Состояние микрофлоры пазух при гнойном и гнойно-атрофическом гайморите
Автор: Касимов К.К., Усмонова Н.А., Касимов Х.К.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 6 (36), 2018 года.
Бесплатный доступ
Аннотатция: Статья посвящена изучению особенности микрофлоры верхнечелюстной пазухи при различных формы воспаления. Так как ведущим этиологическим фактором синсита является микробный. В литературе до настоящего времени приводится разноречивые данные в отношении преобладания той или иной флоры у больных гайморитами.
Исследование, микрофлора, гайморит, синусит
Короткий адрес: https://sciup.org/140273505
IDR: 140273505
Текст научной статьи Состояние микрофлоры пазух при гнойном и гнойно-атрофическом гайморите
Заболевания носа и околоносовых пазух, являются, наиболее распространенной патологией среди оториноларингологических патологии и встречаются во всех возрастных группах В оториноларингологических стационарах больные с хроническим синуситом составляют 15-30%. .
Ведущим этиологическим фактором синусита является микробный . Нередко установить истинную заболеваемость синуситами невозможно. Это объясняется тем, что в ряде случаев заболевание протекает бессимптомно, а также из-за несвоевременной обращаемости больных за помощью.
В литературе до настоящего времени приводится разноречивые данные в отношении преобладания той или иной флоры у больных гайморитами. Данное явление, очевидно, связано с ограниченностью микробиологических исследований, которые проводятся в ряде случаев. В литературе мы не встречали работ, где авторы параллельно изучали патологическое содержимое околоносовых пазух, как на аэробную, так и на анаэробную флору, а также на наличие грибов. Вместе с тем, именно при таком изучении можно получить правильную информацию о характере микрофлоры пазух у больных гайморитами.
Цель исследования: Изучить особенности микрофлоры верхнечелюстной пазухи при различных формы воспаления.
Материал и методы исследования: Под нашем наблюдениям находились 72 больных гнойно-атрофическим и 197 больных хроническим гнойным гайморитом. Этим больным проводили одновременное изучение анаэробной, аэробной и грибковой флоры. При хроническом гнойном гайморите превалирует рост бактериальной флоры в виде монокультуры, что наблюдается в 181 (91,5%) случаях, а в виде ассоциации лишь в 16 случаях. При этом преобладающей флорой оказался стафилококк, на втором месте стрептококк и на третьем кишечная палочка. Увеличение роста кишечной палочки в отделяемом из околоносовых пазух может служить прогностическим настораживающим признаком развития дисбактериоза и дальнейшее применение антибиотиков может привести к усилению дисбактериоза и способствовать грибковому суперинфицированию.
Несмотря на гнойно-воспалительный процесс, на 197 обследованный у 23 (11,9%) в посеве роста бактериальной флоры не получено. Отсутствие роста микрофлоры из пазухи у больных гнойным гайморитом многие авторы связывают с предшествующим лечением больных антибиотиками, что вызывает гибель бактериальной флоры. Однако, по нашему мнению, одной из причин стерильных посевов из отделяемого пазухи является ограниченность применяемых микробиологических методов исследования, что и подтверждено нашими дальнейшими наблюдениями.
Представляет определенный интерес выяснение характера микрофлоры при гнойно-атрофическом и сравнение ее с таковой при хроническом гнойном гайморитом. Из 72 обследованных больных гнойно-атрофическим гайморитом ни в одном случае не отмечено стерильного посева. Данное явление, видимо, связано с атрофическим процессом на слизистой оболочке, в результате которого нарушается бактерицидная активность слизистой оболочки, создаются благоприятные условия для ее роста и микрофлора становится обильной и активной.
При гнойно-атрофическом гайморите из 72 обследованных у 50 флора была представлена палочковидной флорой (негнойной палочкой, неидентифицированной палочкой, грамм положительными и грамм отрицательными палочками), а также протеем и клебсиеллами. Что касается кокковой флоры, то ее удельный вес при гнойно-атрофическом гайморите невысокий: из 72 случаев стафилококк высеян у 12 и стрептококк- у 8. Тогда как у больных с хроническим гнойным гайморитом преобладающей флорой оказалась кокковая 105 из 197. При этом преобладает стафилококковая флора у 77 из 197, а стрептококк- у 28. Одновременно нами отмечен большой удельный вес и палочковидной флоры у больных хроническим гайморитом. При гнойно-атрофическом гайморите синегнойная палочка высеяна у 12 (16,5%), при хроническом гнойном -только у 6 (3,1%). Эти данные указывают на значительную роль синегнойной палочки в патогенезе развития гнойного процесса при гнойно-атрофическом гайморите.
Таким образом, результаты изучения бактериальной флоры патологического отделяемого околоносовых пазух при гнойной форме свидетельствуют о преобладании стафилококка, а при гнойно-атрофической форме гайморите доминирует рост синегнойной, грамм отрицательной палочек. Отмечается тенденция нарастания роли кишечной палочки и грамотрицательной палочки при обеих формах гайморите.
В последнее время отмечается учащение случаев роста анаэробной флоры в отделяемом околоносовых пазух у больных синуситами. Исходя из этого, нами параллельно проводилось изучение характера анаэробной флоры у 72 больных с гнойно-атрофической и 197 больных гнойной формой гайморита.
Из 197 больных хроническим гнойным гайморитом у 36 (18,5%) в посеве отмечен рост анаэробной флоры. Обращает на себя внимание, что при хроническом гнойном гайморите анаэробная флора чаще представлено кокковой флорой, анаэробная палочковидная флора выявлена у 16,0%. Из 36 больных , у которых получен рост анаэробной флоры, у 20 из них анаэробная флора было в ассоциации с аэробной.
У больных гнойно-атрофической формой гайморита из 72 у 19 (26,5%) в посеве был получен рост анаэробной флоры. Из 19 случаев у 12 анаэробная флора была представлена палочковидными бактериями и в 7-ми случаях наблюдалось сочетание анаэробной с аэробной флорой.
Полученные нами данные подтверждают значимость анаэробной флоры в этиологии гайморита и указывают на целесообразность параллельного изучения характера микрофлоры околоносовых пазух как на аэробную, так и на анаэробную флору у подобного рода больных.
В последнее время возрастает роль грибковой флоры в этиологии воспалительного процесса околоносовых пазух. Во многих случаях уже на фоне хронически текущей бактериальной природы синуита грибковая флора присоединяется как вторичная инфекция.
Микологическое исследование патологического содержимого околоносовых пазух мы проводили у 308 больных Результаты наших исследований показали, что из 308 больных синуитом в посеве патологического отделяемого пазухи у 63 в посеве имеется рост грибковой флоры. Следует отметить, что при острых процессах очень редко высевается грибковая флора, из хронических процессов чаще наблюдается рост грибковой флоры у больных с гнойным синуитом и гнойно-атрофическим. У больных хроническим гнойным синуитом в посеве из околоносовых пазух получен рост грибковой флоры. При этом рост Кандида получен у 19, Пенициллиум-у 2 и Аспергилюс- у 15. Из 45 чистый рост лишь грибковой флоры отмечен у 14 больных, ав остальных 31 случае наблюдалась грибково-бактериальная ассоциация как аэробной, так и анаэробной флорой. Из 72 больных гнойно-атрофической формой синуита у 15 в посеве из пазухи получен рост грибковой флоры. При этом у всех больных отмечена грибковобактериальная ассоциация.
Грибково-бактериальная ассоциация, в основном, встречалась тех больных, длительность заболевания у которых превышала 10 лет. При этом течение синуита при грибково-бактериальной ассоциации было длительным, наблюдались частые рецидивы с ярко выраженными клиническими проявлениями синуита, они более трудно поддавались излечению, чем синуиты с чисто грибковой или бактериальной этиологией заболевания.
Микологическое исследование патологического содержимого околоносовых пазух мы проводили у 197 больных хроническим гнойным гайморитом, при этом у 36 (18,5%) в посеве из околоносовых пазух получен рост грибковой флоры. При этом рост Кандида получен у 19, Пенициллиум-у 2 и Аспергилюс- у 15. Из 36 чистый рост лишь грибковой флоры отмечен у 11 больных, а в остальных 25 случае наблюдалась грибково-бактериальная ассоциация как аэробной, так и анаэробной флорой.
Из 72 больных гнойно-атрофической формой гайморита у 15 (20,6%) в посеве из пазухи получен рост грибковой флоры. При этом у всех больных отмечена грибково-бактериальная ассоциация.
Грибково-бактериальная ассоциация, в основном, встречалась тех больных, длительность заболевания у которых превышала 10 лет. При этом течение гайморита при грибково-бактериальной ассоциации было длительным, наблюдались частые рецидивы с ярко выраженными клиническими проявлениями заболеваний, они более трудно поддавались излечению, чем гайморит с чисто грибковой или бактериальной этиологией заболевания.
Интересно отметить, что почти во всех случаях бактериальная флора, которая была в ассоциации с грибковой флорой, оказалась либо малочувствительной, либо вообще не чувствительной ко многим применяемым антибиотикам.
Обращает на себя внимание, что ассоциация различной микрофлоры (грибковой, анаэробной и аэробной) значительно чаще наблюдается при гнойноатрофическом гайморите.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости изучения характер микрофлоры пазухи, с последующим определения их чувстивительности к антибиотикам перед началом лечении.
Выводы: 1. Большую бактериальную обсемененность и высокая ассоциация микрофлоры наблюдается при гнойно-атрофической форме гайморита
-
2 .Большой удельный вес различной флоры в ассоциации, указывает на снижение защитных свойств слизистой оболочки у данной группы больных.
-
3 .Бактериальная флора, которая была в ассоциации с грибковой флорой, оказалась либо малочувствительной, либо вообще не чувствительной ко многим применяемым антибиотикам.
-
4 .Все эти данные дает основание на целенаправленное назначение эффективное лечения.
Список литературы Состояние микрофлоры пазух при гнойном и гнойно-атрофическом гайморите
- Козлов В.С., Державина Л.П. Носовой цикл. Рос. Ринол. 2001; 2; 109-110.
- Рязанцев С.В., Науменко Н.Н., Захаров Г.П. Принципы этиопатогенитической терапии острых синуситов. Метод. рекоменд., Санкт-Петербург 2005; 39 стр.
- Пальчун В.Т., Михалева Л.М., Гуров А.В., Мужичкова А.В. Особенности формирования хронического воспаления в верхнечелюстной пазухе. Вестн. Оторинолар. 2011. № 2. Стр.5-7. 4. Пискунов Г.З., Пискунов С.З. Клиническая ринология. М: "Миклаш". 2002. 390 стр.
- Brook I. Bakterioloqi of chronic maxillary sinusitis in adults. Ann Otol Rhinol Larynqol 1989; 6; 426-428.
- Corren J., Manniq B.E, Thomson S.F. Rhinitis therapy and prevention of hospital care for fstma: f case control study. Allerqy Clen Immunol 2004: 4: 301-313.