Состояние гнездящейся группировки малого подорлика Aquila pomarina в заповеднике «Калужские засеки»

Автор: Костин А.Б., Галактионов А.С.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 1393 т.26, 2017 года.

Бесплатный доступ

Второе издание. Первая публикация: Костин А.Б., Галактионов А.С. 2008. Состояние гнездящейся группировки малого подорлика в заповеднике «Калужские засеки» // Изучение и охрана большого и малого подорликов в Северной Евразии: Материалы к 5-й международ. конф. по хищным птицам Сев. Евразии. Иваново: 187-189.

Короткий адрес: https://sciup.org/140156847

IDR: 140156847

Текст краткого сообщения Состояние гнездящейся группировки малого подорлика Aquila pomarina в заповеднике «Калужские засеки»

А. Б. Костин, А. С. Галактионов

Второе издание. Первая публикация в 2008*

Территория юго-восточных районов Калужской и сопредельной части Орловской областей является местом обитания значительной группировки малого подорлика Aquila pomarina , что в 1997-1998 годах позволило выделить здесь две ключевые орнитологические территории международного ранга (Ключевые... 2000). На площади примерно 800 км2 в 1995-2007 годах отмечалось 5-10 территориальных пар этого вида, со средней плотностью населения 0.9 пары на 100 км2 (Mishenko et al . 2001).

Основными типами местообитаний, заселяемых малым подорликом в условиях региона, служат водораздельные сложные дубравы, окружённые массивами залежей и полей, и припойменные комплексы хвойно-широколиственных лесов и влажных заливных лугов по реке Вытебеть. На территории основного стационара (Южный участок заповедника «Калужские засеки» и сопредельные угодья) выявлено 8 гнездовых участков. Пять из них являются многолетними постоянными территориями, используемыми подорликами на протяжении 8-12 лет. Известно 16 гнездовых построек и 23 случая гнездования. В качестве гнездового дерева наиболее часто используется ель (7 гнёзд). Четыре гнезда располагались на дубе, по два – на осине и берёзе, одно гнездо было выстроено на клёне. Наиболее типично (50% случаев) размещение гнёзд на высоких (в среднем 22 м высотой) деревьях на высоте от 15 м, в развилке главного ствола в центральной и нижней частях кроны. Второе место по встречаемости (около 44%) занимают постройки, расположенные у главного ствола, также в центральной и нижней частях кроны. Регистрировалось 3 случая использования подорликами старых гнёзд канюка Buteo buteo; однако вследствие значимых различий построек этих видов ( Р < 0,000; критерий Манна-Уитни) по таким параметрам, как тип, возраст гнездового выдела и часть кроны гнездового дерева (Костин, Ярокурцева 2004), заселение канючиных гнёзд не характерно для малых подорликов в Калужских засеках. Собственные постройки подорликов были особенно хорошо укрыты кронами деревьев второго яруса. Некоторые из гнёзд характеризовались особой сложностью конструкции: два гнезда были построены на «ведьминых мётлах»; одно – на ветвях двух соседних деревьев. Особо следует отметить постройку, сооружённую на двойной берёзе с дополнительной опорой на ветки второго ствола, комель его упавшей вершины и застрявшую на гнездовом дереве сломанную верхушку соседней ели.

Отдельные гнездовые постройки используются подорликами не более 2-3 лет подряд. На некоторых постоянных участках имеется по 4-6 разновозрастных построек, хотя часты случаи их обрушения при сильных ветрах. В норме новые гнёзда устраиваются в 70-390 м от использовавшихся ранее (в среднем на расстоянии 230 м). В случаях гибели гнезда в предыдущем сезоне регистрировалось гнездование в 900 и 1500 м от прошлогодних построек.

Охотничьи стации и способы кормодобывания у малых подорликов менялись на протяжении гнездового периода. Весной и в первую половину лета птицы обычно охотились на залежах и лугах: суходольных в северной части заповедника и пойменных, включая берега старичных водоёмов, на юге стационара. В этот период чаще применялось парение. Примерно с конца июня, особенно при наличии высокого сомкнутого травостоя, снижающего доступность добычи, начинали преобла- дать встречи подорликов, охотившихся с низких присад в приручьевых ольшаниках. Несколько раз отмечались случаи наземной охоты на лугах в местах с невысоким травостоем: подкарауливание добычи у нор полёвок и пешее перемещение на расстояние до 300-500 м.

К природным факторам, способным, вероятно, отрицательно сказываться на успешности гнездования малого подорлика в «Калужских засеках», относится агрессивное поведение в начале репродуктивного периода чрезвычайно многочисленного здесь (до 47 пар/100 км2) канюка. Известен по крайней мере один случай, когда пара малых подорликов, во второй половине апреля пытавшаяся занять одно из своих старых гнёзд, к 8 мая бросила его из-за непрекращающихся атак, сопровождающихся ударами крыльями и лапами, со стороны трёх пар канюков. В результате уже в мае подорлики построили новое гнездо в 800 м от предыдущего, однако гнездование оказалось неуспешным.

Антропогенное воздействие, практически отсутствовавшее в 1990-е годы, существенно возросло на протяжении последних 7-8 лет. Условия обитания части группировки малого подорлика, гнездящейся вне территории заповедника, значительно ухудшились за счёт «санитарных» рубок, затрагивающих непосредственно гнездовые участки. Несколько гнездовых участков было брошено. Несмотря на это, в целом отмечена значительная толерантность вида к изреживанию леса и появлению в нескольких десятках метров от гнездового дерева лесовозных дорог. В случаях проведения рубок в зимний период подорлики продолжали использовать старые гнёзда либо строили новые в недору-бах, иногда в непосредственной близости (40 м) от сплошных вырубок. Однако работы по распилке и вывозу древесины в апреле-июне приводили к оставлению занятых гнёзд и возобновлению размножения на участке на второй год после прекращения лесозаготовок.

Список литературы Состояние гнездящейся группировки малого подорлика Aquila pomarina в заповеднике «Калужские засеки»

  • Ключевые орнитологические территории России. Т. 1 Ключевые орнитологические территории международного значения в Европейской России. 2000. М.: 1-702.
  • Костин А.Б., Ярокурцева М.А. 2004. Особенности гнездования хищных птиц в лесном и лесополевом ландшафтах юга Калужской области//Науч. чтения памяти проф. В.В.Станчинского. Смоленск, 4: 393-398.
  • Mischenko A.L., Ochagov D.M., Kostin A.B., Galushin V.M., Nikolaev V.I., Sukhanova O.V., Eremkin G.S. 2001. Spotted eagles in the central part of European Russia: preliminary assessment of their ranges and population status//Acta ornithoecologia 4, 2/4: 331-336.
Краткое сообщение