Соотношение частного и публичного в правоотношениях несостоятельности (банкротства)
Автор: Чудайкин В.А.
Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu
Рубрика: Гражданское и экологическое право
Статья в выпуске: 4, 2009 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются вопросы содержания отношений института несостоятельности (банкротства). На основе анализа нормативных и доктринальных положений автор приходит к выводу о сложном комплексном характере частно-правовых и публично-правовых отношений несостоятельности (банкротства).
Короткий адрес: https://sciup.org/14719432
IDR: 14719432
Текст научной статьи Соотношение частного и публичного в правоотношениях несостоятельности (банкротства)
В статье анализируются вопросы содержания отношений института несостоятельности (банкротства). На основе анализа нормативных и доктринальных положений автор приходит к выводу о сложном комплексном характере частно правовых и публично-правовых отношений несостоятельности (банкротства).
Правовые отношения — это отношения между субъектами, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей участников [8, с. 742]. По природе правоотношения можно классифицировать на частные и публичные. Деление основано на различии между интересами, которые берутся под защиту норм права. Часть из них настолько важны для государства, что оно становится их носителем. Такой характер имеют, например, оборона государства от внешних врагов, борьба с преступностью, образование. Они относятся к публичным и защищаются публичным правом [11, с. 345]. Другую, частноправовую, категорию составля- ] ют интересы, которые считаются достоянием отдельных частных лиц: обладание имуществом, обзаведение семьей, получение наследства [11, с. 346]. В Российской Федерации приоритет отдается правам и свободам человека и гражданина, в связи с чем частноправовые отношения более распространены, нежели публичные. Отношения, регулируемые конкурсным правом, складываются между должником, не способным исполнить денежное обязательство и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, с одной стороны, и его кредиторами — с другой, по поводу соразмерного удовлетворения их требований в очередности, предусмотренной законом, за счет имущества должника [7, с. 30].
Вопрос о природе правоотношений несостоятельности (банкротства) является дискуссионным. Основная проблема заключается в том, что нормы конкурсного права невозможно отнести к какому-либо конкретному правовому институту или отрасли {9, с. 62].
Ряд авторов расценивают конкурсное право как институт частного права. Так, В. Ф, Попондопуло предлагает дифференцировать «институт частного права — конкурсное право» и «институт публичного права банкротства». Вместе с тем, указывает автор, законодательство о несостоятельности является комплексным и состоит из законодательных и подзаконных актов, содержащих нормы частного и публичного права, направленные на урегулирование комплекса взаимосвязанных в реальной действительности частных (горизонтальных) и публичных (вертикальных) отношений, возникающих в связи с несостоятельностью лица [7, с. 77]. Часть отношений, регулируемых конкурсным правом, составляют, входящие в структуру предмета гражданско-правового регулирования —- имуще-ственвых и связанных с ними неимущественных отношений с участием граждан и юридических лиц, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (п. I ст. 2 ГК РФ) [3]. Отношения между должником и кредиторами, возникшие благодаря неисполнению денежных обязательств по поводу соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет имущества должника, носят частноправовой характер. Одна из особенностей метода частноправового регулирования в данном случае состоит в том, что удовлетворение требований Кредиторов осуществляется в очередности, предусмотренной Законом «О несостоятельности...». О частноправовом характере данных отношений, указанном В. Ф. Попондопуло, свидетельствует также следующее: правовой статус субъектов отношений (должник, кредиторы — субъекты гражданского (обязательственного) права); юридическое содержание отношений (совокупность обязанностей не- платежеспособного (включая несостоятельного) должника и прав требований кредиторов); юридический объект отношений (действия должника (арбитражного управляющего) по соразмерному удовлетворению требований кредиторов из имущества должника в очередности, предусмотренной законом) [7, с. 30]. На наш взгляд, банкротство, например градообразующих организаций, затрагивает не только интересы неопределенного круга лиц. Банкротство крупных преджприятий может отразиться на состоянии экономики страны в цепом.
По мнению Е. А. Васильева, отношения, возникающие в связи с абсолютной неплатежеспособностью должников, регулируются целым комплексом норм материального и процессуального характера, образующих специфический институт гражданского и торгового права — несостоятельность, или конкурсное право [4, с. 441]. Об институте несостоятельности (банкротства) невозможно говорить как об отрасли права, это комплексная отрасль законодательства.
М. В. Телюкина полагает, что частноправовые и публично-правовые элементы конкурсных отношений настолько взаимосвязаны, что нет необходимости разделять публичные и частные аспекты конкурсного права [9, с. 66];
В том же контексте рассматривает природу конкурсных правовых отношений и А. Б. Агеев, определяя правоотношения банкротства как комплексные материально-процессуальные охранительно-регулятивные, основанием возникновения которых является неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств. Правоотношение банкротства в охранительном аспекте рассматривается как мера юридической ответственности, способом реализации которой выступает ликвидация должника [1, с. 6, 37]. Критикуя данную позицию, Е. Г. Дорохина указывает, что гражданско-правовая ответственность как один из способов защиты гражданских прав не только направлена на охрану имущественной сферы потерпевшей стороны, но и предполагает соответствующее материальное (имущественное) воздействие на правонарушителя. Такое воздействие предусматривает возложение невыгодных имущественных последствий на нарушителя, связанное с применением санкций, причем приводящих к определенным лишениям имущественного или личного характера. Именно невыгодность имущественных последствий в совокупности с применением санкции отличает меру гражданско-правовой ответственности от принудительного исполнения обязанности. Санкции, влекущие за собой определенные лишения, должны быть применены к нарушителю третьим лицом. При банкротстве мы видим обратное: должник вправе самостоятельно подать эаявле- ние о признании его банкротом; банкротство должника-гражданина скорее благо, нежели невыгодное последствие правонарушения, поскольку освобождает должника от дальнейшего исполнения требований кредиторов, не выполненных в ходе конкурсного производства [5, с. 32—33]. Именно концепция ликвидации как способа реализации юридической ответственности будет выступать целью института несостоятельности (банкротства). На наш взгляд, эта функция наиболее присуща финансовому оздоровлению должника.
Попытку представить правоотношение банкротства как способ защиты прав кредиторов предпринял А. И. Бедоликов, полагавший, что отношения кредиторов друг с другом являются основным предметом регулирования законодательства о банкротстве, в связи с чем банкротство является способом защиты права кредитора не столько от должника, сколько от иных кредиторов. При этом отношения, складывающиеся между кредиторами, направлены на максимальное увеличение своей доли исполнения обязательств за счет имущества должника [2, с. 34], Между тем нельзя согласиться с утверждением, что предметом конкурсного права являются преимущественно правовые отношения между кредиторами, поскольку разногласия не могут ябыть основой для развития правоотношений в процессе банкротства [5, с. 111].
Наиболее удачна, по нашему мнению, позиция С. А. Карелиной: институт несостоятельности (банкротства), формируясь на сгьЕке частного и публичного права, приобрел новое качество, не сводимое к свойствам отдельных его исходных элементов, речь идет о едином целостном предмете правового регулирования, в нашем случае — об отношениях, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) должника [6, с. 54]. Безусловно, особое место в процессе несостоятельности занимает одно из основных правовых средств частного права — соглашение, заключаемое на различных этапах дела о несостоятельности, Так, в соответсч’вии со ст. 132 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» [10] установление специального правового режима имущества социально значимых объектов влечет за собой особый порядок их продажи — путем проведения торгов в форме конкурса. Затем орган местного самоуправления заключает с покупателем соглашение об исполнении условий.
Согласно положениям ст. 79 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности заключается в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления. Процедура финансового оздоровления вводится арбичражным Су- дом на основании решения собрания кредиторов. Но в приведенных примерах использование соглашения как одного из основных частно-правовых средств регулирования зависит от использования публично-правовых средств. Решение собрания кредиторов (по аналогии с решением общего собрания участников хозяйственных обществ) нельзя отнести к частно-правовым средствам регулирования отношений в сфере несостоятельности. В. Химичев указывает, что для осуществления основного права кредитора, состоящего в удовлетворении его материально-правового требования к должнику, законодатель наделяет кредитора дополнительно специфичными правами, которые не вытекают из гражданского правоотношения [12, с. 33]. Одним из них является право участвовать в коллегиальных органах кредиторов, которые выражают их общую волю. Данное средство существенно влияет на динамику отношений, связанных с несостоятельностью.
Должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов в рамках финансового оздоровления совершать сделки или несколько взаимосвязанных: а) в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую сроку заключения сделки; б) которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 2 ст 82 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно ст. 101 указанного закона крупные, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Предлагаем, что эффективное использование как частноправовых, так и публично-правовых средств регулирования может существенным образом повлиять на характер финансовохозяйственной деятельности должника и процесс восстановления его платежеспособности. Таким образом, публично-правовые средства регулирования отношений несостоятельности оказывают непосредственное влияние на содержание и порядок применения частно-правовых средств. В свою очередь последние способствуй ют реализации публично-правовых средств [6, с. 56]. В частности, положения ст. 95 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривают введение моратория на удовлетворение требований кредиторов, который, безусловно, является публично-правовым средством. Введе- ние моратория влечет за собой ряд юридических последствий, одним из которых является начисление процентов на сумму требований конкурсного кредитора и уполномоченного органа в порядке и размере, установленном в Законе «О несостоятельности (банкротстве)». Соглашением внешнего управляющего с конкурсным кредитором могут быть предусмотрены и меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с указанными в законе.
Примечательно, что многие соглашения в процессе осуществления предпринимательской деятельности строятся в соответствии с Типовыми соглашениями, утверждаемыми государственными органами, в результате чего происходит трансформация частноправового средства в публично-правовое [6, с. 57]. Так, в целях реализации Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»1. Правительство РФ утвердило Типовые соглашения о реструктуризации долгов и о списании сумм пеней и штрафов. Ряд средств экономического, организационного, информационного и другого характера, приобретающих в процессе реализации норм права правовую форму, также неразрывно взаимодействуют с публичноправовыми средствами. Например, продажа предприятия должника и последующее заключение договора купли-продажи в рамках внешнего управления возможны лишь после опубликования сообщения о продаже на торгах (п. 6 ст. 109 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
О публично-правовом характере банкрот ства говорит и то, что с социальной и экономической точки зрения оно является невыгодным, ведет к цепочке неплатежей, неисполнения ряда обязательств, поэтому прибегать к ликвидации необходимо в исключительных случаях. Институт банкротства, на наш взгляд, преследует особую социально и экономически значимую цель — восстановление платежеспособности должника и его финансовое оздоровление. Исходя из этого возникает объективная потребность в государственном регулировании процесса несостоятельности, для того чтобы противостоять частным устремлениям отдельных кредиторов, и удовлетворения публичных интересов.
Таким образом, безусловно, в правоотношениях несостоятельности (банкротства) присутствуют как частные, так и публичные начала, которые тесным образом взаимодействуют и переплетаются между собой. Часть отношений, регулируемых конкурсным правом, составляют частноправовые между должником и кредиторами, возникшие из неисполнения денежных обязательств, по поводу соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет имущества должника, а также соглашения, заключаемые на различных этапах дела о несостоятельности.
Остальные нормы конкурсного права посвящены регулированию публично-правовых отношений. К таковым относятся регулирующие процедуру финансового оздоровления, так как ее цель не может сводиться исключительно к удовлетворению требований кредиторов в полном объеме, а заключается в улучшении состояния деятельности предприятий и экономики в целом.
Список литературы Соотношение частного и публичного в правоотношениях несостоятельности (банкротства)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона „О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой ситемы «Консультант Плюс».
- Агеев А. Банкротство в гражданском праве. Проблемы теории: автореф. дис. канд. юрид. наук |А Агеев. -М., 2001. -24 с.
- Белоликов А. И. Принципы банкротства/А. И. Белоликов//Право и экономика. -2004.-№ 8. -С. 32-37.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: по состоянию на 1 марта 2009 года. -М.: Эксмо,2009. -912 с.
- Гражданское и торговое право капиталистических государств/под ред. Е. А. Васильева. -изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Международ. отношения, 1993. -556 с.
- Дорохина Е. Г. Природа правоотношения несостоятельности (банкротства)/Е. Г. Дорохина//Журн. рос. права. -2006. -№ 5. -С. 110-117.
- Карелина С. А. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством): сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств/С.А. Карелина//Законодательство. -2008. -№ 8. -С. 52-60.
- Попондопуло В. Ф. Конкурсное право: правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебное пособие/В. Ф. Попондопуло. -М.: Юристъ, 2001. -331 с.
- Теория государства и права: учебник/под ред. М. Н. Марченко. -М.: Зерцало, 2009. -48 с.
- Телюкина М. В. Основы конкурсного права/М. В. Телюкина; Российская академия наук; Институт государства и права -М.: Волтерс Клувер, 2004. -560 с.
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». -М.: Эксмо, 2009. -288 с.
- Хвостов В. М. Общая теория права: элементарный очерк/В. М. Хвостов. -6-е изд.,испр. и доп. -СПб.: Н. П. Карабасников, 1994. -155 с.
- Химичев В. А. Защита прав кредиторов при банкротстве/В. А. Химичев. -М.: Волтерслувер, 2005. -176 с.