Содержание гумуса в почвах Ленкоранской низменности
Автор: Алиева Б. Б.
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Сельскохозяйственные науки
Статья в выпуске: 6 т.8, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье показаны современные исследования количества органического вещества и фракций гумуса в серо-бурых почвах, сформировавшихся в субтропическом климате Ленкоранской зоны Азербайджана (Ленкоранский, Масаллинский, Ярдымлинский, Лерикский, Джалилабадский районы). Определены запасы, фракции и групповой состав гумуса в аллювиально-гидроморфных типах и подтипах почв Ленкоранской низменности. Аллювиально-гидроморфные почвы Ленкоранской зоны отличаются от почв других регионов своеобразием растительности и биоклиматическими условиями. Уже давно было признано, что одним из наиболее важных факторов в анализе почвы является определение содержания гумуса. Достаточное увлажнение почвы и высокие гидротермические условия маргинальных доминирующих почв района благоприятно сказываются на накоплении достаточного количества гумуса в почвах с большим количеством фитохимических остатков, обусловленных сильным развитием растительности. В пределах региона исследования экологические условия гумусообразования в различных ландшафтах последовательно меняются от более гумидных к менее гумидным почвам. Аллювиальные серо-коричневые почвы резко отличаются от других типов по запасам гумуса и азота. Серо-коричневые почвы мезофильных лесов отличаются слабой степенью обуглероженности - 52,1-51,6%, высоким содержанием водорода - 5,59-5,39%. Аллювиально-гидроморфные почвы с полным генетическим профилем располагаются в равнинных и слабых микропонижений бассейнов рек Ленкорань, образовавшихся в результате оптимального воздействия поверхностных и слабоминерализованных (1,6-2,0 г/л) грунтовых вод (1-1,5 м). Содержание кислорода сравнительно меньше чем в бурых горнолесных почвах. Органический углерод почвы относится только к углеродной составляющей органических соединений. Около 45% органического вещества представляет собой углерод, а более легкие по текстуре почвы удерживают менее 30% этого количества. Органический углерод является измеримым компонентом органического вещества почвы. Органическое вещество составляет всего 2-10% массы большинства почв и играет важную роль в физических, химических и биологических функциях сельскохозяйственных почв. Значение гумуса как важного элемента в процессе почвообразования и плодородия почв было подтверждено и обосновано исследователями. Прогнозирование урожайности в отдаленной перспективе является важным моментом при планировании сельскохозяйственных производств. Известно, что почвенный гумус является наиболее характерной и важной частью почвы. Согласно исследованиям, количество углерода: в серо-коричневой - 4,36, бурой - 4,36, бурой без известняка - 6,54, делювиальной - 7,55, аллювиальной - 7,80, аллювиальной береговой - 8,00, гидроморфной - 12,00 и каштановой почве - 14,90 кг/м2 соответственно.
Фракции гумуса, органическое вещество, гуминовая кислота, гумификация, количество органического углерода
Короткий адрес: https://sciup.org/14124415
IDR: 14124415 | DOI: 10.33619/2414-2948/79/20
Текст научной статьи Содержание гумуса в почвах Ленкоранской низменности
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 631.46
В северной части Ленкоранской области наиболее интенсивно протекают эрозионные процессы в сельскохозяйственной зоне, которая охватывает предгорье, низкогорные и частично высоко горные части территории [3, 5].
Обращаясь к вопросу о роли органического вещества в плодородии почвы, надо отметить что, органическое вещество служит резервом питательных веществ для растений, постепенное высвобождение которых при разложении следует рассматривать как один из важных факторов устойчивости плодородия почвы. Без внесения в почву минеральных и органических удобрений снабжение растений питательными веществами может происходить лишь за счет разложения гумуса, который в разных почвенно-климатических условиях степи протекает с различной интенсивности [1, 2].
Гумус служит основным источником энергии и является хранителем основных питательных веществ для растений и микроорганизмов. Гумус участвует во всех почвообразовательных процессах и благоприятно действует на водно-физические свойства почвы [4, 7].
По мнению Мулдера значительная часть органических составляющих почвы состояла из нескольких тел определенного химического состава, которым приписывалась следующая формула: гуминовая кислота, C 40 H 24 O 12 ; гейевая кислота, C 40 H 24 O 14 ; апокреновая кислота, C 48 H 24 O 24 , креновая кислота, C 24 H 24 O 16 и ульминовая кислота C 40 H 28 O 12 [6].
Поскольку аминокислоты принимают участие в биохимических процессах гумусобразования, являются биологически активными веществами, источниками азота для растений и микроорганизмов. Изучение аминокислотного состава почв влажных субтропиков Ленкоранской зоны представляет определенный интерес и является актуальной в современных почвенно-экологических исследованиях. Различия в составе отдельных аминокислот обусловлены условиями образования гумуса и свидетельствуют о единстве строения гидролизованных частей гуминовых кислот независимо от типа почвы. В кислых гидролизатах (гуминовых кислот) почв обнаружено 16 аминокислот, среди которых преобладают аспарагиновая кислота, аргинин, треонин, гистидин и другие [9, 10].
Содержание аминокислот в гуминовых кислотах определяется характером гумификации органического вещества в отдельных типах почв. Математическая обработка данных диагностики основных типов и подтипов почв массива и многолетней урожайности основных сельскохозяйственных культур — цитрусовых садов, чайных плантаций и зерновых культур показала тесную взаимосвязь между ними [8].
В пределах региона исследования экологические условия гумусообразования в различных ландшафтах последовательно меняются от более гумидных к менее гумидным почвам. Аллювиальные серо-коричневые почвы резко отличаются от других типов по запасам гумуса и азота. Рельеф территорий распространения подтипов почв, сезонные речные паводки, поверхностные и подземные воды, формирование генетического профиля почв и, в частности, развитие растительности оказывают существенное влияние на количество гумуса. Существующие благоприятные условия рельефа и увлажнения приводят к интенсивному развитию на участке луговых растений, поверхностной и густой каймированной корневой массы различных злаков и образованию мощного (35–45 см) аккумулятивного слоя гнили с проросшей зернистой структурой.
Почва является ключевым элементом глобального углеродного цикла. Запасы органического углерода в почве являются крупнейшим хранилищем углерода экосистемы в мире. Это необходимо для улучшения качества почвы, поддержания и улучшения производства продуктов питания, экономии чистой воды и снижения содержания CO 2 в атмосфере [11].
Почвы являются важным компонентом глобального углеродного цикла, могут быть либо нетто-источниками, либо нетто-поглотителями атмосферного диоксида углерода. В данном исследовании были определены запасы органического углерода в почве Лeнкoранского района.
Запасы углерода рассчитываются для глубины почвы от 0 до 100 см. Согласно исследованиям количество его в серо-коричневой — 4,36, бурой — 4,36, бурой без известняка — 6,54, делювиальной — 7,55, аллювиальной — 7,80, аллювиальной береговой
— 8,00, гидроморфной — 12,00 и каштановой почве — 14,90 кг/м2 соответственно. Количество почвенного органического углерода было выше в каштановых и гидроморфных почвах. Каштановые почвы имеют наибольшее количество органического углерода и запасы органического углерода, в то время как углекислый газ был ниже в серо-коричневых и коричневых почвах. В целом видно, что уровень содержания углекислого газа низкий в районах, где используется интенсивная сельскохозяйственная техника, и высокий уровень в лесных районах, расположенных в высокогорных районах.
Методы исследования. Общая площадь пашни составляет 80544.5 га или 33.5% исследуемой территории, где выращиваются виноград, чай, зерновые и овощные культуры. Современные исследования количества органического вещества и фракций гумуса в серобурых почвах, сформировавшихся в субтропической климатической зоне Ленкоранского района Азербайджана — Ленкоранский, Масаллинский, Ярдымлинский, Лерикский, Джалилабадский районы. Определены запасы, фракции и групповой состав гумуса в аллювиально-гидроморфных типах и подтипах почв Ленкоранской низменности. Развитие почвенного профиля изменяется от 0 до 100 см в слое 123–596 т/га. Метод И. В. Тюрина применен для определения фракционного состава гумуса. Среднее количество органического углерода в почве (кг/м2) рассчитывали по каждому горизонту, взятому из 11 GSG и на глубине почвы от 0 до 100 см. Органический углерод почвы был рассчитан [4] из органического вещества почвы, и в настоящем исследовании был использован коэффициент преобразования 0,58.
Обсуждение результатов. Гуминовые кислоты коричневых почв менее дисперсны по сравнению с бурыми почвами. Коагуляция началась сразу при прибавлении электролита и полностью завершилась через 4 часа. Способность гуминовых кислот к коагуляции, характеризующая степень их дисперсности, имеет большое значение в миграции гумусовых веществ в почвенных процессах. Основная масса гумусовых веществ извлекается из верхних горизонтов А 1 , что связано со слабым закреплением их минеральной частью почвы. С увеличением рН реагента увеличивается общий выход гумусовых веществ. Следует отметить значение в жизни почвы реакции органических и минеральных компонентов. Результаты многочисленных исследований показывают, что степень обуглероженности и дегидрированности зависит от продолжительности гумификации. Содержание азота обусловлено составом растительных остатков и наличием микрофлоры. Серо-коричневые почвы мезофильных лесов отличаются слабой степенью обуглероженности — 52,1–51,6%, высоким содержанием водорода — 5,59–5,39%. Содержание кислорода сравнительно меньше чем в бурых горнолесных почвах. Общее количество аминокислот в исследованных почвах изменяется в пределах 62,38–82,07 мг/г препарата гуминовых кислот. Когда количество аминокислот повышается, степень конденсированности молекул гуминовых кислот снижается. Надо отметить, что общее количество аминокислот хорошо коррелирует со степенью конденсированности молекул ароматического ядра гуминовых кислот. Гумус в почве представлена фракциями 1 мм. Фракция диаметром от 0,5–0,25 мм характеризуются повышенным содержанием гумуса 1,52 при 1,43% в почвах. Илистая фракция полученная не осаждением кислотой, а с помощью центрифугирования содержала меньше гумуса, чем почва 0,13–0,28%.
Как видно из Таблицы 1, рН водного раствора в слое почвы 0–25 см составил 7,8, а в слое 50–100 см с увеличением глубины — 7,4. Определение отношения Cг:Cф также является ценным диагностическим показателем типов почв и имеет большое значение при палеогеографическом изучении почв. Суммарное содержание гумуса в иле и растворе составляло 1,47%, а в верхнем горизонте почвы 2,87%.
ПОКАЗАТЕЛИ ОСНОВНЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В СЛОЯХ ПОЧВЫ
Таблица 1
Слои почвы, глубина, см |
рН (в водном растворе) |
Общий гумус % |
Гуминовые кислоты % (высушенные 50– 60 °С) |
Фульвокислоты % |
C г :С ф |
A 1 0–25 |
7,8 |
2,87 |
28,17 |
29,72 |
0,94 |
A''25–50 |
7,9 |
1,90 |
29,6 |
24,17 |
0,87 |
B 50–100 |
7,4 |
0,85 |
30,9 |
22,19 |
0,95 |
Состав гумуса по структурным фракциям по мере уменьшения диаметра фракций имеет тенденцию к уменьшению подвижности. Содержание гумина (негидролизуемого состава) возрастает по мере уменьшения диаметра фракций от 52% в почве до 69,8% в илистой фракции. Основная масса гуминовых кислот представлена гуматами кальция во всех фракциях. Сумма гуминовых кислот в илистой фракции составляет — 4,3%, при неизменном содержании фульвкислот. По мере уменьшения содержания гумуса, сокращается содержание гумусовых веществ, по всем фракциям агрегатов. Одновременно возрастает содержание в составе гумуса негидролизуемого остатка.
ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФРАКЦИИ СЕРО-БУРЫХ ПОЧВ (АЛЛЮВИАЛЬНО-ГИДРОМОРФНЫХ) ЛЕНКОРАНСКОЙ НИЗМЕННОСТИ
Таблица 2
Генетические слои, см |
рН (в водном растворе) |
Декалцинат |
Азот |
||
общий % |
поглощенный N/NH 3 мкв/кг |
нитратный азот, N/NO 3 мкв/кг |
|||
AUv 0–15 |
7,8 |
1,52 |
0,16 |
17,01 |
9,4 |
AUg 15–35 |
7,9 |
2,27 |
0,09 |
11,6 |
5,3 |
A/Bg 35–70 |
7,4 |
1,81 |
0,05 |
5,0 |
2,4 |
Количество кальцинатов меняется на верхних слоях от 1,52 до 1,81 (Таблица 2). Как известно из предварительных результатов наших исследований, в верхних слоях промытых серо-бурых почв относительно высоко содержание гуминовых кислот, а в нижних — фульвокислот.
В процессе накопления и разложения мертвых органических веществ количество гумуса составляет 65%.
Таблица 3 ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГУМУСА
В ХАРАКТЕРНЫХ ПОЧВАХ РАЙОНОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
Генетические слои, см |
Фосфор Кальций Плотность общий, % переменный, мг/кг общий, обменный, г/см3 % мг/кг |
AUv 0–15 |
0,14 15,9 2,45 275,5 1,20 |
AUg 15–35 |
0,11 9,1 1,87 176,0 1,29 |
A/Bg 35–70 |
0,09 4,5 1,55 106,4 1,33 |
Количество общего азота меняется на верхних слоях от 0,16 до 0,05% (Таблица 2). Как известно из предварительных результатов наших исследований, в верхних слоях промытых серо-бурых почв относительно высоко содержание гуминовых кислот, а в нижних — фульвокислот. Аллювиально-гидроморфные почвы с полным генетическим профилем располагаются на равнинах и слабых микропонижениях бассейна реки Ленкорань, образовавшиеся в результате оптимального воздействия поверхностных и слабоминерализованных (1,6–2,0 г/л) грунтовых вод (1–1,5 м). Количество кальцинатов меняется на верхних слоях от 1,52 до 1,81. Широкое изучение биологических показателей этих земель в последние годы является важным вопросом для создания тематических почвенных карт с использованием ГИС-технологий. Уровень содержания углекислого газа низкий в районах, где используется интенсивная сельскохозяйственная техника, и высокий уровень в лесных районах, расположенных в высокогорных районах. Настоящие данные показали, что осадки, содержание глины и структура землепользования повлияли на количество и запасы органического углерода. Интенсивная технология земледелия без надлежащего управления на участках явилась причиной быстрого разложения по сравнению с почвами нулевой обработки.
Список литературы Содержание гумуса в почвах Ленкоранской низменности
- Алиева Б. Б. К изучению гумусного состояния лугово-коричневых почв // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 96-100. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/13
- Алиева Б. Б., Мамедзаде В. Т. Взаимосвязь между микробиологическими показателями содержанием гумуса в горно-лесных бурых почах // Сборник трудов Общества почвоведов Азербайджана. 2019. Т. 15. С. 121-125.
- Бабаев М. П., Гасанов В. Х., Гусейнова С. М. Морфогенетические характеристики, номенклатура и таксономия почв Азербайджана. Баку, 2011. 448 с.
- Blanco‐Canqui H., Benjamin J. G. Impacts of soil organic carbon on soil physical behavior // Quantifying and modeling soil structure dynamics. 2013. V. 3. P. 11-40. https://doi.org/10.2134/advagricsystmodel3.c2
- Hasanova T. A., Mammadova G. I., Bunyatova L. N., Gahramanova A. Ya. Importance of Biodiagnostics and Irrigation Gray-Brown Soils // Universal Journal of Agricultural Research. 2021. V. 9. №3. P. 63-69. https://doi.org/10.13189/ujar.2021.090301
- Talibi S. M., Hasanova T. A. Environmentally significant indicators of mountain meadow soils in Azerbaijan // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2022. V. 57. №1. P. 102-107. https://doi.org/10.36906/2311-4444/22-1/11
- Hasanova T. A., Samadov P. A. Phytotesting as a biodiagnostical parameter of grey-brown (chestnut) soils in the Karamaryam plateau // Europaische Fachhochschule. 2014. №11. P. 3-5.
- Ибадуллаева С. С., Искендарова А. И. О роде Malva L. во флоре Азербайджана // Известия НАНА, Серия Биология. 2013. №3. С. 127-129.
- Öztürk M., Altay V., Efe R. (ed.). Biodiversity, Conservation and Sustainability in Asia: Volume 1: Prospects and Challenges in West Asia and Caucasus. Springer Nature, 2021.
- Jafarova Sh. Z. Contemporary Fertility Character of the Guba- Khachmaz Zone Mountain- Forest Brown Soils in the Azerbaijan Republic // Journal of Agricultural Science and Engineering. 2015. V. 1. №2. P. 95-100.
- Scott N. A., Tate K. R., Ford-Robertson J., Giltrap D. J., Smith C. T. Soil carbon storage in plantation forests and pastures: land-use change implications // Tellus B: Chemical and Physical Meteorology. 1999. V. 51. №2. P. 326-335. https://doi.org/10.3402/tellusb.v51i2.16301