, существующие в настоящее время в регионе, носят системный характер, и поэтому не существует отдельных решений для экономических, этнодемографических и культурных проблем – они не просто взаимосвязаны, они взаимообусловлены. Для национально-территориальных субъектов СКФО необходима долгосрочная политика комплексной региональной модернизации, включающая в себя как экономические, так и социокультурные детерминанты. Для того чтобы сформировать прочную основу национальной стратегии России на Северном Кавказе, необходимо, во-первых, определить константы в социально-политическом, экономическом и социокультурном развитии региона на протяжении всего периода его пребывания в составе России, во-вторых, вычленить в текущей ситуации базовые общественные процессы, которые будут определять будущее на достаточно длительный период.

Ссылки:

  • 1.    Европейское социальное исследование [Электронный ресурс]. URL: http://www.ess-ru.ru (дата обращения: 07.12.2017).

  • 2.    Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроения, ожидания, ценностные ориентации. М., 2013. 93 с.

  • 3.    Магун В.С., Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. 2008. № 1. С. 33–58.

  • 4.    Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values. Beverly Hills (CA), 1980. 475 p.

  • 5.    Хофстеде Г. Параметры количественной характеристики культур // Язык, коммуникация и социальная среда. 2014. № 12. С. 9–49.

Список литературы Социокультурная идентичность и профессионально-образовательные стратегии молодежи Республики Северная Осетия - Алания

  • Европейское социальное исследование . URL: http://www.ess-ru.ru (дата обращения: 07.12.2017).
  • Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроения, ожидания, ценностные ориентации. М., 2013. 93 с.
  • Магун В.С., Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами//Вестник общественного мнения. 2008. № 1. С. 33-58.
  • Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values. Beverly Hills (CA), 1980. 475 p.
  • Хофстеде Г. Параметры количественной характеристики культур//Язык, коммуникация и социальная среда. 2014. № 12. С. 9-49.
Статья научная