Состояние и тенденции развития буддизма в Республике Калмыкия

Автор: Лиджи-Горяева Байра

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 11, 2008 года.

Бесплатный доступ

Можно уверенно говорить, что изучение и философское осмысление буддийской религиозной традиции остаются чрезвычайно актуальными. Особенно это важно для Калмыкии - единственной «буддийской» республики, расположенной в европейской части России.

Короткий адрес: https://sciup.org/170164312

IDR: 170164312

Текст обзорной статьи Состояние и тенденции развития буддизма в Республике Калмыкия

В проведенном в конце 2007 г. в республике исследовании приняли участие 350 чел., из них респонденты-русские составили 27,8% от выборочной совокупности; респонденты-калмыки – 62,4%; респонденты – представители других этносов (среди них преобладают представители северокавказских республик) – 9,8%.

Как показал социологический опрос, большинство опрошенных (80%) относятся к религии положительно, безразличны – 9,4%, отрицательно относятся к вере 1,5%, затруднились ответить – 9,1%.

По данным ВЦИОМ, люди тянутся к религии в первую очередь потому, что хотят приобщиться к национальной традиции, видят в вере нравственный идеал, хотят найти утешение в горе, жизненных трудностях, – полагают 19–21% опрошенных. Реже тягу к религии связывают с верой людей в сверхъестественное или же с «модой на религию» – 9–10%. Лишь 3% объясняют такое стремление неграмотностью людей. Чем выше уровень образования респондентов, тем более они склонны связывать интерес к религии со стремлением к нравственному идеалу (16% в группе с образованием ниже среднего и 22% в группе с высшим и незаконченным высшим образованием)1.

Жителям республики был задан вопрос: «Как Вы считаете, растет ли в республике религиозность населения?» Согласны с мнением «Да, люди постепенно приобщаются к религии» 60,9%; ответивших «Сегодня модно быть верующим, истинно религиозных людей мало» – 22,3% респондентов; выбравших ответ «Ничего не изменилось, население в целом атеистично» – 5,4%. Затруднились ответить – 11,1% опрошенных.

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА Байра, кафедра государственноконфессиональных отношений РАГС при Президент е Российской Федерации

По данным социологических опросов, проведенных в России, количество верующих в России увеличилось в два раза. Так, по данным Института социологии РАН, на вопрос: «Кем вы себя считаете?» – в 1998 г. ответили: «христианином вообще» – 34,7%, «православным» – 49,7%, «протестантом» – 1,1%, «атеистом» – 0,3%. По данным ВЦИОМ, православие исповедует 54% респондентов, ислам – 3%, католицизм – 0,4%, иудаизм – 0,3%2. Русской православной церкви неизменно доверяют в последние годы более 50% населения, что в 2–4 раза больше, чем доверяют основным государственным и общественным институтам – армии, правительству, Думе, СМИ. Святейший патриарх Московский и всея Руси, по опросам экспертов, каждый год входит в первую десятку людей, положительно влияющих на политику России.

Какова же картина религиозности в республике Калмыкия? Можно ска зать, что люди постепенно приобщаются к религии.

Верующими себя считают 43,1%, колеблющимися между верой и неверием, но ближе к вере – 30% респондентов, колеблющимися между верой и неверием, но ближе к неверию – 6,3%, а безразличных – 2,9%. Неверующих оказалось – 6,6%, а убежденных атеистов – 0,9%. Затруднились ответить – 9,7% опрошенных. Не ответившие респонденты, видимо, посчитали, что вопрос о вере затрагивает глубоко интимные переживания человека; кроме того, большинство респондентов относятся к старшей возрастной группе, сформировавшейся в условиях атеистического государства – СССР, где люди боялись обнаружить свои религиозные убеждения и привыкли их скрывать.

Следует признать, что в целом высокая религиозность наблюдается во всех этнических, социальных и возрастных группах. Эти данные говорят о стремлении людей к духовному, «одухотворению» своей жизни в нынешнем «обездуховле-ном» обществе с его жесткой конкуренцией, практицизмом; также они говорят и о восприятии религии сквозь призму национальной идентичности.

На вопрос: «Если вы считаете себя верующим, то к какой вере вы себя относите?» респонденты ответили: «я православный» – 24,6%, « я буддист» – 54,3%, «я мусульманин» – 8%.

Наиболее равномерно распределились ответы опрошенных по поводу взаимосвязи религиозного и национального: согласны, что национальная принадлежность идентифицируется с определенной исторически закрепившейся религиозной традицией (калмык – буддист, русский – православный) – 42,29% опрошенных, не разделяют такую точку зрения – 42,57%, затруднились ответить – 15,14% респондентов.

Одним из вопросов предложенной нами анкеты был вопрос о толерантности – какую религию респонденты считают наиболее терпимой.

В связи с возрождением идеи терпимости в научном и общественном сознании идет процесс осмысления ее содержания и смысловой идентификации в современных условиях. Толерантность в переводе на русский означает «терпимость», однако данное слово не отражает всего богатства и глубины содержания понятия и самой идеи, ибо слово «терпимость»

больше ассоциируется с обычной терпеливостью человека к неблагоприятным условиям жизни, внешним воздействиям и тем самым способствует более узкой интерпретации термина. Кроме того, оно больше связано с сугубо человеческими, субъектно-объектными отношениями в предметном мире, что, конечно, недостаточно для понимания смысла идеи. Природа терпимости и нетерпимости, насилия и ненасилия в этой сфере нуждается в глубоких и всесторонних исследованиях.

Так, наиболее толерантной конфессией большинство опрошенных считают буддизм – 55,7%, православие – 20,9%, ислам – 3,7%, католицизм – 0,6%, затруднились ответить – 17,7% респондентов.

Как уже отмечалось, респонденты-русские составили – 27,8% от выборочной совокупности; респонденты-калмыки – 62,4%; представители других этносов – 9,8%. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что представители конкретной конфессии в большинстве своем положительно оценивают исповедуемую религию.

В социологической анкете был специальный перечень вопросов для лиц, считающих себя буддистами. Но для того, чтобы глубже понять процессы, происходящие в республике в настоящее время, совершим небольшой экскурс в историческое прошлое калмыков.

Калмыки (в прошлом ойраты или западные монголы) – народ центральноазиатского происхождения, близкородственный монголам по языку, кочевому образу жизни, культуре и религии – известны еще с XIII в., с эпохи Чингисхана. Историки и этнографы, изучавшие жизнь калмыков в XVIII–XIX вв., характеризуют калмыков как миролюбивых, добрых, сплоченных, отрешенных от материального мира, обладающих развитым чувством признательности и отсутствием злопамятности. По их мнению, эти черты получили развитие у калмыков благодаря воздействию буддийского мировоззрения.

В течение последних трех столетий буддизм в виде одной из его разновидностей ламаизма пронизывал всю калмыцкую культуру, став модусом мышления, чертой ментальности.

На вопрос: «Что для Вас буддизм прежде всего?» четверть опрошенных (25,71%) отвечают: «любовь и сострада- ние ко всем живым существам»; «изменение своего сознания в лучшую сторону» – думают 20,86%; «Бодхичитта и желание помочь другим существам» – считают 4,57%. Разделяют мнение, что буддизм ограничивается лишь обрядами, молитвами, ритуалами, – 22%. Сопоставляют буддизм с философией – 28% и относят к мировым религиям – 8,29%. Приводя эти данные, напомним: буддизм как религиозно-философская система входит в культуру народа через поведение человека, контролирует его поступки, слова, тело, сознание. Основная цель поведения, базирующаяся на буддийском учении, – изменить образ человека, сознание в лучшую сторону.

Этнополитологи, буддологи, специализирующиеся на изучении буддизма, отмечают, что ценность буддизма воспринимается определенной частью граждан России в качестве символа этнического самосохранения. Об этом свидетельствуют труды и отдельные высказывания ведущих ученых в области буддологических исследований. Так, многие буддо-логи отмечают ведущую роль буддизма в формировании целостной этнокон-фессиональной общности: в частности, большинство калмыцких ученых считает, что приобщение калмыков к буддизму способствовало и сопутствовало формированию калмыцкого этноса. Изучение и философское осмысление буддистской религии в общем поле мировых культурных тенденций было и остается чрезвычайно актуальным.

Мы не могли не задать вопрос о том, как часто люди посещают хурул. Подавляющее большинство респондентов ответило, что посещают буддийский храм по необходимости (34%). По религиозным праздникам бывают в хурулах 8% респондентов.

Посещают хурул верующие для того, чтобы «помолиться» – 32,29%, «получить совет ламы» – 17,71% респондентов.

Мы уже отмечали, что для многих буддизм все еще ассоциируется с обрядами, молитвами, ритуалами: 26% опрошенных посещают буддийский храм для того, чтобы совершить обряд «продления жизни», «открытия дороги» – 22,86%, «имянаречения» – 5,71%, совершить обряд по усопшим родным – 5,43%, для определения ламой дня свадьбы – 13,71%. Также приходят в хурул для исце- ления от недуга – 11,43% опрошенных, 26,29% респондентов бывают в храме для того, чтобы получить душевное спокойствие. Лишь 5,43% респондентов посещают хурул, чтобы получить знания о буддизме.

Буддизм предполагает следование по нравственному пути, куда входят следование буддийскому мировоззрению, эмоциональное состояние буддиста и его действие. В основе поведения буддистов лежат нравственные обязанности, налагаемые на последователей, которые разделены на главные категории: обязанности по отношению к «трем драгоценностям» (Будде, Учению, Общине); обязанности по отношению к людям и ко всему живому в мире; и, наконец, по отношению к самому себе, готовность к самосовершенствованию.

Практикующими буддистами (в частности, занимающимися практикой медитации) являются лишь 9,71% респондентов. Не практикуют учение Будды, но считают себя буддистами 36,86% ответивших.

Следует отметить, что особенностью этноконфессиональной ситуации в Республике Калмыкия, как и в стране в целом, является то, что подавляющее большинство молодежи воспитывалось до недавнего времени в атеистическом духе, и это необходимо учитывать, ибо, согласно И. В. Подберезскому, подлинно практикующих в России 4–6%, учитывая все конфессии1.

В буддизме пропагандируется добро, счастье, благоприятное перерождение всего живого на земле, одновременно людей предостерегают от десяти черных грехов, наставляют на десять добродетелей; призывают быть сострадательными к своим врагам, взывая к милосердию. И еще одно правило – это постоянное самосовершенствование: владей собой, не отдыхай духовно, иди к вершине просветления, преодолевая свое эгоцентричное «я». Здесь высока роль молитв, психологических упражнений, мантр, которые, согласно буддизму, развивают внутренние способности человека, снимают подавленность, восстанавливают энергетический баланс, что способствует достижению состояния просветления. В связи с этим логичен заданный нами воп рос о том, к ак же они практикуют?

Начитывают мантры и определенные молитвы – 8%, делают подношения божествам – 9,14%, «через буддийское учение меняют свой ум в лучшую сторону» – 5,14%, «стараются помогать другим людям» – 6,84% и «стараются проявлять больше любви и сострадания ко всем живым существам» – 2,86% респондентов.

Центральное место в системе религиозных ценностей ламаизма занимает лама. Вся повседневная жизнь калмыка раньше была регламентирована отношениями «монах – мирянин», где именно монах принимал решения по поводу основных проблем жизни верующего: благополучия, рождения детей, погребения, свадьбы, здоровья и т.д. В прошлом российские историки, этнографы и буддологи отмечали важную роль калмыцкого духовенства в жизни простолюдина как «хранителя и истолкователя оригинальной буддийской науки»1.

Какую роль играют в XXI в. ламы, есть ли у сегодняшнего верующего духовный учитель, лама, к которому они обращаются за помощью? С таким вопросом мы обратились к жителям республики.

Подавляющее большинство ответило, что у них нет духовного учителя, ламы, к которому они бы обращались за помощью в трудной жизненной ситуации. Большинство верующих буддистов имеют дома алтарь или место для подношения.

Проведенное в 2007 г. исследование показало, что у значительной части населения Калмыкии наблюдается весьма значительный интерес к религии. Происходит некое духовное возрождение, охватывающее сразу несколько уровней:

  • -    восстановление теоретических знаний, Дхармы (на основе изучения многочисленных изданий буддийской литературы, посещения лекций известных буддийских монахов);

  • -    формирование института священнослужителей из числа местного населения;

  • -    восстановление обрядово-культовой сферы.

И если первый и второй уровни еще не обрели своей законченности, то восстановление обрядово-культовой сферы происходит в республике достаточно интенсивно.

Для объективной оценки религиозной ситуации, понимания складывающейся картины и получения определенных прогнозов развития конфессиональной ситуации необходимо применение исследовательских методов, которые позволили бы объективно изучать религиозный феномен, давая возможность исследователю оставаться свободным от эмоционального и идеологического подходов2. Таким образом, можно отметить, что начало XXI в. характеризуется достаточно активным приобщением населения к буддийским ценностям.

Статья обзорная