Содержание плутония в растениях на территории Обнинска, прилегающей к хранилищу радиоактивных отходов

Автор: Эдомская М.А., Лукашенко С.Н., Шаврина К.Е., Казакова Е.А., Макаренко Е.С., Шаповалов С.Г.

Журнал: Радиация и риск (Бюллетень Национального радиационно-эпидемиологического регистра) @radiation-and-risk

Рубрика: Научные статьи

Статья в выпуске: 4 т.33, 2024 года.

Бесплатный доступ

Плутоний - радиоактивный элемент с большим периодом полураспада и высокой радиотоксичностью. Источником антропогенного плутония являются ядерные испытания, аварии на атомных электростанциях, утечки с предприятий ядерного топливного цикла, включая места захоронения ядерных материалов. Одним из первых хранилищ радиоактивных отходов на территории России является хранилище, расположенное в г. Обнинске. В 1998-1999 гг. была зафиксирована утечка радионуклидов. В 1999 г. на территории хранилища проведён комплекс защитных инженерных мероприятий. Дальнейшие исследования показали, что как на территории самого хранилища, так и прилегающей к ней, находятся локальные очаги радиоактивного загрязнения преимущественно 90Sr. В статье представлены результаты исследования содержания изотопов плутония в растительности, произрастающей вблизи границы хранилища радиоактивных отходов, расположенного в Обнинске. Анализ содержания 239+240Pu в образцах проводили методом альфа-спектрометрии с предварительным радиохимическим выделением. В ходе работ установлено, что содержание плутония в корнях травянистой растительности колеблется от (7,9±2,0)∙10-2 Бк/кг до (1,7±0,1)∙100 Бк/кг, в надземной части от (3,4±1,0)∙10-2 Бк/кг до (1,2±0,4)∙10-1 Бк/кг. Распределение концентраций 239+240Pu в разных частях луговой растительности соотносится с литературными данными, что свидетельствует о накоплении плутония преимущественно в корневой системе растений. Диапазон содержания 239+240Pu в частях кустарников находится в пределах от (4,0±1,4)∙10-2 Бк/кг в ветвях до (9,0±2,7)∙10-1 Бк/кг в кистях с ягодами для смородины белой, и от (4,0±1,4)∙10-2 Бк/кг в ветвях до (3,0±0,9)∙10-1 Бк/кг в листьях для лещины обыкновенной. Концентрации 239+240Pu в органах и тканях древесной растительности имеют широкий диапазон и составляют от (3,4±1,0)∙10-3 Бк/кг до (4,2±1,3)∙100 Бк/кг. Наибольшая концентрация плутония отмечается в коре деревьев.

Еще

Плутоний в растительности, изотопы плутония, радиоактивные отходы, радиохимический анализ, альфа-спектрометрия, загрязнение растений, концентрация плутония в растениях, миграция плутония, радиационная биология, охрана окружающей среды и безопасность

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/170207408

IDR: 170207408   |   УДК: 621.039.76:581.5:546.799.4.02   |   DOI: 10.21870/0131-3878-2024-33-4-58-67

Текст научной статьи Содержание плутония в растениях на территории Обнинска, прилегающей к хранилищу радиоактивных отходов

Среди радиоактивных элементов плутоний привлекает особое внимание в связи с его большим периодом полураспада и высокой радиотоксичностью [1, 2]. Плутоний в окружающей среде имеет преимущественно техногенное происхождение. Источниками антропогенного плутония являются атмосферные, наземные и подземные ядерные взрывы, аварии на атомных предприятиях и электростанциях, выбросы и сбросы предприятий по переработке и захоронению, аварии транспортных средств, перевозящих ядерные материалы и т.д. Хранилища радиоактивных отходов (РАО) являются возможными источниками поступления радионуклидов, включая изотопы плутония, в окружающую среду. Особую опасность представляют хранилища РАО, созданные на заре развития атомной промышленности [3] и не отвечающие современным требованиям безопасности. В настоящее время известны случаи утечки радионуклидов, в том числе плутония, из ёмкостей хранилищ с дальнейшим их поступлением в окружающую среду [4-8].

Эдомская М.А. – зав. лаб., к.б.н.; Лукашенко С.Н. – гл. науч. сотр., д.б.н.; Шаврина К.Е.* – мл. науч. сотр.; Казакова Е.А. – ст. науч. сотр., к.б.н.; Шаповалов С.Г. – науч. сотр., к.б.н. НИЦ «Курчатовский институт» – ВНИИРАЭ.

Одним из первых хранилищ РАО на территории России является хранилище РАО, расположенное в Обнинске. На территории данного хранилища велось захоронение РАО предприятий Москвы, Санкт-Петербурга и Обнинска в период с 1959 по 1961 гг. [9]. В настоящее время хранилище обнесено железобетонным ограждением, оснащённым в верхней части дополнительным инженерно-физическим барьером [10]. В период с 1998 по 1999 гг. фиксировалось увеличение объёмной активности 90Sr и 137Cs в наблюдательных скважинах, расположенных на территории объекта. Результаты частичного вскрытия ёмкостей хранения РАО выявили утечку радионуклидов из ёмкости хранилища за счёт потери её герметичности. В 1999 г. был реализован ряд инженерных защитных мер для ликвидации утечки [11]. Дальнейшие исследования показали, что на территории объекта и на территории, прилегающей к ней, находятся локальные очаги загрязнения вод, почв и растительности преимущественно 90Sr [9, 10].

В 2020-2021 гг. проведено исследование содержания изотопов плутония в почвах между юго-восточной границей хранилища и заболоченной территорией. В результате работ установлено, что удельные активности 239+240Pu в 5-см слое почвы варьируют: 3,7-9,6 Бк/кг со средним значением в 6,7 Бк/кг, что превышает уровень глобальных выпадений плутония на порядок величины. Отмечается его неравномерное распределение по глубине почвенного горизонта, с концентрациями до 12 Бк/кг, что указывает на его поступление с грунтовыми водами [12].

Учитывая повышенное содержание плутония в почве, можно предположить, что содержание 239+240Pu в растительности также повышено. Количественное определение содержания плутония в растительности может дать более полноценную оценку радиоэкологической ситуации вблизи хранилища РАО в Обнинске.

Целью данной работы является оценка содержания 239+240Pu в древесной, кустарниковой и травянистой растительности, произрастающей на территории, прилегающей к хранилищу РАО, расположенному в Обнинске.

Материалы и методы

Отбор растительности проводился 13 июля 2022 г. в пределах 50-м зоны от границы хранилища в юго-восточном направлении (рис. 1).

Прилегающая территория к хранилищу РАО в Обнинске характеризуется дикорастущей растительностью. В 50-ти метрах в юго-западном направлении расположена заболоченная притеррасная впадина. Территория характеризуется слаборазвитыми дерновыми почвами. Мёртвый покров характеризуется покрытием в 10%, полуразложившийся, мощностью в 1 см, неравномерный, состоит из сухих листьев деревьев, сухой хвои, веток.

Ассоциация: снытно-копытенево-зеленчуковая ( Galeobdolon luteum L. + Asarum europaeum L. + Aegopodium podagraria L. ) с древесным ярусом с преобладанием берёзы повислой ( Betula pendula Roth. ). Степень сомкнутости крон древостоя 80%, характеризуется равномерной густотой ярусов с небольшими окнами. Состояние возобновляемого древостоя хорошее.

Сомкнутость полога подлеска составляет 30%. Преобладающими видами являются: лещина обыкновенная ( Corylus avellana (L.) H.Karst. ), рябина обыкновенная ( Sorbus aucuparia L. ), смородина белая ( Ribes niveum Lindl. ).

Общее проективное покрытие почвы травостоем 90%. Высота травостоя составляет 41 см. Состояние травостоя характеризуется 3 ярусами. Средняя высота растений подъяруса: I подъярус - 78 см; II подъярус - 35 см; III подъярус - 10 см. Преобладающие виды: зеленчук жёлтый

( Galeobdolon luteum L. ), копытень европейский ( Asarum europaeum L. ), сныть обыкновенная ( Aegopodium podagraria L.).

- ограждение хранилища радиоактивных отходов

- места отбора проб растительности

Рис. 1. Участок отбора проб растительности с территории, прилегающей к хранилищу РАО в Обнинске для определения концентраций изотопов плутония.

Растительность отбирали с разделением на части. Для травянистой растительности - копытень европейский ( Asarum europaeum L. ), сныть обыкновенная ( Aegopodium podagraria L. ), папоротник кочедыжник ( Athyrium L. ), зеленчук жёлтый ( Galeobdolon luteum L. ), хвощ зимующий ( Equisetum hyemale L. ) на надземную и корневую части. Древесную растительность - берёза повислая ( Betula pendula Roth. ), ель обыкновенная ( Picea abies (L.) H.Karst. ), рябина обыкновенная ( Sorbus aucuparia L. ), ива ломкая ( Salix fragilis L. ) - разделяли на листья или хвою, ветви различного диаметра, а также (для ивы) кора, луб и мох. Отбор кустарниковой растительности - смородина белая ( Ribes niveum Lindl. ), лещина обыкновенная ( Corylus avellana (L.) H.Karst. ) - осуществляли с разделением на надземную часть (ветви, листья и грозди с ягодами) и корневую систему.

Пробы травянистой растительности общей массой 2 кг отстригали ножницами. Корни растений выкапывали с почвой и очищали встряхиванием. Листья и хвою отбирали на разных ветках во всех направлениях. Листву отбирали вместе с черешками. Для отбора мелких побегов и ветвей использовали секаторы, большие ветви единично спиливали пилой. Образцы помещали в полиэтиленовые пакеты и маркировали. После каждого отбора использованное оборудование промывали водой, а затем вытирали бумажными салфетками.

Определение удельной активности плутония в образцах растительности, а также контроль анализа проводили согласно методике [13]. Для этого образцы растений промывали в водопроводной воде и ополаскивали дистиллированной водой, высушивали в сушильном шкафу при температуре 75 °C до постоянного веса. Сухие образцы измельчали и озоляли в муфельной печи при температуре 500 °C, регулярно перемешивая.

Далее проводили радиохимическое выделение плутония. Функциональная схема определения удельной активности плутония представлена на рис. 2.

Рис. 2. Функциональная схема определения удельной активности плутония в почвах, грунтах, донных отложениях и растениях.

Измерение удельной активности изотопов плутония в полученных источниках проводили методом альфа-спектрометрии. Источники располагали на расстоянии 5 мм от детектора. Измерения проводили на альфа-спектрометре МКС-01А «МУЛЬТИРАД-АС» (ООО «НТЦ Амплитуда», Россия).

Удельную активность изотопов плутония определяли из соотношения регистрируемых импульсов 239+240Pu и предварительно внесённого 242Pu в качестве изотопной метки.

Результаты и обсуждение

Удельная активность 239+240Pu в образцах рассматриваемых видов растений представлены на рис. 3-5.

Рис. 3. Содержание 239+240Pu в травянистой растительности, произрастающей на территории, прилегающей к хранилищу РАО в Обнинске.

Данные анализа удельной активности плутония в травянистой растительности (рис. 3) свидетельствуют, что наибольшие значения его содержания наблюдаются для корневых систем. При этом более широкий диапазон концентраций плутония отмечается для корневой системы, составляя (7,9±2,0)∙10-2 – (1,7±0,1)∙100 Бк/кг, в то время как для надземной части концентрации плутония варьируют от (3,4±1,0)∙10-2 Бк/кг до (1,2±0,4)∙10-1 Бк/кг. Вместе с тем в травостое нижнего подъяруса (копытень европейский) различие в накоплении плутония между надземной частью и корневой системой практически нет, а у трав более высокого подъяруса (сныть обыкновенная, зеленчук жёлтый) отличие отмечается. Однако, преобладание накопления плутония в корневой системе хвоща зимующего не фиксируется. Это может быть связано с его строением (жёсткие и крепкие стебли), а также, что он относится к голосеменным растениям. Установление распределения накопления плутония в разных частях рассматриваемых видов травянистой растительности требует дополнительных исследований.

По литературным данным распределение плутония в надземной части и корневой системе для луговой растительности, произрастающей в зоне воздействия радиоактивных осадков, вызванных аварией на Чернобыльской АЭС [14] и на территории Семипалатинского испытательного полигона [15] имеют аналогичное распределение.

Диапазон содержания 239+240Pu в кустарниках находится в пределах от (4,0±1,4)∙10-2 Бк/кг до (9,0±2,7)∙10-1 Бк/кг (рис. 4). Наибольшие концентрации плутония для лещины обыкновенной отмечаются в листьях (3,0∙10-1 Бк/кг). Наибольшее содержание плутония у смородины белой наблюдается для кистей с ягодами (9,0∙10-1 Бк/кг). В целом, содержание плутония в разных частях смородины белой можно ранжировать в следующий ряд: кисти с ягодами (9,0∙10-1 Бк/кг) > корневая система (2,0∙10-1 Бк/кг) > листья (7,8∙10-2 Бк/кг) > ветви (4,0∙10-2 Бк/кг).

  • ■ Корни         ■ Ветки          □ Грозди с ягодами □ Листья

  • □ Ветки <0,5 см   ПВетки 0,5-3 см □ Ветки 3-6 см

1.Е+01

Рис. 4. Содержание 239+240Pu в кустарниках, произрастающих на территории, прилегающей к хранилищу РАО в Обнинске.

Полученное распределение концентраций плутония по вегетативным органам смородины хорошо соотносятся с распределением плутония в вегетативных органах смородины чёрной, произрастающей в 30-км зоне Горно-химического комбината [16]: ягоды (до 8,8∙10-1 Бк/кг) > листья (до 4,0∙10-1 Бк/кг) > ветви ((1,0-5,6)∙10-2 Бк/кг).

□ Ветки >10 см □ Листья ВКора       ЭМох        ЕПобеги

□ Ветки 3-6 см ВВетки <0,5 см □Ветки 0,5-3 смВХвоя        □Ветки 1-2 см

1.Е+00

Рис. 5. Содержание 239+240Pu в древесной растительности, произрастающей на территории, прилегающей к хранилищу РАО в Обнинске.

Концентрации 239+240Pu в древесной растительности имеют широкий диапазон до 3-х порядков величины и составляют от n∙10-3 до n∙100 (рис. 5). Распределение содержания изотопов плутония в структурных элементах ствола ивы ломкой свидетельствует, что накопление плутония происходит преимущественно в коре дерева. Древесина ивы ломкой практически не накапливает плутоний. Данные по содержанию плутония в древесной растительности в литературных источниках крайне ограничены. Результаты исследования накопления плутония сосной, произрастающей на территории следа наземного ядерного взрыва, проведённого на Семипалатинском испытательном полигоне, свидетельствуют, что его содержание в коре дерева выше, чем в древесине, однако, данная разница менее выражена и составляет один порядок величины [17, 18].

Неравномерное распределение концентраций плутония в органах и тканях растений вероятно связано с рядом факторов. Во-первых, с физиологическими особенностями разных частей растений, таких как особенности питания разных органов и тканей, их структура и клеточное строение, выполняемые функции в жизнедеятельности растений и др. Во-вторых, возможно имеет место вторичное загрязнение пористой структуры коры и листьев растений вследствие подъёма мелкодисперсной пыли от почвы, содержащей плутоний.

Заключение

Таким образом, в рамках настоящего исследования проанализировано содержание 239+240Pu в травянистой растительности, кустарниках и деревьях на территории, прилегающей к хранилищу РАО в Обнинске. В ходе работ установлено, что наибольшее накопление изотопов плутония фиксируется в корневой системе травянистой растительности. По содержанию изотопов плутония вегетативные органы смородины белой можно ранжировать в следующий ряд: кисти с ягодами (9,0∙10-1 Бк/кг) > корневая система (2,0∙10-1 Бк/кг) >листья (7,8∙10-2 Бк/кг) > ветви (4,0∙10-2 Бк/кг).

Содержание 239+240Pu в разных частях деревьев варьирует в широком диапазоне, достигая 3-х порядков величины от n∙10-3 до n∙100 Бк/кг. Распределение изотопов плутония по структурным элементам ствола ивы ломкой свидетельствует, что его накопление происходит преимущественно в коре дерева, а древесина практически не накапливает плутоний.

Список литературы Содержание плутония в растениях на территории Обнинска, прилегающей к хранилищу радиоактивных отходов

  • Safe Handling of Radionuclides. 1973 Edition. IAEA Safety Standards. Safety Series No. 1. Vienna: IAEA, 1973. 93 p.
  • Конопля Е.Ф., Кудряшов В.П., Гриневич С.В., Король Р.А., Бажанова Н.Н., Быковский В.В. Трансурановые элементы на территории Белоруссии //Радиационная биология. Радиоэкология. 2009. Т. 49, № 4. С. 495-501.
  • Козьмин Г.В., Сынзыныс Б.И., Васильева А.Н., Бахвалов А.В. Ядерное наследие. Радиационно-экологическая оценка Обнинского регионального хранилища РАО //Вестник РАЕН. 2012. № 4. С. 46-51.
  • Plutonium Handbook. Eds.: D.L. Clark, D.A. Geeson, R.J.Jr. Hanrahan. Environmental Chemistry of Plutonium. 2nd ed., vol. 4. La Grange Park, Illinois, USA: American Nuclear Society, 2019.
  • Трансурановые элементы в окружающей среде /под ред. У.С. Хэнсона; сокр. пер. с англ. Г.Н. Романовой; под ред. Р.М. Алексахина. М.: Энергоатомиздат, 1985. 344 с.
  • Ibrahim S.A., Morris R.C. Distribution of plutonium among soil phases near a Subsurface Disposal Area in Southeastern Idaho, USA //J. Radioanalyt. Nucl. Chem. 1997. V. 226, N 1-2. P. 217-220.
  • Gallaher B.M., Efurd D.W., Rokop D.J., Benjamin T.M., Stoker A.K. Survey of plutonium and uranium atom ratios and activity levels in Mortandad Canyon. Report LA-13379-MS. Los Alamos, New Mexico (US): Los Alamos National Laboratory, 1997.
  • Markham O.D., Puphal K.W., Filer T.D. Plutonium and americium contamination near a transuranic storage area in Southeastern Idaho //J. Environ. Qual. 1978. V. 7, N 3. P. 422-428.
  • Васильева А.Н. Оценка влияния регионального хранилища радиоактивных отходов на окружающую природную среду и население //Известия вузов. Ядерная энергетика. 2007. № 3, вып. 1. С. 65-73.
  • Вайзер В.И., Козьмин Г.В., Васильева А.Н., Бахвалов А.В. Радиационно-экологическая обстановка в районе размещения Обнинского регионального хранилища радиоактивных отходов //Радиация и риск. 2012. Т. 21, № 3. С. 97-105.
  • Васильева А.Н., Козьмин Г.В., Латынова Н.Е., Старков О.В., Вайзер В.И. Общие закономерности загрязнения геосистем в районе размещения регионального хранилища радиоактивных отходов //Известия вузов. Ядерная энергетика. 2007. № 2. С. 64-74.
  • Эдомская М.А., Лукашенко С.Н., Шупик А.А., Коровин С.В., Томсон А.В. Оценка содержания изотопов плутония в почве в районе размещения хранилища радиоактивных отходов в городе Обнинске //Радиация и риск. 2022. Т. 31, № 4. С. 73-81.
  • Edomskaya M.A., Lukashenko S.N., Stupakova G.A., Kharkin P.V., Gluchshenko V.N., Korovin S.V. Estimation of radionuclides global fallout levels in the soils of CIS and eastern Europe territory //J. Environ. Radioact. 2022. V. 247. Р. 106865. DOI: 10.1016/j.jenvrad.2022.106865.
  • Шуранкова О.А., Кудряшов В.П. Поступление трансурановых элементов (239+240Pu, 241Am) Чернобыльского происхождения в луговую растительность //Проблемы здоровья и экологии. 2006. № 1 (7). С. 67-71.
  • Воротило М.К. Нахождение плутония в почвах и растительности из прилегающих районов бывшего Семипалатинского испытательного полигона (СИП) //Проблемы геологии и освоения недр: труды XX Международного симпозиума им. академика М.А. Усова студентов и молодых учёных, посвящённого 120-летию со дня основания Томского политехнического университета, 4-8 апреля 2016 г.: в 2 т. Томск: Изд-во ТПУ, 2016. Т. 2, С. 110-112. 16. Дементьев Д.В. Радиоэкологические исследования лесных экосистем центральной части Красноярского края в зоне влияния предприятия ЯТЦ //Радиoэкология XXI века: материалы Международной научно-практической конференции, 14-16 мая 2012 г. Красноярск: СФУ, 2012. С. 258-260.
  • Ларионова В.Н., Иванова А.Р., Айдарханов А.О. Содержание искусственных радионуклидов в Pinus silvestris на следах радиоактивных выпадений, образовавшихся после первого наземного ядерного испытания на Семипалатинском испытательном полигоне //Вестник НЯЦ РК. 2019. № 3. С. 143-146.
  • Lukashenko S.N., Edomskaya M.A. Plutonium in the environment: sources, dissemination mechanisms, and concentrations //Biology Bulletin. 2022. V. 49, N 11. P. 2081-2107.
Еще