Состояние гемостаза при замещении дефектов костей свода черепа
Автор: Сбродова Л.И., Дьячков А.Н., Гордиевских Н.И.
Журнал: Гений ортопедии @geniy-ortopedii
Рубрика: Оригинальные статьи
Статья в выпуске: 3, 2005 года.
Бесплатный доступ
Работа выполнена на 15 взрослых беспородных собаках обоего пола в возрасте от года до трех лет, которым моделировали, а затем устраняли методом чрескостного дистракционно-компрессионного остеосинтеза патологию плоских костей свода черепа. Установлено, что после наложения аппарата на голову и резекции фрагмента костей черепа происходят изменения свертывающей активности крови. Установлено, что свертываемость крови повышается в связи с потреблением еѐ факторов на регенераторные процессы и восстанавливается только после снятия аппарата.
Череп, резекция, дефект, гемостаз, эксперимент
Короткий адрес: https://sciup.org/142120828
IDR: 142120828
Текст научной статьи Состояние гемостаза при замещении дефектов костей свода черепа
Применение чрескостного остеосинтеза для замещения дефектов костей свода черепа, к тому же стимулирующего мозговое кровообращение за счет образования экстра- и интракраниальных анастомозов, позволило добиться положительных результатов при лечении больных с последствиями травм головного мозга и нарушениями мозгового кровообращения.
Из литературных источников известно, что система гемостаза, как одна из наиболее лабильных систем организма, при черепномозговой травме резко изменяет свою актив- ность. В то же время крайне мало публикаций, посвященных изучению свертывающей системы крови при дистракционном остеосинтезе. Тем более, нет исследований, раскрывающих состояние гемостаза при замещении дефектов костей черепа методом дозированной дистракции.
В связи с этим нами проведено изучение свертывающей и фибринолитической систем крови при замещении дефектов костей свода черепа путем дозированного перемещения в нем полнослойного костного фрагмента на питающей ножке.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Работа выполнена на 15 взрослых беспородных собаках обоего пола в возрасте от года до трех лет, которым моделировали, а затем устраняли методом чрескостного дистракционнокомпрессионного остеосинтеза дефект костей свода черепа.
Методика операции. На голову собаки накладывали кольцо аппарата Илизарова, производили разрез мягких тканей головы по сагиттальной линии, слева отслаивали мышцы и резецировали участок костей свода черепа в среднем 2,6 15 см. От заднего края дефекта формировали полнослойный костный фрагмент длиной около 1,2 см и шириной 1,3 см, сохраняющий связи с окружающими мягкими тканями за счет мышечной ножки, и фиксировали его у заднего края дефекта двумя тракционно-направляющими спицами. Сохраняли твердую мозговую оболочку. Через 7 дней после операции на кольцо аппарата Илизарова устанавливали тракционный узел и начинали дозированное перемещение костного фрагмента с темпом 0,5-1 мм в сутки до смещения фрагмента к переднему краю дефекта.
Отмечено, что в первые дни после операции состояние животных было, как правило, средней тяжести. Вставать и активно передвигаться по клетке, собаки начинали через сутки. Через одну неделю поведение их практически не отличалось от поведения здоровых животных.
Исследования проводили до операции, перед началом дистракции, в ходе ее, в периоде фиксации и после снятия аппарата.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
При анализе развернутых коагулограмм (таблица) до операции в группе обследованных животных не выявлено каких-либо отклонений в системе свертывания крови, однако её фибринолитическая активность была повышена до 27,2±0,8 %, что, возможно, объясняется сезонными изменениями и гиподинамией [16]. Исходная картина мазков периферической крови животных до оперативного вмешательства была «спокойной» (рис. 1).

Рис. 1. Картина периферической крови животного до операции
В первые сутки после операции прослеживались изменения свертывающего потенциала крови во всех его фазах. Отмечалось некоторое удлинение времени свертывания крови; повышение её тромбопластиновой активности, на что указывало укорочение времени потребления протромбина с 26,7±0,8 с до 22,8±1,54 с (р<0,05) и повышение толерантности плазмы к гепарину на 23,4 % (р<0,05). Угнеталась антитромбиновая и гепариновая активность - тромбиновое время укорачивалось с 20,6±0,37 с до 16,1±1,36 с (р<0,05), свободного гепарина с 5,8±0,42 с до 3,8±0,8 с (р<0,01). Количество фибриногена увеличивалось в два раза. Вместе с тем, фибриназа, принимающая участие в процессе полимеризации фибриновой молекулы, понижалась на 31 % (р<0,05), определялись продукты деградации фибриногена/фибрина - этаноловая проба выражалась 4+, снижался фибринолиз на 6,2 %. Было совершенно очевидно, что активность кровяных пластинок, определяемая в раннем послеоперационном периоде, менялась, увеличивался их количественный состав на 17 %. Множество тромбоцитов находилось в конгломератах (агрегация) и прослеживалась адгезия, тромбоциты выбрасывали псевдоподии (рис. 2). Адгезия и агрегация тромбоцитов инициировали выход тромбопластических и антигепарино- вых субстанций. Отмеченный нами тромбоцитоз и увеличенная тромбоцитарная адгезивность согласовывались с гиперкоагуляцией, выявленной и по другим показателям коагулограммы.

Рис. 2. Щадящая компенсаторная анемия, агрегат тромбоцитов, сегментоядерный лейкоцит. Первые сутки после операции
В последующие дни число кровяных пластинок и адгезивность нарастали (рис. 3, 4, 5). Показано, что помимо участия тромбоцитов в биохимических процессах, необходимых для коагуляции крови, они, благодаря свойству адгезивности, играют и механическую роль в образовании тромба [4, 5]. Результаты гистологического исследования показали, что через 7 дней после операции в дефекте и первоначальном диастазе между фрагментом и задним краем дефекта содержалась свернувшаяся кровь, в которую на глубину 0,5-1 мм проникали тяжи соединительной ткани и капилляры [3].
К началу дистракции - через 7 суток с момента операции - свертывание крови понижалось, отмечалась заметная адаптация к стрессорному воздействию (операции и наложению аппарата) со стороны системы гемостаза. Понижалась на 62 % тромбопластиновая активность: время потребления протромбина удлинялось и на 18,9 % понижалась резистентность плазмы к гепарину по отношению к исходному уровню. Стимулировался на 6 % фибринолиз. В этот период наблюдалась активизация сосудисто-тромбоцитарного гемостаза. По всей вероятности, под влиянием напряжения натяжения спиц в аппарате значительно изменялась электрическая активность самого сосуда. Выделяющийся при этом адреналин - один из неспецифических раздражителей -изменял потенциал сосуда в сторону увеличения отрицательного заряда интимы и вызывал изменения коагуляционных свойств [12, 15]. Возбуждение вегетативной нервной системы, симпати- ческого ее отдела, приводило к увеличению проницаемости эндотелия с одновременным выбросом в кровоток тканевых факторов, способных стимулировать свертывание крови и фибринолиз. Под действием возбуждений увеличивалась и определяемая нами концентрация тромбина -второго неспецифического раздражителя, который в результате биохимического взаимодействия повышал чувствительность хеморецепторов сосудистых стенок, вследствие чего включался рефлекторный акт, способный вызывать снижение антитромбиновой (на 14 %) и гепариновой активности (на 29,3 %) [4, 9]. Напротив, при малой концентрации тромбина наблюдалось бы повышение этой активности. На большую концентрацию тромбина указывало и увеличение количества фибриногена почти в 2 раза. Количество тромбоцитов при этом возрастало на 23 %.

Рис. 3. Выраженная анемия, активированные тромбоциты, моноцит, нейтрофилы. 7 суток дистракции
Через одну неделю дистракции гиперкоагуляция сохранялась ускорение общей свертывающей активности крови составляло до 23,4 %. Увеличивались по отношению к предыдущему сроку наблюдения тромбопластиновая (на 34 %) и антитромбиновая (на 13 %) активность. Концентрация фибриногена была высокая, в пределах предыдущего срока наблюдения, вместе с этим, его фибриназа была снижена на 20 %. Фибринолиз уменьшался до 17 %. Уровень свободного гепарина восстанавливался.
Во вторую неделю дистракции антитромбо-пластиновая и антитромбиновая активность возрастали на 33 % и 29 %, соответственно; снижались количество фибриногена и его XIII фактор, этаноловая проба была менее выражена (3+). Содержание гепарина увеличивалось до 141 %. Время свертывания крови ускорялось на 29,4 %, а фибринолиз снижался на 10,5 %. Заметим, что при нормализации количества тромбоцитов в мазках крови прослеживались их агрегаты (рис. 4).
В третью неделю дистракции в I и II фазах свертывающей системы крови преобладала гиперкоагуляция. В мазках крови определялось скопление палочкоядерных нейтрофилов
(рис. 5), которые за счет своих субстанций принимают немаловажное участие в регенераторных процессах [11]. Из собственных наблюдений замечено, что при чрескостном остеосинтезе именно в данный период происходит активный выход из костного мозга, подчеркиваем, палочкоядерных нейтрофилов.

Рис. 4. Выраженная агрегация тромбоцитов, палочкоядерный нейтрофил. 14 суток дистракции

Рис. 5. В поле зрения скопление клеток белого ряда. 21 сутки дистракции
В четвертую неделю в большинстве коагулограмм время рекальцификации несколько удлинялось. Устойчивость плазмы к гепарину в этот период дистракции и вплоть до её окончания оставалась на уровне 90 %, что означало постепенное восстановление тромбопластической активности. Об этом свидетельствовал и ряд других показателей утилизация протромбина и уменьшение количества фибриногена до 138 %, которое вплоть до конца дистракции практически не менялось. Все вышеперечисленное является хорошим прогностическим признаком. Более того, количество тромбоцитов, фибриназа и фибринолиз крови восстанавливались. Оставались сниженными антитромбин и антигепарин.
На пятую неделю преобладала тенденция к гипокоагуляции: время свертывания крови и рекальцификации плазмы были удлинены на 9 % и 45 %, соответственно; растормаживание фибринолиза приводило к снижению фибриназы. Концентрация тромбина возвращалось к доопера- цонному периоду. Снижались продукты паракоагуляции (этаноловая проба 2+) и объем гепарина. Тромбопластиновая активность снижалась вплоть до конца периода дистракции. Количество тромбоцитов увеличивалось на 14 %. Увеличение кровяных пластинок мы связываем со снижением их адгезивно-агрегационных свойств и восстановлением при этом сосудистого русла. Мотивы повышения кровяных бляшек могли быть и другими. Во-первых, во избежание кровотечения и предотвращения срывов адаптации при активации фибринолиза крови и снижении ее фибриназы, возможно, организм выбрасывал в кровоток из своего резерва дополнительные свободные тромбоциты. Возможно, изменение потенциала сосудистой стенки приводило к ослаблению адгезивно-агрегационной активности тромбоцитов.
К концу периода дистракции (на 42-е сутки) свертываемость крови понижалась на 27 % от исходного значения. Другой, более чувствительный показатель, также отвечающий за общую свертывающую активность крови, время рекальцификации плазмы (74,3±2,3 с) возвращался к доопе-рационному уровню (79,5±4,07 с). Фибринолиз имел ту же тенденцию, что в целом приводило к выравниванию обеих систем. Концентрация фибриногена и фибриназы превышали норму на 46 % и на 19,3 %, соответственно. Одновременно с этим отмечено снижение количество тромбоцитов на 18,5 %, тромбина – на 5 %, а эндогенного гепарина – на 8,6 % от исходного уровня. Выраженная этаноловая проба указывала на латентную тенденцию к внутрисосудистому свертыванию.
Через месяц фиксации по многим показателям коагулограммы: антитромбиновой, антиге- париновой, фибриназной активности, этаноловой пробе, количеству тромбоцитов наблюдалась нормализация. Вместе с тем, время потребления протромбина удлинялось на 71 %, фибриноген повышался на 32 %. Параллельное снижение свертывающего и фибринолитического потенциала крови в целом предотвращало срыв в системе гемостаза. И только после снятия аппарата происходило восстановление свертывающей и фибринолитической активности крови.
Таким образом, установлено, что после наложения аппарата на голову и резекции фрагмента костей черепа происходят изменения со стороны свертывающей активности крови. Через одну неделю после операции активность её свертывания несколько понижалась и сопровождалась повышением фибринолитической активности, в результате включения адаптационных и приспособительных механизмов организма. Выявленная нами гиперкоагуляция в периоде дистракции являлась следствием рефлекторного повышения уровня прокоагулянтов (тромбина, фибриногена) и снижения уровня антикоагулянтов (гепарина). Установлено, что свертываемость крови оставалась повышенной в связи с потреблением факторов свертывания на регенераторные процессы и восстанавливалась только после снятия аппарата.
Полученные нами данные могут быть использованы для дифференцированной диагностики развивающихся изменений гемокоагуляции и коагуологического контроля за эффективностью производимой терапии.
Таблица 1
Изменения в свертывающей и фибринолитической активности крови при замещении дефектов костей свода черепа М±m
Показатели |
Исходные |
1-3 сут. п/о |
7 сут. п/о |
1 нд |
2 нд |
3 нд |
4 нд |
5 нд |
6 нд |
1мф |
1м б/а |
ВСК (с) |
439,4± |
474,3± |
373,9± |
387,43± |
309,7*± |
292,3*± |
475,8± |
478,3± |
558,75*± |
546,1*± |
504,4*± |
28,47 |
80,1 |
40,9 |
30,1 |
32,3 |
36,9 |
57,7 |
7,3 |
67,4 |
45,09 |
43,09 |
|
ВРП (с) |
79,5± |
63,3± |
61,36*± |
60,9*± |
66,7± |
54,8*± |
84,2± |
115,2*± |
74,3± |
120,3*± |
101,3*± |
4,07 |
5,9 |
5,9 |
4,7 |
3,3 |
3,83 |
11,2 |
5,2 |
2,3 |
2,6 |
3,5 |
|
ПП (с) |
26,67± |
22,75*± |
43,25**± |
28,6± |
35,3*± |
30,25± |
34,5± |
30,25± |
29,7± |
45,7*± |
27,3± |
0,84 |
1,54 |
6,1 |
0,75 |
5,29 |
6,0 |
5,6 |
4,2 |
2,7 |
2,3 |
1,45 |
|
ТГП (с) |
317,8± |
243,3*± |
377,8*± |
251,3*± |
265,3± |
226,6*± |
280,7± |
288,3± |
276,75± |
298,7± |
337,7± |
16,6 |
8,9 |
31,6 |
12,4 |
6,7 |
6,9 |
6,9 |
10,09 |
9,9 |
9,8 |
8,25 |
|
ФГ (г/л) |
2,132± |
4,172**± |
4,143**± |
4,29**± |
3,535*± |
3,363*± |
2,928*± |
2,84± |
3,107*± |
2,81*± |
2,22± |
0,237 |
0,30 |
0,292 |
0,391 |
0,153 |
0,272 |
0,178 |
0,227 |
0,182 |
0,391 |
0,247 |
|
ТВ (с) |
20,6± |
16,1**± |
17,8*± |
20,1± |
26,5± |
22,2± |
15,66**± |
18,8± |
19,6± |
21,3± |
22,3± |
0,37 |
1,36 |
0,8 |
1,24 |
3,47 |
2,85 |
0,76 |
1,29 |
0,3 |
0,88 |
1,2 |
|
СГ (с) |
5,8± |
3,8**± |
4,1*± |
6,0± |
8,2**± |
3,3**± |
4,08*± |
3,8**± |
5,3± |
5,67± |
5,7± |
0,42 |
0,8 |
0,39 |
0,58 |
1,43 |
0,38 |
0,37 |
0,37 |
0,33 |
0,33 |
0,88 |
|
XIII ф (с) |
46,3± |
31,9*± |
41,5± |
37,2± |
31,3*± |
40,7± |
45,2± |
37,7± |
55,25*± |
53,3*± |
47,3± |
4,24 |
3,47 |
3,18 |
5,05 |
1,20 |
2,3 |
5,07 |
5,3 |
4,38 |
6,84 |
8,19 |
|
ФА (%) |
27,2± |
20,8*± |
33,2*± |
16,6*± |
17,5*± |
20,3*± |
28,3± |
30,7± |
26,3± |
16,6*± |
21,1± |
0,8 |
4,7 |
4,6 |
2,72 |
2,18 |
2,02 |
2,4 |
2,1 |
2,4 |
3,5 |
1,53 |
|
PTL 109 |
332,7± |
388,3± |
408,8*± |
409,0*± |
332,9± |
380,8± |
306,2± |
379,1± |
271,25*± |
346,7± |
330,3± |
10,15 |
26,72 |
26,57 |
13,4 |
24,3 |
19,97 |
35,56 |
26,29 |
17,37 |
10,14 |
5,77 |
|
Этанол |
2,0 + |
4,0 + |
4,0 + |
4,0 + |
3,0 + |
4,0 + |
3,0 + |
2,0 + |
3,0 + |
4,0 + |
2,0 + |
Примечание: * p<0,05; ** p<0,001. Список сокращений: ВСК – время свертывания крови; ВРП – время рекальцификации плазмы; ПП – потребление протромбина; ТГП – толерантность гепаринизированной плазмы; ФГ – фибриноген; ТВ – тромбиновое время; СГ – свободный гепарин; ХIII ф – тринадцатый фактор, фибриназа; PTL – тромбоциты; Этанол – этаноловая проба; с – секунда.