Содержание меди в нейтрофилах крови животных при остром и хроническом действии сероводорода
Автор: Григорова Н.В., Копейко Д.Г.
Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) Электронный ресурс @vestnik-rsias-online
Рубрика: Прикладные аспекты экологии человека
Статья в выпуске: 2, 2011 года.
Бесплатный доступ
В результате острого воздействия сероводорода наблюдается дефицит меди в нейтрофилах крови животных, а в хроническом эксперименте - повышение концентрации металла. Полученные результаты можно отнести соответственно к стадиям тревоги и истощения общего адаптационного синдрома.
Короткий адрес: https://sciup.org/14315414
IDR: 14315414
Текст статьи Содержание меди в нейтрофилах крови животных при остром и хроническом действии сероводорода
Zaporizhzhian National University, Zaporizhzhya, Ukraine
В результате острого воздействия сероводорода наблюдается дефицит меди в нейтрофилах крови животных, а в хроническом эксперименте – повышение концентрации металла. Полученные результаты можно отнести соответственно к стадиям тревоги и истощения общего адаптационного синдрома.
As a result of sharp influence of the sulphuretted hydrogen there is a deficit of copper in the blood neutrophils animals, and in a chronic experiment is an increase concentration of metal. The goten results could be attributed to the stages of alarm and exhaustion of general adaptation syndrome accordingly.
В литературе недостаточно изучен вопрос о роли меди в механизмах клеточных реакций на действие стрессогенных факторов, что связано с методическими сложностями определения этого металла. Последний, как известно, играет важную роль в системе антиоксидантной защиты организма. Медь нейтрализует свободные радикалы, поскольку является кофактором фермента супероксиддисмутазы [1]. Учитывая это, можно предположить, что изменения клеточной концентрации меди при стрессе являются одним из важных факторов, который обусловливает такую реакцию [2].
В качестве стресс-фактора был выбран сероводород – газ обладающий удушающим и общеотравляющим действием. Вдыхание воздуха с повышенным содержанием сероводорода вызывает раздражение верхних дыхательных путей, повреждение легочной ткани, потерю обоняния и спазм голосовой щели.
Влияние повышенного содержания сероводорода в атмосферном воздухе на состояния здоровья населения является актуальным вопросом экологии и медицины. В крупных промышленных центрах, где расположены предприятия химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, металлургической отраслей, регулярно фиксируются высокие уровни содержания сероводорода в воздухе, в пределах от незначительного (в 1,5 раза выше нормы) и до пятнадцатикратного превышения предельно допустимой концентрации [3].
Исходя из важности биологических функций меди, как эссенциального микроэлемента, стоящего на третьем месте по содержанию в организме человека после железа и цинка, представляло интерес исследование изменения внутриклеточного содержания этого металла в нейтрофильных гранулоцитах крови в условиях острого и хронического стрес-сирования сероводородом. Для цитохимического определения меди использовали высокочувствительную реакцию дитиооксамида. Применение реакции позволило выявить медь в нейтрофилах крови, в цитоплазме которых и находится металл, легко доступный для взаимодействия с дитиооксамидом. Метод защищен патентом на изобретение [4].
Для моделирования ситуации токсического действия сероводорода в эксперименте были использованы белые нелинейные мыши и крысы. Подопытных животных помещали в герметично закрывающуюся камеру, в которой находилась емкость объемом 100 мл, содержащая дистиллированную воду, 50 г сульфида натрия и 20 мл концентрированной серной кислоты. Животные находились в камере на протяжении 2 часов в остром эксперименте. В хроническом эксперименте такую процедуру повторяли на протяжении 3 суток.
После окрашивания мазков крови животных дитиооксамидом, на препаратах в цитоплазме нейтрофилов выявляются гранулы темно-зеленого цвета. Количество окрашенных гранул является показателем содержания меди в клетках. В дальнейшем интенсивность цитохимической реакции оценивали полуколичественным методом по трехбальной системе.
В контрольных (интактных) группах мышей и крыс интенсивность цитохимичной реакции дитиооксамида в нейтрофильных гранулоцитах составляла 0,5±0,05 и 0,6±0,06 условных единиц соответственно. В результате острого стрессирования дефицит меди в нейтрофильных гранулоцитах крови мышей составлял 20 % (0,4±0,04 условных едини; р > 0,05), а у крыс – 17 % (0,5±0,06 условных единиц; р > 0,05). Многоразовое влияние сероводорода вызвало повышение внутриклеточного содержания меди у мышей на 33 % (0,7±0,06 уловных единиц.; р > 0,05) и на 40 % (0,8±0,07 условны единиц; р < 0,05) у крыс.
Прикладные аспекты экологии человека
ÐÀЗÄÅЛ 3
Дефицит меди в нейтрофилах крови остро стрессированных мышей и крыс отвечает стадии тревоги общего адаптационного синдрома, а накопление металла в исследуемых клетках животных в условиях хронического эксперимента – стадии истощения стресса.
Список литературы Содержание меди в нейтрофилах крови животных при остром и хроническом действии сероводорода
- Богословская О. А. Изменение активности супероксиддисмутазы, глутатионпероксидазы, микросомального перекисного окисления липидов и микроэлементного состава органов и тканей при введении меди/О. А. Богословская, И. П. Ольховская, Н. Н. Глущенко//Серия биологическая. -2000. -№2. -С. 164-169.
- Григорова Н.В. Содержание цинка и меди в гранулоцитах крови у лиц с иммунодефицитом/Н.В. Григорова, Ю.В. Ещенко, В.Д. Бовт [и др.]//Микроэлементы в медицине. -2006. -Т. 7, № 4. -С. 65-67.
- Скальный А. В. Диагностика и профилактика микроэлементозов с учетом результатов медико-экологической экспертизы/А. В. Скальный. -СПб.: СПб ГМА им. И.И. Мечникова, 2000. -175 с.
- Пат. на корисну модель 23158 Україна, МПК G01N 1/28 Спосiб визначення мiдi в гранулоцитах кровi/Григорова Н. В., Ещенко Ю. В., Бовт В. Д., Ещенко В. А.; заявник i патентоволодар Державний вищий навчальний заклад “Запорiзький нацiональний унiверситет” Мiнiстерства освiти i науки України. -№ 200613382; заявл. 18.12.2006; опубл. 10.05.2007, Бюл. № 6.