Содержание биогенных моноаминов в сыворотке крови больных с эндогенными и экзогенными психическими расстройствами

Автор: Соловьева Н.В., Звездин В.А., Урняева С.И., Мосова У.В., Соколов Р.Е., Вильянов В.Б.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Психиатрия. Психология. Неврология

Статья в выпуске: 1 (44) т.9, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140220849

IDR: 140220849

Текст статьи Содержание биогенных моноаминов в сыворотке крови больных с эндогенными и экзогенными психическими расстройствами

НДЦ клинической психиатрии, г. Москва, Россия

Под наблюдением находилось 98 человек, получавших амбулаторное лечение в Научно - диагностическом центре клинической психиатрии. Эндогенная психическая патология в форме шизофрении и биполярного расстройства была констатирована у 24 испытуемых (11 женщин, 14 мужчин), средний возраст 31,3 лет. Экзогенные расстройства тревожного и депрессивного характера были выявлены у 48 пациентов (37 женщин, 9 мужчин), средний возраст 42,7 лет. Были изучены результаты обследования 26 детей (22 мальчика, 4 девочки), средний возраст 6,2 лет. У 12 пациентов был диагностирован аутизм (F84.0), у 4 - ранняя детская шизофрения (F20.8063), у 10 - смешанное специфическое расстройство развития (F83). У всех испытуемых был произведен забор крови из кубитальной вены, для исследования методом иммунофермент-ного анализа содержания катехоламинов (адреналина, норадреналина, дофамина) и серотонина в сыворотке. Обследование осуществлялось перед началом лечения и в условиях двухнедельного перерыва приема психотропных препаратов. Результаты оценивались в четырех группах исследования. Первую группу составили с эндогенными психическими расстройствами, вторую -экзогенными. Третью - дети, страдающие аутизмом и шизофренией. Четвертую - дети со смешанным специфическим расстройством развития. Среднее содержание катехоламинов в первой группе составляло: адреналин - 71,6 нг/мл; норадреналин - 538,4 нг/мл; дофамин - 53,6 нг/мл, серотонин - 148 нг/мл. В группе с экзогенными психическими расстройствами: адрена- лин – 51,8 нг/мл; норадреналин – 255,6 нг/мл; дофамин – 82,9нг/мл, серотонин – 128,8 нг/мл. В группе детей с аутизмом и шизофренией: адреналин – 91,7 нг/мл; норадреналин – 452,7 нг/мл; дофамин – 69,7 нг/мл, серотонин – 232,8 нг/мл.

В группе детей со смешанным специфическим расстройством развития: адреналин – 96,0 нг/мл; норадреналин – 914,2 нг/мл; дофамин – 69,7 нг/мл, серотонин – 249,3 нг/мл. Среди пациентов с экзогенными расстройствами были выделены подгруппы с преобладание тревожного аффекта и депрессивного. Средние показатели содержания серотонина у лиц с тревожным аффектом (n=14), составляли 137,3 нг/мл, с депрессивным аффектом (n=7) – 64,4 нг/мл. В подгруппе детей с наиболее тяжелыми проявлениями заболевания (полное отсутствие вербального контакта, отсутствие навыков самообслуживания, n=9) средние показатели содержание серотонина составляли – 324,4 нг/мл.

Обсуждение полученных данных.

Взрослые пациенты с эндогенной психической патологией, по сравнению с больными с экзогенными расстройствами, демонстрируют более высокие показатели адреналина, норадреналина и серотонина и более низкие - дофамина. Среди пациентов к экзогенными расстройствами более высокие показатели содержания серотонина были получены у лиц с тревожным аффектом, а наиболее низким – с депрессивным аффектом. У детей с аутизмом и шизофренией выявлен высокий уровень содержания адреналина, норадреналина и серотонина, аналогично взрослым пациентам, а содержание серотонина в детских подгруппах превышало результаты, полученные у взрослых. Выявлена ассоциированность тяжести проявления аутизма с увеличением показателей содержания в сыворотки крови. Последнее обстоятельство может быть рассмотрено с позиции гипотезы о повышенном связывании серотонина внутри клетки из-за несостоятельности белка-транспортера у детей с аутизмом (Veensta-VanderWeele J. et al., 2012). Полученные данные показывают дифференциацию содержания биогенных моноаминов в сыворотки крови в зависимости от характера психической патологии. Это дает основание полагать, что данные показатели могут быть использованы как дополнительные диагностические и динамические маркеры изменения состояния больных в процессе лечения.

Статья