Соната для альта и фортепиано ор. 51 f-moll (1954) В.Я. Шебалина в отечественной музыке 50-х гг. XX в: контексты творчества

Автор: Радзецкая О.В.

Журнал: Сфера культуры @journal-smrgaki

Рубрика: Культура и искусство

Статья в выпуске: 3 (13), 2023 года.

Бесплатный доступ

В исследовании формируется представление об особенностях развития камерно-ансамблевой музыки, ознаменовавшей новый этап развития сонатной формы, и путях ее становления в отечественном искусстве середины XX века. Некоторые произведения, созданные в эти годы в жанре камерного ансамбля, положили начало целой галерее образов, находившихся в прямой взаимосвязи с атмосферой послевоенного времени, его вдохновенно созидательным началом. В центре внимания автора - творчество В.Я. Шебалина и его Соната для альта и фортепиано f-moll ор. 51 № 2 из цикла «Три сонаты» (1954). Определена специфика художественного мышления композитора и направления его деятельности с целью решения практических задач при изучении современного репертуара камерных ансамблей.

Еще

Отечественное музыкальное искусство, камерный ансамбль, соната для альта и фортепиано, в.я. шебалин

Короткий адрес: https://sciup.org/170200542

IDR: 170200542   |   DOI: 10.48164/2713-301X_2023_13_79

Список литературы Соната для альта и фортепиано ор. 51 f-moll (1954) В.Я. Шебалина в отечественной музыке 50-х гг. XX в: контексты творчества

  • Раабен Л.Н. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля. Ленинград: Музыка, 1964. 180 с.
  • Мартынов И.И. Новые камерные сочинения Шостаковича // Советская музыка. 1946. № 5. С. 21-28.
  • Виссарион Яковлевич Шебалин [Электронный ресурс]. URL: https://www.belcanto. ru/shebalin.html (дата обращения: 08.03.2023).
  • Шебалина А.М. В.Я. Шебалин: годы жизни и творчества. Москва: Совет. композитор, 1990. 320 с.
  • Листова Н.А. В.Я. Шебалин. Москва: Совет. композитор, 1982. 296 с.
  • Московская государственная консерватория. 1866-1916: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. Москва: Прогресс-Традиция, 2016. 816 с.
  • Власова Е.С. Советское музыкальное искусство сталинского периода. Борьба агитационной и художественной концепций: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Москва, 2010. 43 с.
  • Протопопов В.В. О музыке В. Шебалина // Советская музыка. 1958. № 11. С. 13-19.
  • Шебалин В.Я. Соната для виолончели фортепиано До мажор ор. 51 № 3. Москва: Музыка, 1964. 52 с.
  • Алексеев Э.Е. Заметки о камерных ансамблях Шебалина // Виссарион Яковлевич Шебалин. Статьи. Воспоминания. Материалы. Москва: Совет. композитор, 1970. С. 152-180.
  • Скребков С.С. Некоторые проблемы современной мелодики // Советская музыка. 1959. № 12. С. 47-55.
  • Бонч-Осмоловская Е.К. В.Я. Шебалин: монография. Ленинград: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1983. 132 с.
  • Кузнецов К.А. Новое и старое в квартетах В. Шебалина // Советская музыка. 1940. № 1. С. 64-70.
  • Аксюк С.В. Хоры В. Шебалина // Советская музыка. 1955. № 1. С. 139-146.
  • Гринберг М.М. Русская альтовая литература. Москва: Музыка, 1967. 193 с.
  • Радзецкая О.В. Соната для альта и фортепиано в отечественном музыкальном искусстве первой трети XX в.: сочинения Н.А. Рославца и С.Н. Василенко // Вестник славянских культур. 2022. Т. 64. С. 292-303.
  • Радзецкая О.В. Сонаты для альта и фортепиано Йорка Боуэна в классе камерного ансамбля как образцы английской музыкальной культуры начала XX века // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10, № 1. С. 92-105.
  • Блок В.М. Камерные сочинения В. Шебалина // Советская музыка. 1960. № 11. С. 53-57.
Еще
Статья научная