Соматические права человека и их роль в концепции сервисного государства

Автор: Ермолаев А.Е., Ушанков И.В.

Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu

Рубрика: Теория и практика юридической науки

Статья в выпуске: 4 (79), 2024 года.

Бесплатный доступ

Научная статья посвящена правовому анализу соматических прав человека и их роли в современной концепции сервисного государства. Объем соматических прав человека не может регулироваться конвенциональными средствами. Путем историко-правового анализа устанавливаются особенности генезиса трех признанных поколений прав человека, а также характерные черты соматических прав, которые, по мнению авторов, не могут быть однозначно отнесены ни к одному поколению прав человека в силу детерминированности научно-технических факторов развития медицинских технологий в том или ином государстве. С учетом законодательных актов российской правовой системы последних лет делается вывод, что российский законодатель не идет по пути абсолютного признания всего объема соматических прав человека, а частично легализует некоторые соматические права с учетом устоявшихся в российском обществе духовно-нравственных ценностей; другие соматические права криминализируются и не допускаются к реализации.

Еще

Право, человек, соматические права, государство, гражданин, закон, здравоохранение, поколение

Короткий адрес: https://sciup.org/14131502

IDR: 14131502

Текст научной статьи Соматические права человека и их роль в концепции сервисного государства

А ктивное развитие научно-технических разработок в области медицины и внедрение их в систему здравоохранения населения привело к фундаментальной трансформации взглядов о правах человека в отношении его здоровья и тела.

Результатом таких процессов стало возникновение в научном дискурсе категории «соматические права человека».

В наиболее общем виде под соматическими правами понимается совокупность субъективных прав человека, которые связаны с возможностью распоряжаться своим телом в целом, а также отдельными частями тела, органами и тканями.

Потенциальное распространение идеи о закреплении в законодательстве соматических прав порождает широкий круг морально-этических и правовых проблем.

Следует отметить, что возможность человека распоряжаться своим телом с моральной точки зрения разобщает человека (вернее, его разум) и человеческое тело (плоть), которые, в свою очередь, становятся объектом, который может быть видоизменен, модифицирован и трансформирован.

При радикальном рассмотрении этого вопроса можно было бы даже утверждать, что человек как осознанный субъект права и принятия волевых решений (в некой бестелесной форме) обладает правом собственности на свое тело, что включает в себя полноценную триаду полномочий, характерную для собственника всякого имущества.

Разумеется, что распоряжение со стороны человека собственным телом должно быть ограничено нормами законодательства и морали, чтобы это не влекло за собой нарушение прав других граждан и совершение противоправных действий.

В этой связи достаточно остро встает вопрос о соотношении соматических прав человека с уже общепризнанными в научной среде поколениями прав человека.

Первое поколение прав человека охватывает политические и личные права граждан, которые сформировались в правовой действительности после ряда буржуазных революций, ознаменовав триумф либерально-демократических общественных мыслей.

Второе поколение прав человека представлено социально-экономическими и культурными правами, которые возникли у широких слоев населения, освобожденного от ручного труда вследствие автоматизации производственных процессов.

Доктрина третьего поколения прав человека в современном научном дискурсе до конца не сформирована. Это достаточно разнородная группа прав человека коллективного характера в области безопасности, доступа к информации, окружающей среде.

Реализация таких прав возможна в условиях глобализации.

Проведенный анализ не позволяет однозначно отнести соматические права к какой-либо из рассмотренных групп прав человека.

Таким образом, соматические права человека представляет собой специфическую категорию, которая присуща постмодернистской системе общества, где права отдельного индивида абсолютизируются вплоть до возможности модифицировать, видоизменять и кибернизировать собственное тело.

Рассмотрим сущностные черты соматических прав, которые отграничивают их от иных субъективных прав человека, а также подчеркивают их уникальную правовую природу.

  • 1.    Соматические права человека затрагивают тело человека как особый социально-биологический объект, который, по общему правилу, необоротоспособен в контексте гражданского права.

  • 2.    Соматические права прочно связаны с неотчуждаемыми правами человека, которые в естественно-правовой доктрине правопонимания считаются приобретенными человеком в момент его рождения.

  • 3.    Зависимость объема признания и возможности реализации соматических прав от научно-технического прогресса отдельного государства.

Последний обозначенный признак соматических прав наглядно подчеркивает невозможность на данный момент закрепить перечень таких соматических прав, который был бы универсальным и исчерпывающим для различных юрисдикций [1].

К примеру, в государствах с недостаточным развитием здравоохранения или недоступностью возможности использовать научно-технические решения в медицине массового сегмента у граждан, вероятно, будут отсутствовать на практическом (даже не на правовом) уровне соматические права на изменение своего генома или смену пола.

Это существенно затрудняет возможные перспективы признания минимально необходимого объема соматических прав человека конвенциональным путем в международных соглашениях.

Рассмотрим отдельные виды соматических прав.

  • 1.    Право на смерть – самое радикальное право человека из категории соматических. Реализация человеком права на смерть может проявиться в преднамеренном самоубийстве либо же в эвтаназии. В российском правопорядке эвтаназия находится под запретом.

  • 2.    Право на использование органов и тканей. Несомненной проблемой в этой связи является установленная в законодательстве презумпция согласия умершего на использование его органов, что создает правовые предпосылки для функционирования рынка черной трансплантологии.

  • 3.    Право на самостоятельное формирование сексуальной жизни. Это включает в себя право вступать в половую связь с одним партнером (в моногамном ключе), с различными партнерами (в полигамном ключе), а также право воздержаться от какого-либо активного сексуального поведения.

  • 4.    Право на смену пола. Это соматическое право включает в себя возможность изменить свой биологический пол (мужской на женский и наоборот) с помощью прохождения ряда гормональных процедур [2]. В России с 2023 года действует запрет на смену пола, введенный ст. 45.1 Федерального Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  • 5.    Репродуктивные права. Реализация этих прав связана с биологической возможностью заводить детей. Содержание репродуктивных соматических прав включает в себя право на рождение детей, право на отказ от рождения детей, право для женщин выступать в качестве суррогатной матери (при отсутствии медицинских противопоказаний и соблюдении иных требований законодательства), право на рождение ребенка с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.

Важнейшим правовым источником регулирования соматических прав является Указ Президента России 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Хотя данный нормативный правовой акт носит лишь подзаконный характер, его социально-культурное значение для российского общества невозможно переоценить.

Как отмечает И.В. Ушанков, оказание качественной медицинской помощи становится ценностным ориентиром в современной модели сервисного государства [3].

Если развивать идеи естественно-правовой доктрины и разделять взгляды о том, что современ- ное государство является сервисным, то есть направленным главным образом на удовлетворение личных и общественных потребностей частных лиц, следует заключить, что роль государства в области медицины и здравоохранения ограничивается лишь созданием условий для граждан по модификации собственного тела.

Однако последние несколько лет показывают, что государство является не просто субъектом, который гарантирует права и свободы граждан, но и самостоятельным носителем политической воли, которая находит свое выражение и отражение в государственной политике и нормативных правовых актах.

Ввиду этого следует сказать, что вопрос о признании и закреплении соматических прав напрямую зависит от той философско-правовой картины мира, которая устоялась в определенном обществе.

Если какое-либо государство встает на путь естественно-правовой картины правопонимания, приоритет отдается индивидуальным правам человека, которые в своей абсолютизации превосходят общественные интересы.

В случае же диктата в государстве легистского правопонимания соматические права не будут признаваться безусловно, им предстоит проделать непростой и тернистый путь от стадии зарождения до формального закрепления в правопорядке.

Как показал анализ российского законодательства, некоторые соматические права, которые признаются в зарубежных юрисдикциях, в России находятся под запретом.

Таким образом, законодатель России находится на сложном этапе балансировки и поиска консенсуса между расширением соматических прав граждан и защитой публичных интересов, в том числе культурного и духовного характера, которые присущи российской самобытной цивилизации.

Список литературы Соматические права человека и их роль в концепции сервисного государства

  • Малышева К.Е. Соматические права: миф или реалии современности? // Молодой ученый. 2021. № 25. С. 316319. EDN: IQAMJJ
  • Поцелуев Е.Л., Данилова Е.С. Понятие и виды личностных (соматических) прав человека // Наука. Общество. Государство. 2015. № 1. С. 124-133. EDN: WJEGGR
  • Ушанков И.В. Ценностные ориентиры в оказании медицинской помощи гражданам РФ // Евразийский юридический журнал. 2017. № 5 (108). С. 162-166. EDN: YTSVHF
Статья научная