Сохранение памяти о подвиге чекистов в топонимической системе
Автор: Соловьева Светлана Васильевна
Журнал: Грани познания @grani-vspu
Рубрика: История
Статья в выпуске: 3 (37), 2015 года.
Бесплатный доступ
Освещается проблема сохранения исторической памяти в форме наименования именами героев - чекистов, защищавших Сталинград в составе 10-й дивизии НКВД, улиц, переулков и площадей города - героя Волгограда
Великая отечественная война, чекисты, сталинградская битва, названия улиц, топоним, историческая память
Короткий адрес: https://sciup.org/14822253
IDR: 14822253
Текст научной статьи Сохранение памяти о подвиге чекистов в топонимической системе
Улицы с именами героев Великой Отечественной войны стали адресом для многих тысяч горожан. Но с годами судьбы этих имен забываются. Подвиг сражавшихся воинов под Сталинградом получил признание жителей всей Земли. Сотни улиц, площадей, станций метро, набережных и других городских объектов по всему миру названы в честь Сталинградской битвы. Только в одном Волгограде более 400 улиц названы именами героев битвы на Волге [1, с. 43].
Традиция, связанная с наименованием улиц и площадей в честь защитников Сталинграда, возникла сразу после победного мая 1945 г. Пионерами в этом благородном начинании стали сотрудники правоохранительных органов города. В 1947 г. сотрудники МГБ и МВД по Сталинградской области выступили с предложением о возведении памятника офицерам контрразведки Сталинградского фронта, солдатам и офицерам 10-й дивизии войск НКВД и сотрудникам милиции, павшим смертью храбрых при защите Сталинграда. Этот монумент был открыт 28 декабря 1947 г. и получил название «Памятник чекистам». Памятник вместе с разбитым рядом сквером стал первым в истории СССР мемориалом в честь сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга в дни Великой Отечественной войны [2, с. 117].
На правом берегу р. Царицы, где соединяются Центральный и Ворошиловский районы г. Волгограда, и сейчас стоит лицом к великой р. Волге бронзовая фигура воина-чекиста с высоко поднятым мечом в руке как символом мужества, стойкости и отваги советских чекистов.
Надпись на гранитной мемориальной доске гласит: «Чекистам, офицерам контрразведки Сталинградского фронта, солдатам и офицерам 10-й дивизии войск НКВД, работникам милиции, погибшим при защите города от немецко-фашистских захватчиков. Август 1942 г. – февраль 1943 г.».
К нему приходят поклониться и старые и молодые волгоградцы, гости из разных уголков нашей необъятной Родины и из-за рубежа. Они склоняют головы перед мужеством защитников Сталинграда, восхищаются подвигом героев. Сюда приносят цветы и приводят детей. У памятника павшим воинам-чекистам, думая о будущем, люди вспоминают тех, кто погиб защищая вечный огонь жизни.
В 1965 году решением Исполнительного комитета Волгоградского городского совета депутатов трудящихся № 7 / 120 от 12 марта 1965 г. площадь, на которой установлен памятник, получила название площади Чекистов [4, с. 113]. В 1951 г. одной из улиц Тракторозаводского района решением исполкома Горсовета № 15/ 469 было присвоено наименование улицы Чекистов [5, с. 72].
В 1982 г. решением исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов от 06.08.1982 № 15/293 улица Сурская переименована в улицу имени 10-й дивизии НКВД [6, с. 42].
Кроме того, 8 улиц нашего города носят имена героических защитников- бойцов 10-й дивизии войск НКВД. Это улицы имени Михаила Чембарова, Петра Круглова, Александра Беляева, Алексея Ващенко и Николая Сарафанова в Советском районе, улица имени Михаила Балонина в Центральном районе, улица имени Афанасия Карпова в Тракторозаводском, улица имени Ивана Щербины в Дзержинском районе.
Большую роль в оборонительных боях и разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом сыграли советские чекисты. Работники территориальных органов государственной безопасности, во- енные контрразведчики, личный состав частей и подразделений войск НКВД самоотверженно выполняли свой служебный и воинский долг, показывая образцы отваги, смелости, верности своей Отчизне. Многие из них отдали жизнь или пролили кровь, защищая под Сталинградом нашу Родину.
10-я дивизия НКВД была сформирована на территории Сталинградской области по приказу НКВД СССР № 0021 от 05.01.1942 г. во исполнение Постановления ГКО СССР № 1099-сс от 04.01.1942 г. «Об организации гарнизонов войск НКВД в городах, освобождаемых КА» в составе 41-го пограничного полка НКВД, 269, 270, 271, 272, 273 стрелковых полков НКВД, отдельной роты боевого обеспечения, отдельной медико-санитарной роты, с подчинением начальнику областного управления НКВД А.И. Воронину (с 5 февраля 1943 г. наименование 10 стрелковая Сталинградская ордена Ленина дивизия внутренних войск НКВД).
В рядах легендарной дивизии сражались три тыс. сталинградцев. В начале 1942 г. формирование дивизии было закончено и части приступили к регулярным занятиям. Одновременно с учебой воины дивизии участвовали в охране ряда объектов города и в действиях по ликвидации вражеских десантов и агентуры, выполняли задачи по охране правопорядка в Сталинграде и в Сталинградской области, в Воронеже, войскового тыла Юго-Западного фронта, Воронежского фронта, Сталинградского фронта, в борьбе с разведывательно-диверсионными группами противника. В начале августа усилиями воинов были построены оборонительные батальонные районы, вырыты противотанковые рвы, установлены минные заграждения, построены баррикады и другие препятствия.
Воины-чекисты 10-й дивизии НКВД одними из первых встретили врага в августе – сентябре 1942 г. На одном из участков боев в районе Дар-горы (Советский район города Волгограда) 17-го сентября из оборонявшегося подразделения 270-го полка осталось в живых только четверо. За день боя у каждого на счету были десятки уничтоженных фрицев.
Фашисты бросали листовки с угрозами: «Чекистов в плен не берем. Расстреливаем на месте» [3, с. 62]. Под командованием младшего лейтенанта П. Круглова, уроженца Горного Алтая, продолжали держать оборону сержант Александр Беляев из Вологодской области, красноармейцы Михаил Чемба-ров и Николай Сарафанов из Ольховского района Сталинградской области.
Перед глазами разрушенный красавец Сталинград, охваченный пламенем пожара, позади – Волга, необъятные просторы советской земли. Но отступать было нельзя. На позиции воинов, лязгая сталью, двинулись вражеские танки. Один, два, три… Их уже двадцать! Им, четверым, предстояло вступить в неравный бой со стальными машинами. Последний приказ командира был краток: «Танки противника уничтожить».
Вражеские машины уже в 200 м от окопов. Выстрелом из противотанкового ружья А. Беляев подбивает головную машину. Счет мужества и бесстрашия открыт. Вторую машину подбивает Н. Сарафанов. Третья вспыхнула от бутылки с зажигательной смесью, брошенной рукой М. Чембарова.
Целый час продолжалась эта беспримерная схватка. Упали на землю, истекая кровью, М. Чемба-ров и Н. Сарафанов. Погиб А. Беляев. Раненый П. Круглов остался один на один с фашистскими танками. Двумя гранатами он подбил еще две вражеские машины, пока, пронизанный пулями, не упал на землю. Потеряв в этом бою до десятка танков, фашисты повернули назад. Сталь покорилась человеческому бесстрашию... П.Круглов, Н.Сарафанов, А.Беляев, М.Чембаров за этот бой были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени [9, с. 154].
О смертельной схватке 4-х воинов-чекистов с фашистскими танками знали все бойцы соединения. Об этом писала дивизионная газета, рассказывали политработники и агитаторы. Героям была посвящена специальная листовка, их семьям были отправлены письма.
В листовке политотдела дивизии говорилось: «Устояли, не ушли со своего рубежа четыре сына советского народа, четыре воина-чекиста. Их имена как сверкающий символ мужества и героизма будут сиять на наших победных знаменах» [10 ,с. 55].
В 1954 г. решением исполкома Горсовета № 20/508 от 25.08. 1954 г. было принято решение о переименовании улиц в честь героев [7, с. 240]. Так в Советском районе нашего города появились улицы
Петра Круглова, Александра Беляева, Михаила Чембарова, улица и переулок имени Николая Сарафа-нова. На указанных улицах были установлены мраморные мемориальные доски с кратким биографическим текстом о героях.
При подготовке проекта решения горисполкома были использованы документы, в которых были искажены фамилия и имя Александра Беляева. В результате этого улица им. Александра Беляева изначально в 1954 г. получила неправильное наименование им. Алексея Белякова. И только спустя 20 лет, в 1973 г. решением исполкома Горсовета № 22/470 от 12.11.1973 г. ошибка была исправлена и улица получила правильное название [8, с. 90].
В 1942 г., после легендарной схватки 4 героев и 20 стальных машин, советским людям было известно, что 4 воин-чекиста в неравном бою пали смертью храбрых. Много лет спустя, среди экскурсантов в Музее обороны г. Волгограда оказался человек в скромном пиджаке с пятью-шестью медалями и орденом на лацкане. Он внимательно слушал рассказ о мужестве защитников Сталинграда в годы Великой Отечественной войны, рассматривал экспонаты музея и улыбался. Экскурсовод обратила внимание присутствовавших на картину, посвященную подвигу четырех воино-чекистов. Художник изобразил борьбу бронебойщиков П. Круглова, А.Беляева, М.Чембарова и Н. Сарафанова с фашистскими танками на Дар-горе. Все они погибли, но свой долг перед Родиной выполнили до конца. Дрогнуло лицо седого человека, когда он услышал среди посмертно награжденных свою фамилию: Сарафанов.
Выяснилось, что история подвига не закончилась в той битве, не все четверо погибли. Двое из них – Николай Сарафанов и Михаил Чембаров – остались в живых, они выжили под градом свинца и стали. Раненого Михаила Федоровича Чембарова вынесли и спрятали местные жители. После госпиталя он вновь воевал на фронте.
Николая Ильича Сарафанова, не зная о том, что он жив, посмертно наградили орденом Отечественной войны I-й степени. Тогда в 1942-м, когда у бойцов с тыла появился немецкий танк, Николай Ильич подпустил его поближе и подбил. Схватив автомат, стал расстреливать выскакивающих из танка немцев. Двоих успел скосить автоматной очередью, а третий выстрелил в него из пистолета. Сарафанов Н.И. потерял сознание.
Он не помнил, сколько времени пролежал в разрушенном окопе. Очнувшись, услышал немецкую речь, фашисты бродили рядом. Николай Ильич старался не выдать себя, ждал, когда немцы уйдут. Первой мыслью было: «Где же мои товарищи? Что с ними?». Затем хотел встать, но не смог, голова в крови, отяжелела, словно свинцовая, не поднять. Руки и ноги, словно ватные. Промелькнула мысль: «Неужели плен?» – «Нет, ни за что!» Кое-как вылез из окопа и ползком добрался до трупа убитой лошади. Мучила жажда, от боли и голода кружилась голова, шумело в ушах.
Ночью по вспыхивающим ракетам пытался определить, где наш передний край, пытался ползти, чтобы выбраться из окружения, но мучили страшные боли в голове. Через сутки поблизости оказались чумазые ребятишки, их Николай Ильич попросил принести чего-нибудь поесть. Они побежали выполнять просьбу и этим привлекли внимание немцев. Четверо немецких автоматчиков силой заставили его подняться и в этот же день Н.И. Сарафанов оказался в лагере для военнопленных на станции Гумрак. Воспоминания о немецком лагере сохранились у Н.И. Сарафанова на всю жизнь, и он не раз рассказывал о них родственникам.
Лагерь для военнопленных представлял собой голое поле под открытым небом, огороженное колючей проволокой, со сторожевыми вышками по углам. Спали на холодной земле, сбившись в кучу, чтобы согреться. Кормили их один раз в сутки вонючей похлебкой. Вскоре начались желудочно-кишечные заболевания. Многие не могли встать. Всех, кто был посильнее, отправили в Германию, а раненых и больных использовали на разных работах. Их, как скот, по 8 человек, опутывали веревкой, запрягали в телегу и заставляли возить бревна и кирпич для строительства оборонительных сооружений. Силы были на исходе. Изнурительные работы и голод сказывались. Чтобы как-то продержаться, по ночам потихоньку варили и ели копыта и кожу убитых лошадей (мясо было съедено самими немцами). Больных военнопленных немцы отвозили в овраг и расстреливали. Нужно было искать выход, а выход был один – бежать.
Однажды представился удобный случай для побега. Как обычно их запрягли в телегу с лесом и заставили везти. Необычную упряжку сопровождал только один конвоир. Когда телега приблизилась к переднему краю, один из пленных бросился на фрица и заткнул ему рот, Н.И. Сарафанов выхватил у конвоира штык. Все было кончено в одно мгновение. Они бросились с другом бежать к советским окопам. Немцы открыли огонь. Когда товарищи уже приблизились к родным окопам, пуля сразила одного из них. Сарафанов Н.И. чудом уцелел и благополучно добрался до своих.
В свою 10-ю дивизию Николай Ильич больше не попал, хотя и пытался. Остался служить в другой части и в ее составе участвовал в уничтожении окруженной группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом, сражался за Тракторный завод. Вновь довелось ему встретиться с фашистскими танками на Курской дуге. При освобождении Украины Н. Сарафанов был тяжело ранен.
После госпиталя, в апреле 1944 г. медицинская комиссия признала Николая Сарафанова негодным к строевой службе. Вернувшись на родину в село Гусевка Ольховского района, он возглавил тракторную бригаду, стране и фронту нужен был хлеб.
А двадцать четыре года спустя, на первой встрече воинов 10-й ордена Ленина Сталинградской дивизии войск НКВД 16.09.1966 г., на которой присутствовал известный поэт К. Симонов, Н.И. Сарафанов встретил своего друга М. Чембарова, чудом оставшегося в живых, который в послевоенные годы жил на станции Петров Вал Камышинского района Волгоградской области.
Разве это не чудо – пройти войну и остаться живым, пережить известие о собственной гибели, умереть и воскреснуть! Нет, это не чудо. Это – русский характер! Это – русский солдат! Только безграничная любовь к Родине и вера в нашу победу, позволили им преодолеть все трудности войны, громить вторгшегося на нашу землю врага и «выжить всем смертям назло».
Именем героя Н.И. Сарафанова (решением исполнительного комитета Городского Совета от 25.08. 1954 г. № 20/508) названа одна из улиц и переулок Советского района города-героя Волгограда (в районе Дар-горы) [7, с. 240].
Николай Ильич лично бывал на «своей» улице. Была организована встреча жителей улицы Сара-фанова с героем. Легендарного защитника благодарили за мужество, проявленное при защите их города, поздравляли, удивлялись его судьбе, просили рассказать подробности боя, обнимали, дарили цветы. А он смущенно улыбался и обстоятельно отвечал на каждый вопрос. В 1990 г. близкие родственники были приглашены на открытие мемориальной доски на улице имени Н.И.Сарафанова.
У Сарафанова Н.И. было много боевых наград, в их числе Орден Отечественной войны I-й степени, Орден Красного Знамени, медали «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», за военно-патриотическую работу среди молодежи в послевоенные годы он был награжден грамотой, подписаной А. Маресьевым и А. Батовым, со всех концов страны приходили письма в его дом, о нем часто писали в газетах.
Родственники Н.И. Сарафанова и, в частности, его правнучка, студентка факультета истории и права Волгоградского государственного социально-педагогического университета Анна Перцева, бережно хранят документы героя-чекиста, ее прадедушки.
Проходят годы. Ряды тех, кто сражался в годы войны, неумолимо редеют. Мы склоняем свои головы перед светлой памятью тех, кто зажег вечный огонь нашего счастливого сегодня. Мы преклоняемся перед подвигом старшего поколения и бережно храним память о павших героях. Формы сохранения исторической памяти различны, и одна из них – наименование улиц именами воинов, которые отдали свою жизнь за будущее своих детей.
Список литературы Сохранение памяти о подвиге чекистов в топонимической системе
- Гончаренко Г.И. Битва на Волге. М., 1974.
- Город-герой на Волге. Путеводитель по историческим местам Волгограда. М., 1963.
- Гуммер И. Железный ветер в лицо.-М., 1973.
- Решение Исполнительного комитета Волгоградского Городского Совета депутатов трудящихся N 7/120 от 12.03.1965 г.//Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф.Р-71. Оп.4. Ед.хр. 253.
- Решение Исполнительного комитета Сталинградского Городского Совета депутатов трудящихся N 15/469 от 16.04. 1951 г.//ГАВО. Ф. Р-71. Оп.1.Ед.хр. 1205.
- Решение Исполнительного комитета Волгоградского Городского Совета народных депутатов N 15/293 от 6.08.1982 г.//ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 4. Ед.хр. 1671.
- Решение Исполнительного комитета Сталинградского Городского Совета депутатов трудящихся N 20/508 от 25.08. 1954 г.//ГАВО. Ф.Р-71. Оп.1. Ед.хр.1450.
- Решение Исполнительного комитета Волгоградского Городского Совета депутатов трудящихся N 22/470 от 12.11.1973 г.//ГАВО. Ф. Р-71. Оп.1. Ед.хр. 852.
- Сараев А.А. Стояли насмерть. Волгоград, 1976.
- Так сражались чекисты. Сборник. Волгоград, 1974.